Современный герой "Политеатра" и театра "Практика" в спектакле «Человек.doc».

Oct 27, 2013 00:26


В XX веке произошла огромная, неслыханная научная революция. По сути дела, все науки переменили коренные понятия. Произошла огромная техническая революция и вместе с тем в том же XX веке мы были свидетелями чудовищных откатов в культуре. Такого возвращения назад, люди в предшествующие века не знали. Это важно, потому что сейчас, когда с техническим прогрессом техника стала неотъемлемой частью нашей жизни, мы постоянно слышим голоса порой наигранные, не очень искренние, а порой и очень откровенные, обвиняющие культуру в некоем возвращении к архаическому типу жизни. Но это результат того, что не делается разница между техникой и культурой, между материальным успехом и духовным прогрессом.

Сейчас в Воронеже всё больше внимания привлекает четырехмесячное исследование «экспертов» Эдуарда Боякова культуры воронежского края. Своим аналитическим докладом «Воронежский пульс» или аналитической запиской, как называет её сам Э. Бояков (то есть замечу, что уже не научная работа), он пытается ввести деятелей культуры и «современного» зрителя в проблематику состояния культуры области и страны. Сам же он подходит к решению этого вопроса исключительно как маркетолог и старается расширить поле деятельности для себя и своей команды, заявляя: «Культура - это не одни театры и галереи, но также дизайн, ночные клубы, массовые мероприятия, медиа, интернет-пространство, архитектурные решения. Даже если они формально "проходят" по другому ведомству». После такого перечисления, не понятно, какую сферу и пространство Эдуард Бояков ещё не охватил для воздействия на «современного потребителя»?
Желая разобраться и показать читателю более полную картину, какие концепции несут своим «творчеством» «креаклы», я постаралась проанализировать сущность современного героя театра «Практика» и «Политеатра». То есть культурных героев из окружения Э.Боякова, которых он представил зрителю в документальном проекте "Человек.doc".


"Человек.doc" - это 10 спектаклей о «культурных героях» современности, впервые представленных в Перми в сентябре 2010 года на фестивале театра и кино о современности "Текстура". Забегая вперёд, сразу хочу обратить внимание читателя на то, что «культурными героями» проекта стали не Анатолий Эфрос и Георгий Товстоногов, не Эдуард Багрицкий, а более экзотические личности. Не то время, они устарели! Да, к величайшему сожалению, это не те титаны культуры, которые ушли, оставив только память о том, каким должно быть театральное искусство. У этих «культурных героев» есть одно большое преимущество - они ещё живы. Итак, продолжим. Это точная биография, внутрь которой помещается художественный мир героя.




На сцене - сам герой:


Китаевед Бронислав Виногродский, (создавший  в 2008 году проект «Игра Книги Перемен», направленный на непосредственное влияние способов формирования идей и умонастроений в российском обществе,  практикует осознанное общение и подлинное проживание жизни на основе чайной традиции и изучения "Книги Перемен").  Это больше творческая встреча по сценарию, чем спектакль, где Бронислав в основном читает текст (и даже своё имя) по планшетке. Философ делится со зрителем своими переживаниями по поводу осознания бытия, скитаниями в поисках смысла жизни и существования Бога. И как Бронислав постигал личную цель духовного бессмертия в «больной на пятом уровне стране», которую обойти ему было невозможно, и если не вылечить страну, его цель была не постижима.
«В России большинство людей находятся именно в такой ситуации: им больно и они сами не знают почему. Вроде страна богатая, людей хороших много. Вы меня извините, конечно, за пошлость, печься о судьбе родной страны, России это такое интеллигентство нагловатое, как-то пошло. Но, от того здесь у всех проблемы, что все мы тут думаем одно, говорим другое, делаем третье, потом все не довольны происходящим. И судьба России по настоящему личная как своя - никого не волнует, если по честному. Но всё происходит правильно, если ты честно и последовательно занимаешься своими личными целями, своими личными проблемами, если нет такой цели, то всё бессмысленно…» 
И Бронислав написал «Книгу перемен» для спасения советского народа и больной советской страны. «Больная страна активно сопротивлялась лечению, прогрессировала, но наступил 1991 год…». Какова же цель спектакля, если герой начинает свой рассказ именно затронув проблемы страны, как не политическая? Но пойдём дальше.



