ВСЁ О МЕЩАНАХ

Aug 27, 2012 18:58



Посвящается всем степным волкам и волчицам.

Нижеприведённый текст был написан как пособие для всех немещан, которым приходится, или в скором времени придётся активно общаться с рядовыми людьми любой страны этого мира, имя которым - мещане. В принципе, я не открыл никаких америк, а просто упорядочил свой собственный опыт и придал ему слегка ироничный вид. Надеюсь, кому-нибудь это будет интересно.



Но мало-помалу я убеждался, что, глядя на наш мещанский мирок из своего безвоздушного пространства, из волчьей своей отчужденности, он действительно восхищался этим мирком, воистину любил его как нечто прочное и надежное, как нечто недостижимо далекое, как родину и покой, путь к которым ему, Степному волку, заказан. Перед нашей привратницей, славной женщиной, он всегда снимал шляпу с неподдельным почтением, и когда моя тетушка с ним болтала или напоминала ему, что его белье требует починки или что у него отрывается пуговица на пальто, он слушал ее на редкость внимательно и серьезно, словно изо всех сил, но безнадежно старался проникнуть через какую-нибудь щелку в этот спокойный мирок и сродниться с ним хотя бы на час.

Герман Гессе, «Степной волк».

Мещане составляют огромный процент населения нашего общества. Собственно, весь наш мир населён преимущественно одними мещанами. И сложно сказать - хорошо это, или плохо, так как у мещан существуют как свои положительные, так и отрицательные качества.

Мещане недалёки, имеют сильно ограниченный круг интересов, вследствие отсутствия у мещан собственного мнения, ими легко манипулировать… Но, несмотря на всё это, мещан нужно беречь. О них надо заботиться и создавать им все условия для благоприятной жизни. Ибо на мещанах держится этот мир и если хорошо живут мещане, то хорошо будут жить и все остальные ячейки общества.

Не случайно США, страна, где мещане сегодня чувствуют себя наиболее вольготно, является самой богатой и предоставляет наиболее благоприятные условия для всех остальных страт общества, вызывая при этом зависть у мещан из других стран мира, а также ненависть у тех, кто хотел бы использовать, или использует мещанский труд в личных целях. Президент США может иметь какие угодно недостатки и творить много разных безобразий как во внутренней, так и во внешней политике, но если при нём мещане теряют работу, то рейтинг его резко падает.

Не секрет, что главный интерес мещан заключён в материальном достатке. Цель жизни каждого мещанина - работать и зарабатывать. Можно сколь угодно долго сетовать на то, что мещане слишком рано встают и слишком много работают, заставляя тем самым всех остальных подстраиваться под их ритм и образ жизни. Но так уж они устроены - требовать от мещан больше времени проводить за чтением книг, или созерцанием звёздного неба - всё равно, что требовать от пчелы на пару часов в день отрываться от опыления цветов и пробовать оценить их, цветов, красоту. Но нет, пчёлы не созданы для этого - пчелы созданы для работы.

Для того же созданы и мещане. Всё, что они хотят делать - это работать. Не случайно культ работы и рабочего человека превалирует в большинстве современных обществ. Достаточно заглянуть в сборник поговорок народов мира, чтобы убедиться - везде и всегда люди слова, а также народное мнение, прославляли труд, а лень непременно порицали. И это неудивительно. У приверженцев обратной точки зрения существует слишком мало адептов и до того, как интернет получил широкое распространение, услышать их мнение было попросту невозможно.

Даже в современной России, имеющей многовековую традицию неуважения к честно заработанному капиталу и развращённой последним столетием, когда была предпринята попытка уничтожить мещанство как класс, оно по-прежнему живо. Да, мещанство сегодня пребывает в забитом состоянии, выкручивается как может и ждёт своего часа, когда оно сможет развернуться по-настоящему. Современный российский мещанин может ходить на работу для виду, ковыряться лопатой в куче песка, или перекладывать бумажки в офисе, не получая при этом зарплату месяцами, но бросить работу совсем он не в состоянии. Сегодня, формально вольнонаемные, мещане напоминают крепостных крестьян, которые любят трудиться, но не могут воспользоваться плодами своего труда. Подспудно каждый мещанин мечтает о таком руководителе, который взял бы на себя все его заботы, дал работу и справедливо оплачивал труд. Именно отсюда растут корни обожания Сталина, ибо сегодня, издалека, сталинизм многим представляется идеальным временем, когда у всех была работа и не было нужды бояться туманного будущего с его неопределённостью и опасностями. По сути, мещане-сталинисты выступают не за диктатуру, а за возможность как следует поработать и чтобы при этом никто не лез к ним в карман с излишними поборами и налогами.

