Классовая борьба XXI века: США vs. Китай

Aug 06, 2011 03:17

  Эта логическая цепочка давно выстроена буржуазными философами, политологами, экономистами:

1) классы буржуазии и пролетариата, борьба которых лежит в основе учения Маркса, характерны только для индустриального общества, а в постиндустриальном обществе уже нет этих классов;
2) следовательно, учение Маркса о классовой борьбе ( Read more... )

Суть времени, экономика, Политика, Исторический процесс

Leave a comment

Re: Добавлю cautious_man August 7 2011, 09:19:58 UTC

> Раньше за ними стояли объективные законы капитализма, из которых следовала с естественно-исторической неизбежностью, "экспроприация экспрприаторов". Сейчас сохранить тот историчекий оптимизм проблематично из-за понимания, что знание законов позволяет их обходить, т.е. менять эту самую оптимистическую для нас историческую неизбежность, т.е. подъём по формационной лестнице на спуск по ней.

А вот тут главное новшество Кургиняна! Маркс об этом где-то писал как о далекой возможности, что может в принципе сложиться такая ситуация, что, например, автоматизация производства досгнет такого уровня, что рабочие станут просто не нужны, и буржуазия их физически станет уничтожать. Сейчас складываются предпосылки именно для этого. И Кургинян это увидел и развил! Его теория относительно архаизации - это оно и есть! Во времена Маркса это еле просматривалось, а Кургинян дал этому научной обоснование и стргий анализ! Буржуазия, использую технологическое превосходство, используя гуманитарные технологии действительно пытается забороть объективные законы, опуская всех в архаизацию с последующим уничтожением большинства населения Земли! Отсюда резко возросшая роль идельного в сознании, ибо сознание стало очень удобно промывать огромному числу людей. Отсюда вместо диалектики выступает на первый план метафизика! - ведь при Марксе и Ленине смена капитализа на социализм - это был вопрос хуже/лучше, более гуманно, менее гуманно, а сегодня классовая борьба подошла к той черте, за которой либо человечество продолжает существование и развитие, либо теряет единство вида и гибнет вообще! Это уже не хуже/лучше, это уже знаменитое кургиняновское: "Да или нет?" - в смысле жизнь или смерть, т.е. в смысле абсолюбтно метафизическом, окончательном, в категориях абсолютного блага и абсолютного зла!

Т.е. марксизм, по определению всегда требовал развития! Догмаический марксизм - это антимарксизм по существую. В этом смысле то, что говорит Кургинян, не просто стыкуется с марксизмом-ленинизмом, а развивает, дополняет его, выводит на совершенно новый уровень, полностью адекватный сегодняшним цивилизационным проблемам.

Reply

Re: Добавлю thinker_up August 7 2011, 12:43:27 UTC
_"Маркс об этом где-то писал как о далекой возможности, что может в принципе сложиться такая ситуация, что, например, автоматизация производства досгнет такого уровня, что рабочие станут просто не нужны, и буржуазия их физически станет уничтожать"_

- Было это и при Марксе. Маркс об этом и писал. Было это и в Европе и в далёкой Индии. Когда ткацкие фабрики стали вытеснять ткачей ремесленников. В Индии в течении двух-трёх лет все ткачи просто вымерли. В Англии их как-то поддерживали и процесс затянулся, но ткачей вытеснили с рынка.

Архаизация и регресс части населения необходимое условие развития капитализма с самого его начала. Запад выносил этот регресс в колонии. В России с развитием капитализма шло укрепление крестьянской общины, с одной стороны крестьянами для выживания, с другой властью, для изъятия налогов и выкупных платежей.

Насчёт метафизики. Я бы не торопился объявить наши времена последними. Для России такая ситуация - быть или не быть часто случалась. Например, Красный проект спас Россию в начале века.

Теперь о развитии марксизма. Есть марксизм, который сложился при жизни основателей, есть марксизм-ленинизм, который называет свои противоречия с классическим марксизмом его творческим развитием. Есть догматический марксизм-ленинизм советского агитпропа (В том числе и БСЭ), который по сути является натурализацией марксизма на русской почве, но беда в том, что не признаёт это. А этот факт требует действительно творческого подхода для своего объяснения. Этот догматический марксизм, как идеократичекую основу советского общества прекрасно развенчивали "истинные" марксисты цитатами из Маркса, на том простом основании, что они показывали отличие многих утверждений классиков от упрощенной советской догматики. Беда была в том, что советский марксизм постулировал как раз это самоё развитие марксизма и отождествлял себя с классиками. Вот эти грабли я вижу в дальнейшем развитии марксизма-ленинизма и выводе его на совершенно новый уровень.

Reply

Re: Добавлю cautious_man August 7 2011, 13:45:25 UTC
> Было это и при Марксе

Речь в данном случае шла именно о глобальном процессе.

> Архаизация и регресс части населения необходимое условие развития капитализма с самого его начала. Запад выносил этот регресс в колонии.

Ни в коем случае! Конкуренция приводила к необходимости развития. Монополизация, неизбежный процесс, убивает конкуренцию, а вместе с ней и потребность в развитии.

