Целый год собиралась к Крымову, и вот только сейчас совершенно спонтанно попала на новую постановку «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня». Это по «Темным аллеям» Бунина.
Впечатление о спектакле? Хорошо. Без придыхания и восторга. Просто хорошо. Тут надо сразу оговориться, что Бунина в театре ставят редко и неохотно. Нетеатральный автор, нетеатральный язык. А «Темные аллеи» и вовсе. Такое произведение очень легко в неопытных руках свести в сплошную пошлость и антрепризу. Благодаря режиссеру и его тонкому чутью здесь этого не происходит. Эстетическую призму интеллигентности и аристократизма, через которую Бунин передает жизненную простоту сюжетов, Крымов сохранил и даже как-то выделил, оттенил. И грусть автора по потерянной навсегда России - спектакль весь пронизан этой грустью.
Спектакль о любви, конечно о несчастливой, бессмысленной и бесконечной. Да и была ли вообще любовь? Или только страсть, минутное помутнение, момент счастья? Об этом рассуждают 7 героев - молодых и не очень мужчин, точнее пытаются рассказать товарищам, самому себе, зрителям - и не получается. Слов не находят, какая-то каша выходит, бессмыслица. Они и сами не могут понять, что это было, но вспоминают, вспоминают как самый яркий миг.
Несомненные находки постановщика - это начало спектакля, вынесенный на всеобщее обозрение процесс превращения актера в героя, и организация площадки. Еще до начала действия актеры ходят в фойе, разговаривают, а потом прямо на сцене наносят грим, получают котелки и цилиндры из рук реквизитора и преображаются. Наблюдать за этим процессом интересно и ново. Площадка - это Центр Мейерхольда, на мой взгляд, один из лучших залов по своей гибкости и адаптивности. Художник (М.Трегубова) доводит театральную условность до крайности - сцены нет, кулис нет. Просто площадка с белым задником - и это прекрасно. Вот здесь спектакль, а сделал шаг - уже вроде не спектакль, но от такой условности наоборот все превращается в театральное представление - и актеры, и зрители, и стены, и потолок.
а это уже после спектакля: