Снова о вреде озеленения бритыми налысо газонами в стиле "хоть безобразно, зато однообразно":
А. Н. Панкрушина, С. М. Дементьева
ГОУ ВПО «Тверской государственный университет»
Одна из глобальных проблем современности - урбанизация, в полной мере затрагивает и Российскую Федерацию, где в городах, занимающих 0,65% территории страны, живет около трех четвертых населения, т. е. более 100 млн человек. Стремительная урбанизация отторгает человека от естественной визуальной среды обитания, замыкая городских жителей в замкнутом пространстве, в интерьерах, облицованных искусственными
отделочными материалами, отличными от природных. В архитектуре современных городов господствует темно-серый цвет, прямые линии, углы, появляется большое количество гомогенных зрительных полей (обширные плоскости из стекла и бетона), асфальтовые покрытия, лишенные каких-либо информативных элементов. Часто в видимую среду человека попадают пространства, в которых преобладают монотонно повторяющиеся одинаковые элементы, например, ряды одинаковых прямоугольных окон на плоских поверхностях стен высотных домов. Такие визуальные поля при длительном воздействии на глаз человека могут приводить к психологическому дискомфорту, за что и получили название «агрессивных» полей.
С другой стороны, фундаментальные механизмы зрения развивались путем длительной эволюции, которая вступает в противоречие со стремительными темпами урбанизации зрительной среды человека. При рассматривании окружающих человека объектов глаз совершает постоянные быстрые движения - саккады, которые позволяют глазу оценивать информативность зрительных элементов. В случае отсутствия информативности (гомогенности зрительного поля) происходит увеличение амплитуды саккад, что, в конечном счете, приводит к негативным ощущениям. В гомогенном, или агрессивном, поле после очередной саккады мозг не получает новой информации, зрительная система и нервные центры оказываются в состоянии длительного возбуждения, в результате чего возникает ощущение дискомфорта. Длительное пребывание человека в такой экологически и физиологически неадекватной среде приводит к психологическому стрессу.
Таким образом, изменение визуальной среды в процессе урбанизации вступает в противоречие с фундаментальными физиологическими механизмами зрительного восприятия. Поскольку зрительная система поставляет не менее 80% от всей поступающей извне информации, обеднение зрительной среды (или дискомфорт в восприятии) может вызывать неблагоприятные последствия для здоровья человека.
В связи с вышесказанным, проблема поддержания экологического равновесия, в т. ч. сохранения комфортной визуальной среды обитания в пределах высокоурбанизированных и интенсивно эксплуатируемых городов, к которым относится и Тверь, является одной из самых острых среди других экологических проблем современности.
Одним из важнейших путей оздоровления городской среды обитания, в т. ч. визуальной, является озеленение.
Российские города, в силу особенностей их исторического развития, не столь масштабно подавляли природу, оставляя ее фрагменты, в частности, во дворах городских усадеб. Поэтому особую значимость в структуре озеленения современного крупного города приобретают старинные элементы, представленные усадебными парками, публичными садами и рядовыми посадками некогда существовавших бульваров. Участие перечисленных флористических объектов в озеленении города не только способствует сохранению памятников архитектуры растительного происхождения, но и придает особую экологическую значимость ныне существующим зеленым массивам: вносит разнообразие в пространственную структуру зеленых посадок, снимая гомогенность зрительных полей и смягчая тем самым агрессивную визуальную среду обитания городских жителей.
На сегодняшний день в исторической части Твери, где перепланировки застройки были не нужны или затруднительны, присутствует 55 объектов озеленения, сохранившихся с XIX века. Однако при планировании новых жилых районов и инфраструктуры города в начале XX века старые посадки не имели статуса старинных, поэтому им не придавали эстетической и исторической ценности и разрушали. Так, в Московском и Пролетарском районах Твери не было обнаружено остатков парков и садов XIX века, а в Заволжском районе они встречаются фрагментарно вдоль рек Волги и Тверцы на месте старинной застройки.
