По следам мастерской "Создание авторского курса" (преамбула - предыдущим постом)
Кое-что о картинах, которые больше холста
Вдохновившим меня по обе стороны моста посвящаю этот коротенький текст
Авторство - что это такое?
Прежде чем создавать авторский курс - определи понятие. Как мы увидели потом на Мультиязычности, отсутствие четких границ всерьез мешает высказаться.
Итак, что же должно войти в определение авторского - применительно к курсу?
Собственное виденье творца? - да. Индивидуальный характер творения? - да. Но этого мало. Оказывается, с понятием авторства неразрывно связано понятие традиции. Но и само понимание традиции менялось в человеческой культуре. Раньше это была скорее догма, жесткие рамки, в которых можно развивать что-то, сейчас - скорее пространство смыслов за текстом, в котором происходит встреча автора и его собеседников.
Для меня эта связь - открытие, хотя казалось бы! Любой по-настоящему нарисованный пейзаж всегда немножко шире холста. Толкиновский лист с картины Ниггля уводит в лес. Настоящий автор, которому есть что сказать, всегда уводит нас за собой - и за тропой видимого встает пространство новых смыслов.
Если сравнить курс занятий с картиной - то мне хотелось бы, чтобы за рамки этой картины можно было (принципиальная целостность реальности) и хотелось шагнуть (а это уже про выбор увидеть, а не пройти мимо, выбор, который мы можем только показать - но не навязать...).
Иными словами (теми, которые мы сформулировали вместе): хочется, чтобы наши авторские курсы несли на себе не только "отпечаток руки", но и отражали целостную систему взглядов их творца, а в идеале - передавали её учащемуся.
Мы только начинаем находить ответы - пока что сами в себе - на жгучий вопрос: а какие критерии качества у того, что мы собрались делать. Куда мы ведем? И так ли нужно попасть в это "куда" тем, кто доверился нам как проводникам? Итак, нам нужны критерии для оценки двух вещей: направления (насколько полезно) - и скорости (насколько эффективно) нашего будущего совместного пути.
Но не менее, чем найти компас, важно самому найти лес. И научиться быть мостом между лесом новых смыслов и землей привычного.