Ускоренное развитие нейровизуализации позволило глубже понять функции каждой конкретной области мозга.
Проекты по картированию мозга возникли в 90-х годах прошлого века с миссией углубления знаний об анатомии и функциях мозга за счет использования высокопроизводительного нейровизуализирующего оборудования, в том числе ядерно-магнитного резонанса и компьютерной аксиальной томографии.
Предпринимая столь многообещающие исследования, нейробиологи стремились в полной мере понять, какую роль играет каждая из структур сложнейшего органа человека, как они участвуют в работе мозга в целом, в поведении взаимосвязей нейронов и другие загадки для расшифровки, чтобы продвинуться в ранней диагностике неврологических и психических заболеваний и добиться более эффективного лечения этих заболеваний.
Чтобы узнать о статусе исследований по этому вопросу на международном уровне и о том, что Куба сделала в этой области, «Granma» связалась с доктором наук Педро Вальдесом Сосой, исследователем Кубинского центра неврологии (Cneuro), руководителем кубинского картографического проекта Мозг и директором Китайско-кубинской совместной нейротехнологической лаборатории, созданной в июле 2015 года и расположенной в городе Чэнду.
- Какие особенности отличают проекты картирования мозга и каковы наиболее релевантные результаты?
- «В исследованиях мозга сегодня сходятся практически все науки, от молекулярной биологии, генетики, биоинформатики, математики, физики, нейронауки и неврологии в целом, до психологических и социальных исследований.
Главной особенностью глобальных проектов является пространственное картирование этого органа во всех его аспектах, включая, например, эпигенетику, протеомику, кровоток, электрическую и магнитную активность.
Благодаря головокружительному технологическому скачку, который произошел в области нейровизуализации, теперь стало возможным создавать трехмерные карты мозга, которые могут варьироваться во времени в пределах миллисекунд или достигать продолжительности, равной продолжительности жизни человека.
На основе развития другого видного сегодня научного направления, нейроинформатики, создаются базы данных из нейроизображений и другой информации, собранной о мозге, обработка и анализ которых становятся жизненно важными инструментами исследовательской работы ученых-исследователей.
Принимая во внимание, что генная и фармакологическая терапия не сможет полностью предотвратить двигательные и инвалидизирующие последствия, вызванные нарушениями мозгового кровообращения и другими событиями, нейробиология открывает новые перспективы для улучшения качества жизни людей с такими ограничениями, делая доступными Решения в области медицины, которые всего два десятилетия назад задумывались только в рамках научной фантастики (создание бионических органов, электронных устройств, способных взаимодействовать с нервной системой).
Среди основных результатов проектов картирования мозга, которые достигли беспрецедентного уровня детализации, является создание самой точной из известных до сих пор карт моторной коры, области, связанной с движением, Институтом Аллена, США и реконструкция мозга умершей женщины на компьютере с разрешением 20 микрон, достигнутая ученым Аланом Эвансом из Неврологического института Монреаля, Канада и Катрин Амунтс, научным руководителем Европейского проекта мозга.
Этот атлас известен как «Big Brain» или «большой мозг», который обогащен данными из нескольких источников, проект, в котором Куба и Китайско-кубинская совместная лаборатория активно сотрудничают.
Я должен подчеркнуть, что все данные, полученные в ходе различных проектов картирования мозга, распространяются открыто в рамках движения «Открытая наука», сопровождаемого движением за свободное программное обеспечение. Эти ресурсы жизненно важны для общественного здравоохранения и развития биотехнологии».
- Как продвигается кубинский проект по картированию мозга?
- «Куба была одной из первых стран, осуществивших проект по картированию мозга в 90-х годах прошлого века, но только с помощью электроэнцефалограммы. Затем в 2004 году мы предприняли вторую фазу, уже включающую магнитно-резонансную томографию, и в 2019 году мы стали единственной страной, у которой есть государственная Национальная научно-техническая программа по исследованию мозга.
Наш проект поддерживает прочные связи обмена и сотрудничества с остальными, которые осуществляются в мире и в некоторых областях мы достигли позиции, признанной международным научным сообществом, связанной с этой сферой».
- Какие результаты показывает Китайско-кубинская совместная лаборатория нейротехнологий?
- «Исследования Лаборатории внесли заметный вклад в глобальные проекты по картированию мозга и стали предметом более 60 научных статей, опубликованных в таких журналах, как Nature Scientific Data, а совсем недавно в National Science Review, о влиянии COVID-19 на мозг, а также часть сотрудничества, которое привело к недавней статье в журнале Nature.
Под его руководством был создан высокопроизводительный вычислительный узел для обработки данных нейроинформатики из проекта сотрудничества между Кубой, Китаем и Канадой, связанного с ранним выявлением неврологических заболеваний и управлением старением мозга, а также созданием академическая станция точной медицины, в которой участвуют пять заслуженных академиков Кубинской академии наук».
Источник: Granma