К сожалению, сохранившиеся зеленые территории обычно не формируют экологического каркаса, поскольку экологическая инфраструктура ландшафта разорвана. Зеленым «пятнам» и «пятнышкам» в городах с многоэтажной застройкой, как правило, не удается полностью обеспечить комфортную зрительную среду обитания горожан, для чего необходимо соединение «разрывов» зеленого каркаса, реабилитация нарушенных территорий. Для этого чаще всего требуется восстановление существующих зеленых зон и ландшафтов и создание новых, выполняющих функции связующих звеньев, экологических коридоров и
буферных зон.
Одно из современных направлений озеленения городских территорий - натурализация застройки, под которой подразумевается создание и содержание на любых поверхностях зданий и сооружений - вертикальных, горизонтальных и наклонных - растительного покрова из специально подобранных видов растений, соответствующих местным географическим условиям, градостроительным характеристикам, а также параметрам конкретного строительного элемента. Урбанизация, обострение экологических проблем и хроническое отсутствие свободных территорий в городах потребовали качественно иного подхода к
использованию земли: не зеленые насаждения или постройки, но зеленые насаждения на постройках. При этом растительность становится полноправной составной частью застройки.
Основой для современной крупномасштабной натурализации городской застройки, активно ведущейся сегодня в ряде мест Западной Европы, послужил многовековой опыт создания в разных странах рукотворных растительных сообществ на крышах и фасадах зданий. Из глубины веков дошли сведения о висячих садах Семирамиды в Вавилоне, которые стали первым и наиболее известным историческим примером. Верховые сады Московского Кремля, сведения о которых достаточно скудны, также служат доказательством длительности истории попыток человека создать искусственными методами растительные сообщества в нетрадиционных экотопах.
В реальной градостроительной практике растительность разделяется на «
деструктивную» и «безвредную», иначе говоря, оказывающую разрушающее воздействие на строительные конструкции или нет. Деструктивность растений бывает прямая, выражающаяся в физическом разрушении строительных элементов врастающими корнями, а также косвенная, заключающаяся в разрушении конструкций под воздействием химических соединений, выделяемых частями растений. Негативное отношение к растениям, тесно соседствующим со строениями, не изжито до настоящего времени, хотя застроенные территории расширяются, а озелененные неуклонно сокращаются, и даже небольшие поверхности, покрытые растительностью, представляют собой безусловную ценность.
За последние десятилетия в мире созданы необходимые научно-технические предпосылки натурализации застройки. Разработаны и внедрены технологии создания и содержания растительного покрова на элементах зданий, получены
строительные материалы, стойкие к разрушающему воздействию корней.
Натурализация построек позволяет увеличить площадь зеленых насаждений в городе без радикального изменения сложившейся застройки. Зачастую это единственная возможность озеленения без сноса зданий и сооружений. Создание привлекательного природного ландшафта на крышах позволяет существенно улучшить визуальную среду обитания человека, снизить уровень ее гомогенности и
агрессивности, уменьшить неблагоприятное психофизиологическое влияние урбанизированных зон на человека.
Литература
1. Дементьева С. М., Панкрушина А. Н., Поташкин С. П. Публичные и усадебные сады XIX века в структуре озеленения г. Твери // В кн.: Проблемы озеленения городов: Альманах / Под ред. X. Г. Якубова, вып. 10. - М.: «Прима-М», 2004.
2. Дмитриева Т. М. Основы сенсорной экологии. - М.: Изд-во РУДН, 1999.
3. Тамар Г. Основы сенсорной физиологии. - М.: Мир, 1976.
4. Филин В. А. Видеоэкология. - М.: Изд-во ТАСС, 1988.
5. Филин В. А. Экология визуальной среды города // Экология и жизнь, № 7. - С. 50-54.
http://pandia.ru/text/77/354/2311.php