Драматург Александр Гельман - (прораб перестройки), отец скандального Марата Гельмана, рассказывающий, как вся его семья, 14 человек, оказалась в фашистском гетто на Украине. Погибли 12. И вот он, пятилетний, перешагивает через трупы родных, чтобы выйти из барака. Залогом самосохранения ребенка из еврейского гетто стала безудержная игра в войну. На протяжении всего спектакля царит пессимистическое настроение автора, его глубокое разочарование в социалистической системе.
Любопытно то, что 1989 году А.И. Гельман был избран народным депутатом СССР от Союза кинематографистов СССР и вошел в состав первой легальной парламентской оппозиции - Межрегиональной депутатской группы, которую возглавил А.Д. Сахаров, а затем Б.Н. Ельцин. Но участие в деятельности оппозиции не помешало добрым отношениям с М.С. Горбачевым, по персональной рекомендации которого в 1990 году на последнем съезде КПСС А.И. Гельмана избрали членом ЦК КПСС. Сам Александр Исаакович находился в то время в США, где читал лекции в университете Пепердайн штата Калифорния. По возвращении в Москву он сию минуту написал заявление о сложении с себя обязанностей члена ЦК КПСС и выходе из партии. В 1992-1993 годах А.И. Гельман принимал самое деятельное участие в работе Конституционного совещания, которое разработало контент действующей сейчас Конституции РФ.



Философ Олег Генисаретский, который со сцены начинает расхаживать со шваброй в руках,  ругается с режиссёром, рассказывает о своём нелёгком детстве, занятиях йогой  и делится иногда своими мыслями  о судьбе либерализма в постмодернистскую эпоху (при этом красит расстеленные обои и в итоге укладывается на них).





Надо сказать, что из такого получилась вещь достаточно гадкая и унизительная.



Композитор Владимир Мартынов, его сугубо частная история вписывается в историю мировую, начиная с ветхозаветных времен и библейского прародителя всех музыкантов, и вплоть до встречи 16-летнего Мартынова с приехавшим в СССР Стравинским, которую организовал папа будущего композитора, занимая в тот момент серьезный пост в секретариате Союза композиторов. Что якобы Стравинский поведал начинающему музыканту о предконцертной диарее, которая позднее проявилась и у самого Мартынова, Стравинский таким образом дал ему некое  благословение. Далее следует рассказ о покусанной осетинское девочке, которая в немецкой группе била маленького Володю, а тот однажды исхитрился и укусил ее за задницу. Повествование о состоянии, предшествующем "белой горячке", когда герой-рассказчик слышит фантастическую музыку, а потом к симфонии присоединяется хор, поющий текст: "Есть такие люди, есть такие люди, алкоголики, алкоголики". А вот когда дело доходит до того, что семь белых клавиш соотносятся с планетами, а пять черных - со стихиями в китайской философии, и вообще черно-белая фортепианная клавиатура представляет собой редуцированную китайскую модель мироздания - такие умопостроения в пелевинско-вырыпаевском духе ставят просто в тупик.




Герой Смоки Мо репер, для которого не существует культурных и цензурных рамок  -  свои тексты излагает абсолютно свободно. В спектакле «Круги на полях» нет четкого сюжета, традиционной линейной истории. Эпизоды из жизни представлены зрителю как обрывки детских воспоминаний, впечатлений, ассоциаций, образуя портрет человека, жизнь которого состоит из бесконечного количества причинно-следственных связей, которые в спектакле с трудом вообще получается уловить.



Скандальный режиссер, сценарист и драматург Ольга Дарфи всегда находится на грани дозволенного. Её герои и сюжеты - девочки-анорексички, проститутки, шахидки, военные конфликты, люди в погонах из коридоров Лубянки, менты и трезвые пиарщики. В спектакле она встречается с тремя представителями российских силовых структур: разведчиком, бойцом и оперативником, а так же с шахидкой Зариме, которая рассказывает о том, как их учили убивать и умирать. «Интервью с каждым, содержит коды, которые как бы позволяют многое понять о терроризме и людях, которые против него борются. Встреча с силовиками это не попытка по-журналистки выяснить всё о войне. Это попытка выработать у зрителя своё личное отношение к этим явлениям, зачастую негативное, не основываясь только на информации из газет и ТV.




Далее герой Боякова художник, перфомер и музыкант Гермес Зайготт, со сцены рассказывает, как он приехал в Америку с парой сотен долларов в кармане. Был вынужден работать водителем такси и лимузинов, как он, живя в Калифорнии, боролся за легализацию марихуаны, сидел в тюрьме и психушке, а потом сделал свою персональную выставку.



