Уильям Моррис и "Кельмскотт-пресс"

Dec 25, 2007 17:49

Колофоны:




"Записка о целях основания "Кельмскотт-пресс" ("Золотой" шрифт):




Arts and Crafts Essays - о целях и методах движения "Искусств и ремесел".

Примерно с позднего Возрождения книга, по мнению Морриса, умирает как произведение искусства: нарушается стилистическое единство шрифта и иллюстраций или орнаментов, украшающих книгу.

Этих проблем не было у рукописной книги, где вся работа выполнялась одним мастером или группой мастеров, близких по духу и замыслам. В первых печатных книгах единство шрифта и иллюстрации предопределяла сама технология - деревянная гравюра (в отличие от поздних гравюр на меди и стали и, тем более, литографии) просто не позволяла создать объемного изображения, которое «рвет» плоскость страницы и перетягивает все внимание не себя. Здесь традиционные выразительные средства - стилизация изображения и орнамент, более подходящие для украшения книжной страницы.

Иллюстрации должны были соответствовать следующим основным требованиям:
- в иллюстрации не должно быть линии тоньше, чем самая тонкая, и толще, чем самая толстая в букве
- характер линий рисунка должен повторять линии шрифта
- на каждом квадратном дюйме печатной массы в иллюстрации должно быть приблизительно равное отношение черного и белого
- рисунок должен быть заключен в рамку или контур

Моррис вводит широкие поля, как в средневековых книгах и разрабатывает свою схему распределения полей на странице: нижние поля - самые широкие, внутренние - самые узкие, верхние - на 20% шире их, внешние - на 20% шире верхних. Эта схема вполне соответствует законам визуального восприятия, в отличие от распространенной в XIX в.: текст просто печатается ровно посередине страницы (тогда нижние поля кажутся уже верхних, и текст «уплывает» куда-то вниз).

Неоконченные строки и отступы в начале абзацев заполняются флеронами, расстояние между строками и буквами Моррис уменьшает - все это нужно, чтобы поддержать тяжелый, стилизованный под старину шрифт. Большинство современных ему шрифтов Моррис не любил за их неразборчивость, в то время как «в старой печати каждая цифра имела свою индивидуальность». Сам Моррис разработал для «Кельмскотт-пресс» два шрифта: «Золотой» и «Троянский» (был также уменьшенный вариант «Троянского» шрифта) - романский и готический.

Издательство было основано в Хаммерсмите в январе 1891 г, первая книга вышла в феврале. В "Кельмскотт-пресс" было напечатано 53 книги (всего 18000 экземпляров). Ниже - титульные листы и развороты и отдельные страницы неторорых из них.

"История Сверкающей долины":







Иллюстрации У. Крейна:




"Стена на краю мира":













Иллюстрации А. Гэскина, не вошедшие в книгу:











Собрание сочинений Дж. Чосера:













Иллюстрация Берн-Джонса:



"История Годфри из Болоньи и завоевания Иерусалима":










"Сказание о Беовульфе":







"Рука и душа" Росетти:







"Путевые стихи":




"Сказание о Сигурде Вельсунге и падении Нибелунгов":




книги, иллюстрации

Previous post Next post
Up