Как известно, знаменитый
Павел Третьяков, передавая в дар Москве своё собрание картин, среди прочих условий поставил также то, что посещение
Третьяковской галереи будет бесплатным.
Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие,
До революции это условие выполнялось. Но уже в годы советской власти за вход в Третьяковку надо было платить. Хоть и не дорого стоил входной билет, но всё же Павел Михайлович Третьяков был бы этим недоволен.
Венера и Адонис, Фридерик Уильям Макмоннис, 1895
Венера и Адонис, Фридерик Уильям Макмоннис, 1895
В Вашингтоне множество музеев, причём музеев высокого качества, бесплатны для посещения. Дело в том, что государственные музеи в столице США находятся под патронажем
Смитсоновского института, учреждения, способствующего бесплатному образованию. Смитсоновский институт финансирует большинство Вашингтонских музеев, так что посетители не заморачиваются у билетных касс, которых, кстати и нету.
Одним из прекраснейших Вашингтонских музеев является Музей современного американского искусства.
США - страна молодая. Поэтому на относительно небольшом пространстве музея легко проследить зарождение американского изобразительного искусства и то, как быстро американские художники нащупали и новые темы, и новую, отличную от европейского искусства, изобразительную манеру.
В одном из залов, посвящённых искусству конца 19-го века, привлекает внимание скульптура «Венера и Адонис» художника Фридерика Уильяма Макмонниса (Frederick William MacMonnies; 1863 - 1937).
Гибель Адониса, Джузеппе Маццуола, 1709. Эрмитаж
Венера, как известно, была богиней любви. Повелевая этой сильнейшей страстью, она и сама от неё не убереглась. Непростую историю любви Венеры и юного красавца Адониса рассказал римский поэт Овидий в своей поэме «Метаморфозы» (то есть, «Превращения»).
Адонис должен был бы погибнуть при рождении. Но младенчик понравился Венере и она припрятала его от смерти. Как вы думаете, где? В подземном царстве смерти, у бога Плутона, отдав его на воспитание жене Плутона, Персефоне. Можно ли найти более надёжное место для сокрытия живой души, чем царство мёртвых, повелитильницей которого была Персефона?
Адонис выростал и чем дальше, тем больше нравился Персефоне. Так что не удивительно, что они вскоре стали любовниками, да такими, что земля от их страсти дрожала, а вулканы - извергались.
Венера спустилась в подземное царство к Персефоне и возмутилась. Она отдала Адониса подруге совсем не для разврата! Она надеялась развратить мальчика сама!
Чтобы решить свой спор богини обратились на суд к музе эпической поэзии Каллиопе. Та решила, что права на Адониса имеют обе богини. Посему она разделила год на три части. Зимой Адонис находился под землёй, и его опекала Персефона. Весной он выходил на белый свет, и попадал в любящие руки Венеры.
Но и мужчинам, и женщинам требуется отдых от любви. Посему летом Адонис гулял сам по себе и занимался любимым делом, охотой. Впрочем, охота охотой, но в свободное время Адонис захаживал к Венере за мёдом. Да и Венера была не прочь сопроводить молодого человека в его странствиях по горам и лесам Кипра. Таким образом, ей доставалось почти две трети ласк Адониса, а Персефоне - только жалкая треть. Нечестно!
С богинями связываться опасно. На одной из охот собаки Адониса напали на след огромного кабана. Паренёк обрадовался - то-то удача! Но что-то пошло не так. Вепрь был подослан Персефоной. Он набросился на Адониса и смертельно его ранил. Эту драматическую сцену можно увидеть в одном из залов Эрмитажа.
Капли крови убитого Адониса превратились в анемоны, а из слёз Венеры, оплакивавшей любовника появился
милый цветочек, который по-латыни называется Adónis aestivális, а по русски - горицвет летний.
Красивый этот сюжет вдохновлял художников и скульпторов. Впрочем, американский скульптор, похоже, вдохновился другим сюжетом, поэмой В. Шекспира «Венера и Адонис». У этой поэмы сюжет немного другой. Венера обольщает Адониса всеми своими прелестями, но мальчику не до любви сейчас, он стремится на охоту. Венера же, дама опытная и к тому же богиня. умеющая прорицать будущее, уже знает, чем закончится эта охота. Но ни удержать любимого, ни предотвратить грядущую его гибель не в силах. Только и остаётся, что взглянуть на него в последний раз.
10.04.2024. Смитсоновский музей американского искусства в Вашингтоне 10.04.2024. Смитсоновский музей американского искусства в Вашингтоне. Всему голова 10.04.2024. Смитсоновский музей американского искусства в Вашингтоне. Венера и Адонис 10.04.2024. Смитсоновский музей американского искусства в Вашингтоне. Пурпур ей к лицу 10.04.2024. Разные картины из Смитсоновского музея американского искусства в Вашингтоне 10.04.2024. Смитсоновский музей американского искусства в Вашингтоне. Охота на бизона 10.04.2024. Смитсоновский музей американского искусства в Вашингтоне. Геркулес и Ахелой За морем житьё не худо (Отчёт о поездке в США)