Черновики и чистовики.

Dec 18, 2024 15:17

Не могу сказать, чтобы мне прям сильно везло с учителями, но иногда попадания бывали такие, что мои преподаватели оставляли след на всю мою жизнь.

С учителями математики мне везло, да. В последних классах у нас была учительница из научной семьи. Мы, конечно, пили валерьянку перед её уроками, но корректно рассуждать она меня научила на уровне инстинкта.

А в четвёртом классе, куда мы перешли после учительницы-мамы в начальной школе, математику у нас вела одесситка. Женщина яркая во всех отношениях. Начиная с любви и умения красиво одеваться и заканчивая экспрессивным характером. Холерик 150%.

До сих пор помню, как она рвала наши контрольные. :) Картинно взмахивая руками, швыряла разорванные листки себе за спину и голосом, полным драматизма, выносила вердикт: "Иванов!! Два!!"

Она научила меня не бояться ошибок.

Когда мы к ней пришли после 3-го класса, где нас извлекли на тему чистописания, она сразу сообщила нам, что ни за какие зачёркивания оценки нам снижать не будет. Писать нужно аккуратно, но если надо исправить, просила не разводить грязь, а зачёркивать одной чертой, по диагонали. Не карандашом и не по линейке. Аккуратно, одной чертой, той же ручкой.

Второе её указание было - завести общую тетрадь и писать на каждой клетке "а то никакой бумаги не напасёшься".

Третьим и самым главным её условием было не использовать никаких черновиков.

Обычно ведь дети решают на черновике, а потом на чистовик переписывают. Я до третьего класса сразу в чистовике всё всегда делала, ненавижу двойную работу, и в черновиках у меня необходимости не было. Но когда задачи становятся сложнее, иногда несколько способов перепробуешь, пока найдёшь нужный.

Так вот она нам сказала, чтобы мы всё решали в чистовике. Как пришло в голову, так и решаешь. Всё писать аккуратно, как положено в тетради. Как только понимаешь, что способ не подходит, или увидел ошибку, зачёркиваешь одной большой чертой по диагонали ту часть, которая не нужна, и решаешь дальше или заново.

Если задачу решить не получилось, она хотя бы увидит, что человек трудился и пытался. А во-вторых, поймёт, что именно не получается. Так она нам объяснила своё требование.

По большому счёту, она донесла до нас важную мысль, что ошибки - это не плохо. Ошибки - это путь, который приводит к правильному решению. Они говорят о попытках найти верное решение. И они являются равноправной и часто необходимой частью решения задачи.

Я как-то и в жизни взяла этот приём на вооружение. В моей жизни нет черновиков, я всё фигачу в чистовик, иногда зачёркивая свои ошибки. Аккуратной чертой. Чтобы было понятно, что это ошибка, откуда начинается и где заканчивается. Но не развожу лишней грязи, пытаясь замазать их. И черновиков, где намазано и начёркано, у меня тоже нет - нет в них необходимости.

И я думаю, моя учительница была гениальным психологом.

из жизни, психология, школа, про меня

Previous post Next post
Up