Запад выносил в колонии не регресс, а промышленность. Так было до самого последнего момента.

> В России с развитием капитализма шло укрепление крестьянской общины

Конечно же, нет. В России капитализм отставал, поэтому общинность сохранялась, в свою очередь, препятствуя развитию капитализма.

> Я бы не торопился объявить наши времена последними.

Так говорит Кургинян, и я с ним согласен.

> Для России такая ситуация - быть или не быть часто случалась.

Для России и некоторых других отдельных стран - да. Для всего мира, вот так глобально - первый раз.

> марксизм-ленинизм, который называет свои противоречия с классическим марксизмом его творческим развитием.

В марксизме главное - классовая борьба и путь к коммунизму через мировую революцию. Все, что это приближает, суть его развитие, остальное - извращения, догматика или буржуазная идеология.

> догматический марксизм-ленинизм советского агитпропа (В том числе и БСЭ), который по сути является натурализацией марксизма на русской почве, но беда в том, что не признаёт это.

Все-таки Вы считаете его догматическим или модифицированным на русской почве?

> А этот факт требует действительно творческого подхода для своего объяснения.

Кургинян объяснил, увязав альтернативное западничество русского развития с альтернативным западничеством марксизма.

> догматический марксизм, как идеократичекую основу советского общества прекрасно развенчивали "истинные" марксисты

Не понял. Речь идет о меньшевиках?

> Беда была в том, что советский марксизм постулировал как раз это самоё развитие марксизма

Правильно делал. Так и есть.

> и отождествлял себя с классиками

Такого не было. С классиками себя сравнивать не мог ни один академик.

Извращения марксизма-ленинизма в СССР лежат совсем в другой плоскости:
- не уничтожили до конца классы;
- не уничтожили товарно-денежные отношения;
- не уничтожили частную собственность.

И все началось с Хрущева, т.е. носило абсолютно контрреволюционный характер.

Reply

Re: Добавлю thinker_up August 7 2011, 16:05:12 UTC
_"> Архаизация и регресс части населения необходимое условие развития капитализма с самого его начала. Запад выносил этот регресс в колонии.

Ни в коем случае! Конкуренция приводила к необходимости развития. Монополизация, неизбежный процесс, убивает конкуренцию, а вместе с ней и потребность в развитии.

Запад выносил в колонии не регресс, а промышленность. Так было до самого последнего момента"_

- Так как считаете Вы началось "в самый последний момент" по историческим меркам, т.е. в XX веке. А до этого, Англия вывозила из Индии хлопок, а ткань делала сама, потом везла эту ткань в Индию и индийские ткачи в результате вымирали. Точно также и в других странах, например в Египте, англичане уничтожали ростки капитализма, т.е. производства. Промышленность стали выносить тогда, когда это стало тоже в каком-то смысле (постмодернистском) регрессом. Этот процесс выноса продолжается. Остановить его не так просто. Но сейчас не об этом.

_"> В России с развитием капитализма шло укрепление крестьянской общины

Конечно же, нет. В России капитализм отставал, поэтому общинность сохранялась, в свою очередь, препятствуя развитию капитализма"_

- Развитие капитализма на Западе, в ядре капиталистичекой мир-системы и в странах, оказавшихся на переферии этой системы идёт совершенно по разному. Ваше утверждение ложно, в том числе и потому что находится в рамках марксистской догматики. Я называю это граблями марксизма-ленинизма, на которые уже наступил советский строй. Капитализм не мог развиваться в Российской деревне. Это доказала реформа Столыпина. Это доказали русские учёные аграрники, например Чаянов. Вы забыли про СГКМ? Прочтите хотя бы одну книжку.

Далее, Вы опять разбираете мою фразу по частям, теряя общий смысл.Приведу эту фразу полностью:
"Теперь о развитии марксизма. Есть марксизм, который сложился при жизни основателей, есть марксизм-ленинизм, который называет свои противоречия с классическим марксизмом его творческим развитием. Есть догматический марксизм-ленинизм советского агитпропа (В том числе и БСЭ), который по сути является натурализацией марксизма на русской почве, но беда в том, что не признаёт это. А этот факт требует действительно творческого подхода для своего объяснения. Этот догматический марксизм, как идеократичекую основу советского общества прекрасно развенчивали "истинные" марксисты цитатами из Маркса, на том простом основании, что они показывали отличие многих утверждений классиков от упрощенной советской догматики. Беда была в том, что советский марксизм постулировал как раз это самоё развитие марксизма и отождествлял себя с классиками. Вот эти грабли я вижу в дальнейшем развитии марксизма-ленинизма и выводе его на совершенно новый уровень".

Вы в частности комментируете: "В марксизме главное - классовая борьба и путь к коммунизму через мировую революцию. Все, что это приближает, суть его развитие, остальное - извращения, догматика или буржуазная идеология".