Александр Петлюра - художник, модельер, историк моды, коллекционер, признанный одной из самых эпатажных личностей 20 века. В 1990 году он организовал арт-коммуну "Заповедник искусств на Петровском бульваре", самое богемное место в Москве 90-х годов. Петлюра собрал уникальную коллекцию вещей, найденных на помойках и блошиных рынках России и Европы.

image Click to view


Именно через мусор Петлюра пытается рассказать о своей жизни, передать культуру страны. На протяжении всего спектакля Петлюра роется в нижнем белье, демонстрируя женские и мужские трусы абсолютно разных фасонов: от удобных, до самых замысловатых с вентиляцией и т.п., с намёком на сексуальное раскрепощение.



Олег Кулик - скандальный московский художник-акционист, называющий себя «человек-собака». Олег Кулик, разыгрывающий роль цепного, опасного пса, в Стокгольме на выставке «Интерпол» физически атаковывал посетителей, которые были всерьез напуганы и ранены.

image Click to view


«Образ человека-собаки очень важен для всей русской культуры, - говорит его близкий друг и свидетель практически всех перформансов Владимир Сорокин. - Тогда Кулик вскочил на капот какого-то «мерседеса», и я до сих пор помню выражение лица человека, который сидел там: этот благополучный человек благодаря Кулику заглянул вглубь России, увидел всю ее архаичность, дикость и непредсказуемость. С одной стороны, он опустил человека до собаки, с другой стороны, продемонстрировал равенство человека и животного, основу русской этики». Шокирующие работы О. Кулика говорят за "современного героя" лучше, чем сам спектакль:


















Скорее всего, на этой почве друг и коллега Э.Боякова, Марат Гельман, создал свой памятник пегой корове с задранным хвостом и надписью "Заглянем в глубь России!" Зрителю выпал шанс пробудить в себе низменные чувства и осмелиться заглянуть в утробу коровы, дабы ощутить на себе, где именно должно быть место России, по мнению Марата Гельмана.



Это только первый проект «Человек.doc », вторая серия «Человек.Doc» будет рассказывать о людях из мира онлайн технологий и Рунета в целом. О таких «культурных героях», как Артемий Лебедев - одиозный блогер Рунета (в спектакле с ним используется ненормативная лексика, дабы передать всю сущность и жизнь офлайн закрытого персонажа русской блогосферы),

image Click to view


Вера Полозкова «Избранные/гастроли в Воронеже», а так же поставлены на сцене два рассказа Владимира Сорокина - "Черная лошадь с белым глазом" и "Волны". Много ещё «интересного» предлагает «Политеатр» молодому зрителю.
После всего увиденного и услышанного, становится по-настоящему страшно, потому что вся эта злонамеренная отрава настойчиво льётся из каждой щели на головы людям, которые в силу недостаточной компетентности не могут самостоятельно оценить достоверность и доброкачественность информации. И вынуждены верить на слово этим «новаторам», которых за их подлость, низость и бесконечный разврат надо бы давно привлечь по статьям уголовного кодекса РФ. Хочу сказать, что под воздействием спектаклей театра «Практика», "Политеатр", театра «Молот» и т.п., «современному зрителю» идёт навязывание, внушение новых понятий «культура» и «ценности», идёт слом культурных образцов и норм, определяющих внутренние установки личности, целью которого является окончательное уничтожение русского культурного ядра вместе с народом и его самосознанием.
В России о смене «культурного ядра» заговорил ещё в начале 90-х годов советник президента Б.Ельцина Анатолий Ракитов, он сетовал, что советская Россия есть цивилизация:


Я уверена, что единственная действительная цель «новатора» и его компании - затронуть «нормы, стандарты, эталоны», обладающие высокой устойчивостью и минимальной изменчивостью, постмодернистскими понятиями, и надеясь, что отсутствие способности к быстрым переменам приведёт к обрушению всей конструкции «самоидентичности социума».

Христианская культура оставила в человеке воспоминание, что у него была душа, но современные тенденции намерены уничтожить всё - и даже это воспоминание. Так есть ли необходимость существования документального театра и театра вербатим? Театрам, где зрителя превращают в мёртвое тело, в зомби? Креаклы кричат, что переход цивилизации от «совка» к капитализму в театрах не произошёл. И на сегодняшний день в репертуарном театре нет энергии и репертуарные театры нужно закрывать. Из цитаты Э. Боякова: «Театры должны рождаться и умирать, так же как люди и это нормально! Это естественный процесс всего».
Возможно это естественный процесс в маркетинге, господин Бояков, но в культуре и искусстве эффективность определяется содержанием и степенью нужности для тех, кто это будет потреблять. Для того чтобы театр был эффективным, в него должны входить творцы-интеллектуалы, которые смогут раскрепостить и пробудить все высшие способности человека и зритель-интеллектуал, который сольётся в синтезе с творцом. Юрий Лотман говорил:
«Культура понятие очень сложное, большое и употреблять его можно в разных значениях. Само слово культура восходящее к латинскому слову означает первоначально «обработанное поле», то, что сделано руками человека. И действительно, культура в определённом смысле противостоит природе, природа - это то, что человеку дано, культура - это то, что человек сделал. Но не всё то, что сделал человек есть культура. Человек создаёт культуру и человек её разрушает. Культура - это своеобразная экология человеческого общества, это та атмосфера которую создаёт во круг себя человечество для того чтобы существовать дальше, для того чтобы выжить. В этом смысле культура понятие духовное, понятие связанное с идеями представлениями, эмоциями, а не с вещами, аппаратами и машинами. В истории человечества мы будем наблюдать, как развитие культуры и науки будут идти дружно. И научный прогресс будет вызывать технический и сопровождаться прогрессом культуры и будем наблюдать и то, как быстрое развитие техники будет вызывать регресс культуры, откатывание её назад».

