Типаж, это когда актёр в фильмах и спектаклях изображает не героя пьесы или сценария, не образ, замысленный Шекспиром, Чеховым или иным сценаристом или драматургом, - но исключительно себя самого, какие-то черты своего характера и т.д.
Это всё не секрет и так, всё это известно и без меня, всё это банально. Я - последний, кто стал бы писать банальности у себя в блоге, скорее закрою блог. Но пишу это потому, что неожиданно сформулировал доказательство этого тезиса (ибо не все с этим согласны - и доказательство нужны). И прекрасное доказательство.
Оно в политике. Дело в том, что очень часто наши актёры и всякие там певцы, - или их самих прёт и несёт, или их допрашивают об этом интервью, - говорят о политике.
Я не знаю исключений: они все поголовно говорят именно то, что сказали бы их герои в спектаклях-фильмах.
Понимаете? Иными словами не NN, например, играл злодея в фильме потому что он гениальный актёр, а в жизни он умён и т.д., - но он в жизни злодей и есть, и думает так же - и говорит ровно то же - злодейское.
Вообще во всех случаях.
Лановой во всех фильмах офицер, честный прямой и патриотичный (да даже если не офицер, а Грей из "Алых парусов", это тот же типаж); даже если он офицер германский (в "17 мгновений весны") - всё-равно офицер русский. Так вот он и "в политике" такой же. Он ярый сторонник освобождения Новороссии от бандеровской сволочи, он подписант всех патриотических воззваний и обращений и т.д.
Ахеджакова во всех абсолютно фильмах играет роли дур. Во всех. И в реальной жизни за этим скрывается что? Ну, сами понимаете. Даже если кто-то из тех, кто читает этот мой текст, - "либерал" и т.п., разделяющей "эту позицию" - положа руку на сердце и хотя бы не вслух признайтесь себе: она дура. И всё, что она говорит "политическое" - по форма и по содержанию - слова дуры. К этому слову даже добавить нечего.
Олег Басилашвили. У него всегда роли... мне сложно их описать терминами, но вы понимаете сами. В общем это рефлексирующий подлец и интеллигент в одном флаконе. Возьмём в пример две роли - в "Вокзале для двоих" и в "О бедном гусаре замолвите слово". А самое главное ещё Бузыкин! - который никому не может отказать. Вот какой он там, такой и в политических интервью. Обычно, конечно, - "либерал"-интеллигент с лёгкостью мысли необыкновенной и тарахтением о чём-то "либеральном". Но порой и выступит против бандеровского фашизма на Украине. И Путина поддерживает. И Чубайса. Может и Зюганова. Вот позавчера подписал какое-то воззвание "против Сирии" Людмилы Алексеевой, а несколько месяцев назад я что-то у него читал пусть и не про Сирию, но по сути прямопротивоположное.
Из всего этого у меня складывается впечатление, что у него просто нет никакой позиции в принципе, но если кто его попросит что подписать - то тем и подписывает. Как Бузыкин в "Осеннем марафоне". Звонит Алексеева - подписывает ей, звонят из Администрации Президента - подписывает им. А если просто сам интервью даёт - то говорит обычно "за всё хорошее", но обычно то, что у него осталось с последнего сеанса связи в памяти - у него и считается хорошим.
Анастасия Вертинская. Вы скажете, что она политических интервью не даёт? А вот и нет! ))) Я отлично помню её интервью на всю полосу по объёму в газете "Завтра" лет десять назад. Не Проханов брал интервью, а, кажется, Бондаренко.
И там Анастасию Александровну на политику развести пытались. Издалека - типа "в чём причины падения уровня современного отечественного кинематографа" и т.п. И что в ответ? Ну а что в ответ может сказать героиня "Алых парусов", "Безымянной звезды", "Кражи" и т.д.? Да ничего абсолютно - просто "хихихи" да "хахаха". Нет, она не дура, совсем наоборот. Просто это женщина возвышенная, волшебная, небесная (и в ролях тоже, - я ж о чём вам и толкую) - и о политике просто никакого мнения не имеет: она выше этого.
Ну и приведу ещё три абсолютно характерных и гениальных примера, которые вас утвердят в этой мысли.
1. Папанов и Леонов. Два наших великих гения. Вышеперечисленные - тоже гении (кроме Ахеджаковой), но эти двое - разноплановые. Их роли и комедийные, и трагедийные, и просто драматические. Папанов - это и "Бриллиантовая рука", и "Дети Дон Кихота". У Леонова то же самое.
Так вот: у них у обоих я не видел никогда ни одного политического интервью или подписания политического обращения - даже в советские годы, когда подписывали все всё по разнарядке. Почему? Да потому что разноплановость - это в общем совсем развитый ум, пусть даже ум актёра-типажа. А развитый ум должен понимать, что мнение актёров о политике просто в принципе не должно иметь значения - и его высказывать не нужно: вот они ничего и не говорили.
2. Все современные актёры. Все до единого. Вообще все - бессмысленно это перечислять - Дюжев, Домогаров, Безруков и т.д. Они омерзительны в кадре и на сцене. Фильмы и спектакли с ними - только для людей без мозгов или больных деградантов. Потому что и актёры такие (и режиссёры, но я сейчас про актёров). Он не подлые, не благородные, не умные, не глупые и пр. Ну вообще никакие. Это пустота. Совсем ничего. Внутри - вакуум. Это тоже типаж в своём роде.
Так вот - ни у одного современного актёра вы ни одного политического интервью и не найдёте. Вообще ни одного. Даже и не политических интервью нет. Как можно взять интервью у вакуума? Никак. Поэтому их интервью нет, есть статьи о них - которые пишут журналисты; они там ничего не говорят, за них пишут. Только фотографируются.
3. Наконец, Вячеслав Тихонов. Слишком много он "играл" (не играл, а изображал типаж) всяких разведчиков и руководящих работников. А эти - склонны к аналитике. И вот я помню его интервью тоже десятилетней давности, где-то перед смертью. Он там с дочкой со своей. Та ему "Папочка, ты великий актёр!", - отвечает: "Нет, дочка, я вообще не актёр, я типаж".
Аналитический ум - не пропьёшь! Правда, это было интервью не о политике.