Конечно, было бы несправедливым сказать, что мещан не интересует ничего, кроме работы. Иногда и им требуется отдых (разумеется, чтобы продуктивнее работалось на следующий день).

Мещанский досуг непритязателен и однообразен. В него входят спорт, музыка, художественные фильмы, научно-популярные фильмы, поп-музыка и иногда (у особо продвинутых мещан) - чтение книг.

Спортом занимаются далеко не все мещане. В основном они предпочитают смотреть по телевизору за тем, как спортом занимаются другие и переживать за них. Отсюда происходит та невероятная шумиха, сопровождающая футбольные чемпионаты и олимпиады. Мещане очень гордятся, когда спортсмены от их страны одерживают победу и в таких случаях говорят, что «мы победили», причисляя таким образом себя к чемпионам и виртуально приватизируя золотые медали и кубки, завоёванные представителями их страны. Конечно, если национальная команда проигрывает, это страшно огорчает мещан, и в таком случае они говорят что «эти козлы опять продули». В любом случае, на какое-то время у мещан появляется новый повод для разговоров.

Музыка для мещан проста и бесхитростна. Как правило, в песнях поётся про любовь, а мотивчик незатейлив, чтобы легко запоминался и автоматически проигрывался в голове по желанию и без оного.

Музыку мещане любят включать погромче, чтобы в голову не лезли посторонние мысли (размышления отнимают много сил, а мещанам силы нужны для работы).

Художественные фильмы для мещан снимаются по нескольким шаблонам, различаются только имена героев и места действий. Ильф и Петров в «Одноэтажной Америке» насчитали четыре типичных шаблона, но с тех пор Голливуд не сидел без дела и добавил к списку ещё несколько лекал. Кино с нестандартным сюжетом либо считается «артхаусным», либо, если в нём много новейших спецэффектов - шедевром кинематографа.

Опять же, в производстве фильмов для мещан лидируют США, поскольку эта страна создана мещанами для мещан и очень хорошо знает, что, зачем и когда нужно снимать.

Многие противники мещанства выступают против так называемой «глобализации культуры», критикуя наряду с американским образом жизни и фаст-фудом голливудское кино, но мещане всего мира, соглашаясь с тем, что глобализация ужасна, тем не менее, с удовольствием потребляют американские продукты, ибо кому, как не им, понимать толк в по-настоящему мещанской жизни.

Помимо художественных фильмов, мещане обожают смотреть научно-популярное кино. Особой любовью у мещан пользуются передачи про животных. Придя домой после тяжёлого рабочего дня, мещане не прочь провести часик-другой, сидя на диване и глядя за тем, как спариваются обезьянки.

В последнее время у мещан стало модным просматривать телепередачи посредством интернета, что заставляет их с гордостью повторять: «Я телевизор не смотрю». На языке мещанина это означает, что он не отстаёт от последних достижений науки и техники, а также якобы имеет способность самостоятельно формировать свою точку зрения.

Особой любовью у мещан, читающих книги, пользуются детективы. Многие популярные детективы, так же, как и фильмы, создаются по уже существующим шаблонам. Особо продвинутые читатели-мещане презирают подобную литературу и читают самые модные книги, в которых очень часто банальные вещи преподносятся как великие тайны бытия и жемчужины философии.

