Один из самых крупных городов мира, Нью-Йорк, как известно, стоит на реке Гудзон. Эту реку для европейцев открыл английский мореплаватель Генри Гудзон (Henry Hudson; ок. 1565-1611). Вот река на картах и получила его имя.
По правде говоря, эту реку следовало нам бы именовать Хадсон, поскольку фамилия смелого англичанина была именно такая. Да, был он однофамилец славной мисс Хадсон, в доме которой на Бейкер-стрит 221б квартировали Шерлок Холмс и доктор Ватсон.
Следует сказать, что Ватсону, как и Гудзону, в русском языке не повезло. Обе эти фамилии принято транскрибировать по-русски в искаженном виде. Сами носители этих фамилий вряд ли поняли бы, что это про них речь. Ватсону на самом деле следовало бы быть Уотсоном, а Гудзону, как уже было сказано, Хадсоном. Но против традиции не попрешь. Гудзон, так Гудзон.
Ни точная дата рождения Гудзона, ни место, где он родился, не известны. Но известно, что был он англичанином, и что вся его жизнь связана была с морем. Он начинал юнгой и, в конце концов, стал капитаном. Именно будучи капитаном, он совершил свои главные открытия.
В те годы европейцы усиленно искали возможность обойти американский континент с севера и проложить путь из Европы к тихоокеанскому побережью Азии через арктические моря. Пессимисты утверждали, что это невозможно: жестокие морозы, тяжелые льды... Оптимисты возражали, что попробовать стоит. Во-первых, в северных широтах в течение трех месяцев солнце не уходит с неба. Вследствие этого, льды растают, вода очистится, и плавание станет возможным. А во-вторых, уже было известно, что на севере Америки расположена цепь озер. Может быть, через эти озера и впадающие в них реки можно пройти в Тихий океан?
В 1607 году капитан Гудзон поступил на службу в «Московскую компанию». Так называлась английская торговая компания, обладавшая монополией на торговлю с Россией.
На поиски так называемого «северо-западного прохода» Гудзон отплыл на корабле «Hopewell» («Добрая надежда») 1 мая 1607 года. 14 июня корабль достиг восточного берега Гренландии, и плыл вдоль него на север неделю. Достигнув, как он думал, 80-го градуса северной широты, Гудзон взял восточнее и 27 июня увидел берега архипелага, который мы сегодня называем Шпицберген. 16 июля корабль Гудзона достиг северной границы Шпицбергена, но дальше двигаться не мог. Столкнувшись с большими массивами льда, капитан понял, что дальнейший путь на север закрыт, и повернул на юг. Экспедиция возвратилась обратно в Англию 15 сентября 1607 года.
В следующем, 1608 году Московская компания вновь послала Гудзона на том же корабле «Добрая надежда» на поиски другого, северо-восточного прохода. Этот путь должен был проходить в арктических водах вдоль северной части Евразии. Уйдя в плавание 22 апреля, и пройдя почти 2500 миль, корабль в июле достиг архипелага Новая Земля. Но даже летом льды Арктики оказались непреодолимыми, и корабль Гудзона возвратился в Англию 26 августа.
В 1609 году Московская компания не захотела организовывать новые экспедиции на север. Поэтому Гудзон нанялся капитаном к голландцам, в Ост-Индскую компанию, которая тоже пыталась отыскать путь из Европы в Азию через Арктику. В принципе, это было нарушение британских законов, запрещавших английским капитанам работать на конкурентов-голландцев. Но капитаны - народ лихой и не всегда законопослушный...
На этот раз у Гудзона под командованием оказался корабль «Halve Maen» («Полумесяц»). В апреле 1609 года он вышел из Амстердама для того, чтобы попытаться обойти Новую Землю с севера. Но погода и на этот раз не благоприятствовала путешествию. Снег, холод... Команда взбунтовалась. Основания для того имелись. «Halve Maen» был судном небольшим, к плаванию в северных широтах не приспособленным. Экипаж жил в трюме, что, согласитесь, неуютно при минусовой или почти минусовой температуре воздуха.
Тогда Гудзон предложил команде сменить маршрут, повернуть к американскому побережью, в надежде обнаружить там проход на запад, к Тихому океану.
