Богаче царя

Apr 28, 2024 22:42





Еврейский портной. На углу 7-й Авеню и 39-й улицы. Скульптор Джудит Веллер



Где портной, там и пуговица

Известен анекдот о том, что один местечковый портной, задумавшись однажды над вопросом, что было бы если он был русский царь, пришел к неожиданному выводу, что при этом жил бы он богаче, чем собственно царь. Почему? Потому что при всех царских делах он бы ещё немножечко шил!

В самом центре Нью-Йорка, на пересечении 7-й авеню и 39-й улицы поставлен памятник еврейскому портному. В национальности сомнений нет: портной в кипе. В профессии тоже сомневаться невозможно: перед ним швейная машинка. Кое-кто считает, что это памятник изобретателю швейной машинки Исааку Зингеру. Это не так. Во-первых, Зингера, хоть и звали Исааком, но его еврейство не доказано. Во-вторых, Зингер был не столько изобретателем, сколько организатором производства швейных машин, причем всемирного. А в-третьих, посмотрите его портрет из Вашингтонской портретной галереи! Такой вальяжный человек мог изобрести швейную машинку. Но работать за ней день и ночь - слуга покорный!



Портрет Исаака Зингера, Эдвард Харрисон Мэй, 1869

Сама Джудит Веллер родом из Израиля, и в виде портного-еврея она вполне могла изобразить своего отца. Её отец, эмигрировавший в Америку из Российской империи, был именно таким портным, который полжизни провёл за швейной машинкой Зингера, скорее всего на одной из швейных фабрик. И благодаря нелегко у этому труду не только вытащил свою семью из нищеты и обеспечил ей нормальное существование, но и одел всю страну. Швейная машинка - это не хилая иголка, которой управлялся хилый еврейский портной, изображённый в скульптуре Марка Антокольского. Кстати, считающейся одной из лучших деревянных скульптур в России.



Марк Антокольский. Еврейский портной. Скульптура из дерева

Еврейские иммигранты, подобные человеку, изображённому на статуе Джудит Веллер, живут в Нью-Йорке аж с 1650-х годов, когда город назывался ещё Новым Амстердамом. Несколько столетий спустя, примерно с 1880-х по 1920-е годы, еврейское население Нью-Йорка резко возросло, увеличившись почти на 1 миллион всего за несколько десятилетий. Многие из этих вновь прибывших в конечном итоге работали в швейной промышленности Нью-Йорка. Благодаря их трудам эта промышленность стала передовой. Можно сказать, тогдашним хай-теком. Был момент, когда большая часть рабочих-швейников была евреями.

Скульптура поставлена у здания банка Моргана «Чейс-Манхеттен». Я долго выискивал такой ракурс съёмки, чтобы на заднем плане не светила эмблема банка. Хотя если подумать, такие безымянные портные внесли вклад в богатство страны сравнимый со вкладом Джона Пирпонта Моргана.

За морем житьё не худо (Отчёт о поездке в США)

путешествие, США, скульптура, Нью-Йорк, швейная машинка, евреи

Previous post Next post
Up