Кстати, о банальности. Мещане не любят банальность. Мещанам нравятся оригинальные, интересные люди, то есть - мещане, заработавшие много денег. Все остальные люди кажутся мещанам ужасно скучными, а, следовательно, банальными. Потому что если назвать оригинально-мыслящего человека небанальным, то в голову мещанина может закрасться предательская мысль о собственной банальности, чего допустить никак нельзя, ведь потерявший сон и покой мещанин будет работать менее продуктивно и заработает меньше денег. Поэтому в последнее время особой популярностью у мещан пользуются книги, написанные безвестными якобы миллионерами, в которых мещан учат богатеть и «становиться хозяевами своих судеб».

Само собой, никому ещё не удавалось услышать хотя бы об одном случае, когда мещанин стал бы хозяином своей судьбы, так как этого мещанину хочется как раз меньше всего, но… Все мы любим мечтать!

Политикой типичный мещанин интересуется постольку-поскольку, с гордостью заявляя, что он политикой не интересуется. При этом мещане, как губки, впитывают любую информацию, которая слушается ими вполуха. Серьёзных политологов мещане слушать не любят, так как они говорят слишком банальные вещи.

Чтобы разнообразить свою скучную жизнь, мещане придумывают различные теории заговоров и охотно верят в них, так как без веры в высшие силы мещанин жить не может вообще, а вера в человека и в собственные силы им недоступна по той причине, что своего брата мещане знают как облупленного.

Образование мещане всегда получают либо то, которое в теории престижно, либо то, которое востребовано на рынке. Учиться только потому, что тебе нравится специальность - непозволительное сумасбродство. Каждый год из ВУЗов отчисляют тысячи первокурсников только потому, что незрелые подростковые души ещё не успели раскусить гениальный замысел родителей и найти прелесть в освоении ужасно занудных, но «таких перспективных» профессий. В денежном плане, разумеется.

Людей, выглядящих, или ведущих себя не так, как принято у мещан, сами мещане боятся и поэтому ненавидят.

Впрочем, очень часто случается так, что нестандартный облик принимают такие же мещане, только особо нетерпимые к банальности. В страхе, что они не могут заработать достаточно денег, чтобы выглядеть небанально, некоторые мещане делают себе пирсинг и татуировки, боль от которых заглушает боль от осознания собственной банальности.

Так как современному мещанину, под видом заботы о нём, всякими далёкими от народа интеллектуалами, был навязан восьмичасовой рабочий день, мещане идут на всё, чтобы найти себе ещё какое-либо занятие.

Те, кто не могут найти вторую работу, покупают себе дачу и всё лето проводят, поливая и пропалывая грядки. Мужчины при этом любят строить дачные домики, возведение которых затягивается на долгие годы.

Зимой поездки на дачу прекращаются и, чтобы хоть как-то себя занять, мещане устраивают ремонт. Ремонт, впрочем, обычно начинается летом, но, как правило, принимает перманентный характер и затягивается на месяцы, а то и годы. Для мещанина взять кредит на ремонт ванной, а потом выплатить 80% сверх занятой суммы - справедливая плата за возможность заняться ремонтом как можно скорее.

Как общаться с мещанами.

Мещане очень любят постоянно жать руки одним и тем же людям и махать рукой своим знакомым, если не могут до них дотянуться. Если с мещанином не поздороваться, или не помахать ему рукой, он страшно обидится. А обиженный мещанин - это удар по мировой экономике. Так что лучше с ними здороваться.

Между собой мещане общаются при помощи небольшого набора стандартных фраз и выражений. Кроме того, у мещан существует способ невербальной связи, который понять немещанам сложно, а освоить - так и вовсе практически невозможно.

Сами мещане общаются на несколько стандартных тем. На эти же темы они пытаются разговаривать с людьми, которые внешне похожи на мещан. Пробуя наладить диалог, мещане начинают первым делом справляться о семейном положении собеседника.

Автору этих строк неизвестно, что говорят мещане при утвердительном ответе на вопрос о наличии семьи, но узнав, что взрослый человек не женат, они округляют глаза и, как бы пытаясь спасти положение, спрашивают о наличии детей.

Отсутствие детей у собеседника повергает их во второй, более глубокий шок.

- Как же так? - вопрошают они. - Ну, хоть девушка есть?

