Интернет сделал во многом бессмысленными роскошные книги и альбомы по искусству. Сотни тяжелых томов, стоящих на библиотечных полках, может заменить виртуальный тур,
на сайте музея.
Но все же экран компьютера не заменяет непосредственного визита в музейные залы, так же, как разговор по скайпу не заменит прелести личного свидания.
И, следует сказать, что личное свидание с картинами стоит тех денег, которые платишь за входной билет. (В частности, в пинакотеке Брера плата за вход щадящая - 10 евро). При личном свидании с произведениями искусства следует надеяться на неожиданные открытия. И такие открытия обязательно случаются.
Например, нельзя не остановиться у огромной картины под названием «Святой Марк проповедует на площади в Александрии Египетской», написанной двумя венецианцами, братьями Беллини, Джентиле (Gentile Bellini, около 1429 - 1507) и Джованни (Giovanni Bellini; ок. 1433 - 1516).
Беллини жили и творили в Венеции. Святой Марк - покровитель этого города. Картина была написана по заказу одного из самых престижных и могущественных купеческих братств Венеции, которое было названо как раз именем Святого Марка. Братство Святого Марка заказало Джентиле Беллини большую картину для приемной своей резиденции и щедро оплатило заказ. К сожалению, Джентиле умер, не закончив картины, и работу за него доделывал брат Джованни.
Этот самый
Джованни Беллини известен не только, как венецианский живописец. Его именем в конце 1940-х годов назвали алкогольный коктейль, придуманный в одном из прославленных баров Венеции. Это чудо кулинарного искусства обрело славу не меньшую, чем художник, поделившийся с ним своим именем. И немало людей познакомились сначала с коктейлем «Беллини», и только потом - с картинами художника Беллини.
Естественно, что братья Беллини заказ честно отработали. На огромной по размеру картине (347 × 770 см) - портреты всех заказчиков в парадной одежде венецианской знати 15-го века. Прием, позаимствованный впоследствии советскими художниками, тщательно выписывавшими парадные портреты членов Политбюро на фоне какого-нибудь торжества, иной раз и вымышленного.
Венецианцы в основном сосредоточены за спиной апостола-проповедника. Но некоторые стоят на площади среди язычников, внимающих проповеди Святого Марка. Среди них, как ни странно, можно отыскать и
Данте Алигьери (1265 - 1321). Великий поэт помещен в толпу мусульман с высокими белыми тюрбанами на головах, его же собственная голова украшена лавровым венком.
Данте - уроженец совсем другого города, Флоренции. Но его могила - в городе Равенне, которая как раз во время написания картины вошла в сферу власти Венеции. Таким образом, венецианцы получили некоторое право причислять изгнанного с родины Данте к «своим»
Появление «идеологически ценного» покойника на полотне можно было бы рассматривать в качестве промаха художников, если бы это не было сделано с явным намерением добавить картине малость «сакральности». И вообще, тщательным изображением портретов заказчиков скрупулезный реализм братьев Беллини заканчивается. В прочем же братья, как говорится, «разгулялись по буфету». Большая часть картины - плод живого воображения художников.
Нельзя сказать, чтобы они совсем не знали, как выглядят восточные здания, восточные пейзажи и восточные люди. Конечно же знали. Венеция вела оживленную торговлю с Востоком. Корабли венецианцев ходили и в Стамбул, и в Александрию. Более того, Джентиле Беллини в 1479 году был командирован германским императором Фридрихом III в Стамбул к султану Мехмеду II, взявшему Константинополь. Султан попросил у «коллеги» прислать хорошего портретиста, который смог бы увековечить его образ. Художникам-мусульманам рисовать портреты людей не позволял Коран. Венецианец же за два года справился с порученной ему работой. Портрет Мехмеда II, кстати, очень реалистичный, почти, как цветная фотография, сейчас находится в одной из лондонских галерей. Так что в талантах Джентиле Беллини можно не сомневаться. Апробированы на самом высоком международном уровне!
Но художник делает картину для зрителей. Посему Александрия, в которой проповедует святой Марк, окруженный толпой венецианских патрициев, - не реальный египетский город, а некое средневзвешенное представление венецианцев о загадочных восточных странах, бывших, кстати, источником их богатств. Вроде как представление современного москвича о, скажем, Ханты-Мансийске либо Норильске. Посему не удивительно, что площадь, где проповедует святой, неуловимо напоминает главную площадь Венеции, а якобы языческий храм - главный венецианский собор. Только пристроенные по бокам минареты намекают на то, что дело происходит на Востоке. Более того, в Египте - утверждает обелиск, размещенный на заднем плане слева. Таких обелисков римские императоры в немалом числе привезли из Египта и расставили на площадях своей столицы. Венецианцы, конечно, знали об этих языческих памятниках и для них обелиск, определенно, символизировал Египет.
О том, что место действия картины - Африка, говорят и животные, якобы случайно прогуливающиеся на заднем плане. Правее центра картины зритель различит
жирафа, у правого края - двугорбого верблюда, а у левого края - одногорбого, дромадера. В общем, долой сомнения, мы в Египте!
Не менее цветиста и удивительна толпа, которой проповедует Святой Марк. В центре - женское сообщество, прикрытое, по восточному обычаю хиджабами и паранджами. Несмотря на вуальки лица этих Гюльчатаек довольно хорошо прорисованы. Художники старались! В наше воинственно-толерантное время их усилия, наверняка, оценили бы феминистки. Женщины в центре картины. Так держать, товарищи Беллини!
То, что братья Беллини неплохо знали изображаемый материал, несомненно. Они тщательно выписали наряды восточных купцов. Турки - в тюрбанах поменьше, египтяне - в тюрбанах крупных и пышных. В центре картины, непосредственно за сидящими женщинами, венецианцы говорят с двумя евреями в полосатых халатах. Они, без сомнения, могли найти общий язык. Еврейское присутствие в Венеции было давним: один из островов архипелага назывался Джудеккой, а название литейного двора, рядом с которым размещался еврейский квартал, Гетто, стало словом нарицательным и, можно сказать, еврейским.
А вот у самого правого края картины, в красных высоких шапках, - персы. Честное слово, какая-то ассамблея всемирного торгового союза 15-го века. А, впрочем, чему удивляться? Заказчики картины были купцы, и картина изображала их мир. Любой из тех, кто изображен на полотне, мог бы рассказать много интересного о далеких краях и об опасных приключениях там. Думается, что в приемной купеческого братства, где картину, в конце концов, повесили, ее разглядывание и разгадывание генерировало массу разговоров среди присутствующих.
А уж с какой радостью братья-художники покрывали холст красками самых разных цветов и оттенков! Создать такое веселое разноцветье не всякому живописцу удается!
Вот сколько забавных и полезных мыслей возникает, стоит только задержаться у одной картины в миланской пинакотеке Брера. А картин этих - около 400! И задержаться стоит почти у каждой.
Статья опубликована на сайте
Школа жизниПолезные ссылки: