Эта запись начинает серию ответов на комментарии
rwmios_f к моей записи, посвященный учению о Евхаристии (
http://ereignis.livejournal.com/34949.html). Оветы даются не с целью спора, но для прояснения своей позиции там, где это необходимо. Отвечать я буду так - по порядку выбирать несколько тезисов
rwmios_f, нумеровать их и выносить в отдельные записи с ответами.
(
Read more... )
«По этому поводу епископ Николай, ректор Софийской духовной академии св. Климента, пишет:
«На возражение некоторых богословов-рационалистов против православного понимания преложения евхаристических даров, а именно, что хлеб и вино и после их освящения сохраняют свой вид, физические и химические свойства, ответим: вопрос о сущности вещей и до сих пор не разрешен определенно. Он все еще является основной проблемой философии. Мы не знаем сущности (естества) вещей. Не знаем и в каком отношении эта сущность находится к внешним свойствам, то есть влечет ли за собой действительное изменение самой сущности по необходимости и изменение в акцидентах. Мы знаем, например, о несостоятельности наивного реализма - считать действительность точно такой, какой нам представляют ее наши чувственные восприятия. Известны также учения Аристотеля, Платона, Спинозы, Лейбница, Гегеля, Канта и др. о субстанции (истинной сущности, бытийной основе) вещей. И ни одно из них не может дать окончательного и верного ответа на вопрос о сущности, об ее изменениях и об изменении ее феноменов. Наука, следовательно, не может ни подтвердить, ни отвергнуть возможность преложения. Верующие принимают его как факт, как метафизическую очевидность. Преложение как иррациональный по своей сущности факт, несмотря на все успехи в попытках осветить его разумно, навсегда остается предметом нашей религиозной веры»
Отрывок из книги: Профессор Н. Д. Успенский. «Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений.»
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
http://ereignis.livejournal.com/34949.html
Reply
И все-таки, у вас есть основания из предания
отвергать веру в наше причащение реальному Телу и Крови Господа?
Reply
2. Основания есть, и я уже сказал, что приведу их позже, когда мне это будет удобно.
3. Вы здесь не на допросе, поэтому если будете задавать одни и те же вопросы несколько раз, не пытаясь задуматься о смысле уже данных ответов, я эти вопросы буду просто игнорировать, не удивляйтесь.
Reply
Простите, это я уже борзеть начал ) но тема действительно больная для меня. Я не верю, что вы полностью отвергаете возможность реального причащения. Хотел найти зацепку.
"Каждый человек уже природно соединен с Христом, потому что им воспринята реальная человеческая природа в индивиде"
Вы можете раскрыть эту мысль?
Тут несколько вопросов:
1. Какова природа этой связи?
2. Отличается ли природная связь между конкретным человеком и Христом от связи между двумя обычными людьми?
Чуть ранее вы писали
"Сама человеческая природа (тело + душа) людям доступна всегда. И соединение с Богом изменяет эту природу не только в индивиде, но и в виде, но не на телесном и земном уровне, а духовно."
Что вы тут под духовным уровнем понимаете? Некую онтологическую связь между индивидами, которая не рвётся между людьми от начала времён даже не смотря на смерть? Я правильно уловил мысль?
Reply
2. Нет, не отличается.
3. Духовно - значит по благодати. Во Христе индивид человеческой природы соединен с Логосом в единстве ипостаси. Все прочие индивиды человеческой природы соединяются с Логосом не по единству ипостаси, но по благодати, по энергии Св. Троицы, единому благодатному действию Отца, Сына и Духа.
Reply
Но надо ещё подумать )
Reply
Мне кажется ошибочным и уводящим от сути дела Ваше желание отождествить "реальное" = "телесное". Благодатное приобщение Богу намного "реальнее" любого телесного единства и общения, это не какая то пустая абстракция, но жизнь духа и в Духе.
Reply
Leave a comment