В данном случае надо отвечать, что не так давно она у Вас была, ибо следующая мысль в блок-схеме мещанина будет о вашей сексуальной ориентации. А российские мещане геев люто ненавидят.

Итак, Вы ответили, что у Вас была девушка. Всё в порядке. Теперь Вы заслуживаете сочувствия, как разочаровавшийся в женском поле бедолага.

Конечно, если знакомые мещане, соседи, например, давно не видели Вас с девушкой, то врать им бесполезно. Но ведь они так же не видели вас и с парнем, значит, всё в порядке. Но от реноме чудака избавиться не получится.

Следом, возможно, последует вопрос о том, когда же Вы собираетесь жениться. Задают его таким тоном, будто свадьбу мещанину так же легко запланировать, как и поход в парикмахерскую, например. Возможно, впрочем, что так оно и есть.

Если Вы хотите немножечко посмеяться, отвечайте, что никогда, а детей вообще не планируете. Это повергнет мещанина в шок, и он на пару минут потеряет возможность задавать свои стандартные вопросы.

Отойдя от шока, мещанин вспомнит о смысле своей жизни - о работе. Очень трудно сказать, почему мещане начинают свои расспросы не с работы, а с семьи, которая для них, по моим наблюдениям, стоит всё же на втором месте после работы.

Ведь потеряв кого-то из членов семьи, мещанин ищет спасения в работе. Но, потеряв работу, он не ищет утешения в семье, а идёт искать новую работу.

Сначала Вас спросят о том, где Вы работаете. Затем, разумеется, о зарплате. Зарплата будет объявлена маленькой, даже если задающий вопрос мещанин трудится за вдвое меньшую сумму и будет задан следующий вопрос - почему Вы работаете тут, а не там, где платят много? Здесь, как правило, надо придумать что-то более-менее правдоподобное, так как ответ типа: «мне нравится эта работа», мещанином всерьёз не воспринимается. Мещанину может нравиться только та работа, где много платят.

Если же Вы не работаете, то придумайте, как получше соврать - почему Вы остались не у дел. Если ответить правильно, то можно заслужить сочувствие у собеседника. Конечно, если Вы хотите нанести серьёзный ущерб ментальному и физическому (в случае, если имеете дело с сердечником) здоровью - то отвечайте, что Вы не любите работать, а Ваше основное времяпрепровождение - это сон, прогулки и чтение Кафки.

Примерно так же стоит отвечать на вопросы об учёбе, если Вы ещё слишком молоды, чтобы работать.

Если Вы устроились на новую работу, то следующий вопрос, который Вы услышите, будет о предыдущем месте работы и о причинах, заставивших Вас покинуть его.

В этом случае стоит отвечать, что там перестали платить зарплату. Работать бесплатно мещане не любят (тут, впрочем, я с ними солидарен) и обязательно посочувствуют Вам.

Следующим пунктом идёт выпивка. На вопрос: «пьёте ли Вы водку?», следует отвечать утвердительно, прибавив, что очень любите это дело и пьёте часто. Правда, потом Вас могут пригласить распить пол-литру - другую после работы.

Если же Вы сказали, что не пьёте, либо пьёте, но редко, то Вас обязательно спросят - почему? Сначала мещане подумают, что у Вас шалит здоровье. Этот вариант ответа хорош, т.к. не вызывает отдельных вопросов: больной мещанин вынужден будет уйти на больничный и остаться без работы, а этого все боятся.

Коли Вы скажете, что здоровы, то последует вопрос о занятиях спортом. Вопрос будет задан с ехидцей, но, всё же, положительный ответ, видимо, будет принят с пониманием.

Если же Вы ответили, что водку не пьёте, то Вам будет предложен последний шанс.

- Может быть, ты пиво пьёшь?  - с надеждой спросит собеседник, в глазах которого можно будет прочесть мольбу. Это будет мольба не о спасении Вашего положения, или, тем более, души. Это будет отчаянный шаг найти в Вас хоть что-то человеческое в понимании мещанина.

Если же Вы окажетесь абсолютным трезвенником, то мещанин испугается и на время замолчит. Его мозг будет лихорадочно перебирать имеющиеся в его голове шаблоны, при помощи которых можно будет вести беседу дальше.