В начале июля корабль достиг Ньюфаундленда, спустился южнее, и Гудзон стал обследовать восточное побережье Северной Америки. Здесь он обнаружил широкий залив и уходящую на север полноводную реку. Капитан Гудзон поплыл вверх по этой реке, и прошел около 151 мили (приблизительно 240 километров). Никаких признаков того, что река выведет к Тихому океану, не было. Да и время уже поджимало. Наступала осень. 4 октября 1609 года Гудзон повернул свой корабль в Голландию. Но когда он по пути в Амстердам ненадолго зашел в английский порт Дартмут, покидать Англию ему запретили. Да еще пригрозили судом за службу голландцам. Впрочем, с могучей Ост-Индской компанией англичане ссориться не хотели. Корабль «Halve Maen», судовой журнал и карты все-таки были возвращены голландцем. Открытые английским капитаном земли стали собственностью голландской компании.
Уже в следующем году голландцы организовали поселение в устье реки, открытой Гудзоном. Через этот форпост началась торговля с местными индейскими племенами. На ножи и зеркала у индейцев выменивали бобровые шкуры.
Но не только их. Одной из самых удачных покупок во всемирной истории оказалась покупка у индейцев всего острова, на краю которого первоначально была построена фактория. Индейцы обменяли его на товары, общая стоимость которых была по тогдашним ценам, ценам 1626 года, 60 гульденов. В переводе на сегодняшние цены это около 700 долларов. Нынешняя оценка земли острова, который сегодня называется Манхеттен, - 49 миллиардов долларов.
Словом, «маннахата» голландцы называли и сам остров, и саму реку тоже. Словно бы не знали, к чему лучше новое название приложить. В конце концов, разобрались. Остров Манхеттен, река Гудзон, а индейцы... Какие такие индейцы?
Почти двести лет спустя, писатель Жюль Верн опишет путешествие капитана Гаттераса к Северному полюсу в одном из своих романов. Даже в середине 19-го века роман этот был фантастическим. Штурм полюса только начался, и никто не знал, что там можно отыскать. Герои романа полюс покорили, однако капитан Гаттерас повредился умом. Заключенный в лечебницу, он каждый день ходил по больничному саду, причем всякий раз приходил в одну и ту же точку. Капитана непрестанно влекло к северу.
С Генри Гудзоном, похоже, произошла та же история. В 1610 году север снова позвал его. Группа лондонских купцов собрала в плавание корабль «Discovery» («Открытие»). Цель была все та же, открыть северо-западный проход в Тихий океан.
Корабль отплыл из Лондона в середине апреля 1610 года. В июне Гудзон провел свой корабль у берегов Гренландии, а в июле отыскал пролив, ведущий на запад, то есть в нужную сторону. За проливом оказался большой залив, который путешественники исследовали в течение августа, безуспешно пытаясь найти здесь проход в Тихий океан. Взглянув на современную карту, легко найти на севере Канады и Гудзонов пролив, и Гудзонов залив. Легко также увидеть, что прохода в Тихий океан здесь нет. Но это мы знаем сейчас, а Гудзону пришлось в этом убедиться на своем горьком опыте.
Он слишком задержался, обследуя залив. Наступили холода, и корабль вмерз в лед. Команда сошла на берег для зимовки.
Пережить зимовку в районе полуострова Лабрадор - почти то же самое, что перезимовать в Сибири. Ясно, что весной, когда вода очистилась ото льда, большинство команды «Discovery» хотели только одного: возвратиться домой. В ответ на решение Гудзона продолжать исследования, вспыхнул бунт. Гудзона, его юного сына и еще семь членов команды, ослабших после зимовки или тех, кто поддерживал Гудзона, посадили в лодку практически без оружия и припасов, и покинули в пустынных северных водах. Понятно, что они погибли.
Еще в течение нескольких лет европейские капитаны входили в Гудзонов залив через Гудзонов пролив, исследуя его и пытаясь отыскать здесь северо-западный проход в Тихий океан. Но поиски оказались безуспешными. Никакого Северо-Западного прохода в более или менее ласковых широтах не оказалось. Окончательно это стало ясно в конце 18-го века после плавания вдоль тихоокеанского побережья Америки капитана Ванкувера. Мечта о том, чтобы пройти из Атлантики в Тихий океан была похороненной. Надежда, как ей водится, умерла последней. Даже позже капитана Гудзона.
Имя капитана Генри Гудзона неоднократно увековечено на географических картах. Кроме залива, пролива и реки имя Гудзона носит город в штате Нью-Йорк и округ Хадсон в штате Нью-Джерси. Кроме того, в Нью-Йорке есть мост Генри Гудзона.
Статья опубликована на сайте
Школа жизниПолезные ссылки:
- Henry Hudson North-west Passage Expedition 1610 -11