Мифологичность исторического знания

Jun 05, 2017 23:51


Историческое знание весьма мифологично в силу особенностей восприятия человека. История и сейчас, похоже, остается одной из тех наук, где влияние субъективных факторов, личных мотивов и личных целей остается крайне велико.

Вероятно, в силу того, что мы вообще достаточно плохо реконструируем в памяти события. Любое воспоминание, даже самое яркое, быстро обрастает разнообразными подробностями, которых на самом деле никогда не было, стоит ему отойти чуть дальше в прошлое.

Стоит ли говорить, что те события, свидетелями которых мы не были вообще, и вовсе становятся мифом, имеющим такое же отношение к реальности, как и мифы Древней Греции. Изучение и, тем более, оценка этих событий крайне зависима от отношения к ним автора. А это допускает некоторое количество авторских же толкований, часто противоположных друг другу диаметрально.

Любое событие, происходившее вне занимаемого нами временного интервала, вообще не может быть осознано и воспринято правильно. Чтобы это стало понятным, нужно задать себе вопрос: осознавал ли я свое существование, скажем, за два-три года до своего рождения. Естественный ответ - нет. Соответственно этому мы не имеем никакого опыта, отражающего изучаемый момент времени, у нас не сформированы локальные стереотипы, характерные для него, мы существуем в среде, отличной от той, в которой некоторые события имели место быть.

Так как ученый опирается и на свой опыт, в изучении и даже простой мысленной реконструкции исторических (пусть еще и не очень далеких) событий образуется разрыв между объективной реальностью, имевшейся на тот момент, и ее отражением в сознании изучающего. Никакие априорные знания не могут заполнить этот разрыв, а эмпирических нет и быть не может.

Перенос же своего личного опыта порождает массу неточностей и искажений в отражении объективной реальности изучаемого времени в сознании. Чем больше временной интервал между событием и его исследователем, тем больше искажений вносится в создаваемую картину. В какой-то момент искажающим фактором становится даже язык, закономерно эволюционировавший все прошедшее время и являющийся рефлексом совершенно иного бытия.

Поэтому исторические события в нашем понимании всегда будут искажены как объективными факторами (культура, язык, институциональные установки), так и субъективными (личное отношение, этические установки, принятая парадигма).

думать, писанина, наука

Previous post Next post
Up