Далее шаблоны будут выдёргиваться хаотично, без какого-либо определённого порядка, ведь всё основное о Вас и Вашей жизни мещанину уже известно.

Например, если у Вас есть машина, мещанин, если он мужчина, поинтересуется маркой автомобиля и его ценой, а потом перейдёт к следующему пункту. Женщины, впрочем, сразу начинают с пункта номер два: «А ты таксуешь?» спросят они. Разумеется, в понимании мещанина нельзя иметь автомобиль просто так, чтобы он пожирал твои деньги и не приносил никакой пользы. Удобство передвижения, возможность перевозить грузы - это интересует мещанина меньше всего. А вот проездить полночи после работы, развозя запоздавших прохожих - это достойное применение автомобилю.

Если Ваш автомобиль не нов, можно отбиться словами о том, что Вы боитесь разбить и без того не новую машину. Некоторые это проглатывают. Но горе Вам, если у Вас новая машина и Вы на ней не таксуете. Что примечательно, задающий вопрос может сам иметь автомобиль и не таксовать на нём, но донимать других на тему «бомбления» почтёт за святой долг.

Ума не приложу, что мещане делают со своими автомобилями в тех странах, где частный извоз запрещён.

Если у Вас имеется приличный фотоаппарат, то мещане, разумеется, спросят Вас - почему Вы не снимаете свадьбы за деньги. Иметь фотоаппарат стоимостью чуть дороже мыльницы и использовать его исключительно ради собственного удовольствия - непозволительная роскошь для любого мещанина.

Ещё один популярный вопрос: как ты провёл выходные? Ну, что тут сказать… Желательно, разумеется, сказать, что ты работал. Делал ремонт, строил дачу, менял полуось у машины. Отдыхать в выходные - нельзя! В крайнем случае, если Вы - молодой человек, можно сказать, что бегал по бабам. Молодым это прощается.

Ну и, напоследок, хит всех времён и народов: «Как твои дела?» Этот вопрос нелогичен потому, что никто не хочет слышать ни реального положения дел, ни отрицательного ответа. Допускаются только ответы «хорошо» и «нормально». Я полагаю, что это какой-то древний способ распознавания дружественных мещанской особей, этакая система «свой-чужой».

В целом идея, я надеюсь, понятна. Главное для мещан - это зарабатывать деньги и тратить их. Покупать себе дома и обставлять их мебелью, делать ремонты и обновлять технику. Для мещан в этом и только в этом состоит весь смысл их жизни.

Только не подумайте, что я написал этот текст с целью осуждения мещанства. Я ведь и сам немного мещанин, и я не могу жить в каком-то другом обществе, как бы ни раздражали меня порой мещанские повадки. Заходя в супермаркеты с ломящимися от товаров полками, я по-прежнему чувствую мещанское благоговение перед великим духом потребления и я хорошо понимаю этих людей, и чувства, которые они испытывают, когда катят по проходам тележки, до краёв наполненные продуктами… но на этом духовная связь с ними теряется и, выходя из магазина, я вновь ощущаю отчуждение от этого мира и вновь пытаюсь найти в нём своё место.

А закончить сей рассказ позвольте ещё одной цитатой из «Степного волка» Германа Гессе.

- Пожалуйста, не думайте, что я иронизирую! Дорогой мой, я меньше всего хотел бы подтрунивать над этим мещанским порядком. Верно, я сам живу в другом мире, не в этом, и, пожалуй, не выдержал бы и дня в квартире с такими араукариями. Но хоть я и старый, немного уже облезлый степной волк, я тоже как-никак сын своей матери, а моя мать тоже была мещанка, она разводила цветы, следила за комнатой и за лестницей, за мебелью и за гардинами и старалась придать своей квартире и своей жизни как можно больше опрятности, чистоты и добропорядочности. Об этом напоминает мне запах скипидара, напоминает араукария, и вот я порой сижу здесь, гляжу на этот тихий садик порядка и радуюсь, что такое еще существует на свете.

Previous post Next post
Up