Эффективность потребления таких театров, как театр «Практика», «Молот» , «Политеатр» пока низкая и пользуется спросом только в узких кругах, т.е. это зрители с Болотной и Сахорова, но задача «креаклов» - поднять эффективность с помощью расширения поля деятельности, с помощью технических возможностей XXI века. Для этого им необходимо создать современного неинтеллектуального зрителя, который будет нуждаться в потреблении данного продукта, тем самым устранив всё то, что мешает эффективности. Он должен будет это впитывать не просто с удовольствием, а стать зависимым. Создать такого зрителя из интеллигенции и традиционалистов просто невозможно, поэтому их цель - молодой зритель, чьё мироощущение неустойчиво и легко поддаётся трансформации.
Сам Эдуард Бояков говорил: «Надо набирать союзников. Если по-прежнему работать только на одну социальную группу, она станет миной замедленной действия. Те женщины, которые сегодня благодарят Бычкова за возможность увидеть спектакли Додина и Женовача, быстро начнут ему указывать, какой длины юбки должны быть на артистках и какие лексические рамки они должны соблюдать. Студенты - самый перспективный зритель. Почему первый показ эстонской "Педагогической поэмы" в этом году прошел со скандалом? Потому что среди публики почти не было молодых людей. Они пришли на следующий день, веселились и хлопали. Я защищаю в данном случае не спектакль, а право привезти его и право приглашать нужного зрителя».

А что же ждёт дальше наше воронежскую культуру, если уже сейчас смрадный запах "современного искусства", бьёт в ноздри? На этот вопрос опять отвечает Э.Бояков: «Мне не очень интересны проекты типа фестивалей и театров. Главное для меня здесь - два дела. Во-первых, Академия искусств: надо открывать новые специальности, начинать растить современных художников в широком смысле - строить принципиально новый вуз. Во-вторых, помощь губернатору Гордееву и новому руководителю департамента культуры Елене Ищенко. Мое дело здесь - предлагать варианты, проявлять инициативу. Например, по программе развития детского театра. Я утверждаю, что городу и области это жизненно необходимо. ..»

Дорогие родители, будьте бдительны! Под видом заботы о ваших детях креаклы будут безжалостно использовать этот ценный молодой материал, в своих корыстных целях. «Мясные машины», как называют нас Э.Бояков, В.Сорокин и Ингаборге Дапкунайте в своём романе «23000». Использовать для формирования новой трансформации, нового мироощущения с чистого листа, для сексуального раскрепощения и просвещения, дабы в дальнейшем использовать в постановках романов В.Сорокина, в эстонской «Педагогической поэме» или в рассказах Линор Горалик.
В интервью из газеты «RG.RU» под заголовком: «Эдуард Бояков хочет изменить культурную среду в Воронеже», гражданин Бояков бросил фразу: «Если люди не разделят мою уверенность в том, что все это нужно делать, я буду стараться их переубедить. Либо они примут мою сторону, либо я сам начну думать иначе. Если Воронежу это исследование и какие-то шаги по развитию культурной инфраструктуры нужны - я готов, мне есть что предложить.
...
Если нет - я же не Жанна д’Арк. У меня есть хороший дом в Москве, куча друзей и партнеров по всему миру, которые счастливы будут заниматься со мной другими художественными практиками. У меня волнообразная траектория: был период огромных проектов, был более локальный».



В России есть очень мудрая поговорка: «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь!», и лично мне хочется ответить на его слова: «Go home!»

Оригинал взят у dal_lida в Современный герой "Политеатра" и театра "Практика" в спектакле «Человек.doc». Сила нового искусства.

Культурный фронт, Бояков, Культурная война

Previous post Next post
Up