Я уже не раз говорил, что считаю главным в марксизме, это сказал сам Маркс, что философы разным способом объясняли мир, задача же в том, чтобы его изменить.
Мировая революция у Маркса - это одновременная революция в передовых странах Запада. Что сейчас есть мировая революция? Если эта идея главная в марксизме, то зачем нам марксизм? Например, Мировое правительство приближает или удаляет Мировую революцию? Считаю эти рассуждения пустой софистикой. Особенно про "остальное", которое как раз важнее и мировой революции и "пути к коммунизму" и "классовой борьбы".

Reply

Re: Добавлю cautious_man August 7 2011, 17:24:22 UTC
> А до этого, Англия вывозила из Индии хлопок, а ткань делала сама, потом везла эту ткань в Индию и индийские ткачи в результате вымирали.

С обострением внутриевропейской конкуренции Англии пришлось организовывать производства в Индии - это вопрос издержек. Аналогичные процессы происходили и в других местах.

> Ваше утверждение ложно, в том числе и потому что находится в рамках марксистской догматики. Я называю это граблями марксизма-ленинизма, на которые уже наступил советский строй.

:)

> Капитализм не мог развиваться в Российской деревне. Это доказала реформа Столыпина.

А кулачество? Это не элемент капиталистического производства?

> Вы забыли про СГКМ?

Простите, но ранее я уже говорил Вам, что Вы его неверно трактуете.

> Я уже не раз говорил, что считаю главным в марксизме, это сказал сам Маркс, что философы разным способом объясняли мир, задача же в том, чтобы его изменить.

Еще раз простите, но это Вы так считаете. Маркс и Ленин считали иначе. Что, кстати, не отменяет сказанного Марксом.

> Что сейчас есть мировая революция? Если эта идея главная в марксизме, то зачем нам марксизм? Например, Мировое правительство приближает или удаляет Мировую революцию?

С не совсем понял, что Вы здесь имеете в виду.

> Особенно про "остальное", которое как раз важнее и мировой революции и "пути к коммунизму" и "классовой борьбы".

Это буржуазная точка зрения. Например, в свое время Горбачев выбросил лозунг: общечеловеческие ценности выше классовых.

Reply

Re: Добавлю thinker_up August 7 2011, 16:08:20 UTC
_"> догматический марксизм-ленинизм советского агитпропа (В том числе и БСЭ), который по сути является натурализацией марксизма на русской почве, но беда в том, что не признаёт это.

Все-таки Вы считаете его догматическим или модифицированным на русской почве?"_

- И тем и другим. Марксизм-ленинизм идеология более адекватная для России времен Революции, чем марксизм.

_"> догматический марксизм, как идеократичекую основу советского общества прекрасно развенчивали "истинные" марксисты

Не понял. Речь идет о меньшевиках?"_

- Нет. О прорабах перестройки.

_"> Беда была в том, что советский марксизм постулировал как раз это самоё развитие марксизма

Правильно делал. Так и есть.

> и отождествлял себя с классиками

Такого не было. С классиками себя сравнивать не мог ни один академик"_

- Постулировать развитие без развития вовсе неправильно. Я имею ввиду не академиков, а советский марксизм, как общественную и государственную идеологию. А то, что ни одного академика нельзя сравнить с классиками, очень плохо.

Добавлю самое главное извращение марксизма в СССР:
- не уничтожили Запад и не совершили мировую революцию.

Reply

Re: Добавлю cautious_man August 7 2011, 17:28:18 UTC
> Марксизм-ленинизм идеология более адекватная для России времен Революции, чем марксизм.

Марксизм-ленинизм суть продолжение и развитие марксизма.

> Нет. О прорабах перестройки.

Прорабы перестройки - истинные марксисты?!

> Добавлю самое главное извращение марксизма в СССР:
- не уничтожили Запад и не совершили мировую революцию.

Цели уничтожить Запад никогда не было. Что касается мировой революции - это проблема не только СССР. Я же говорил именно о том, что было сделано вопреки марксистско-ленинской теории именно в рамках СССР.

Reply

По сути thinker_up August 7 2011, 18:18:57 UTC
Мне надоело в разговоре спотыкаться о частности. Марксизм величайшая в мире идеология, которая своим появлением и развитием действительно изменила мир. Основатели марксизма считали своё великое детище наукой, но это была идеология. Марксизм был абсолютно адекватен, как идеология (в науке теория может быть верной или ошибочной, в общественных науках идеология может быть адекватной) в XIX и в начале ХХ века. В России по Марксу пролетарской революции быть не могло, её и не было. Была первая в мире крестьянская революция, которая сразу стала социалистичекой. Социалистическая революция по Марксу, в развитых кап.странах, не произошла и не могла произойти (по известным давно причинам, мы их обсуждали). "Научный социализм" марксизма это не наука в принципе, потому что у науки должен быть объект изучения. Социализм при Марксе был виртуальным, т.е. абстрактной идеей. Одной из "теорий" или гипотез (про это как-то сказал Кургинян: "Что нам стоит дом построить...", т.е. придумать можно, изучать нельзя, потому что в природе объекта нет). Мы ленинизм вливаем в марксизм, а как быть с другими вещами, например, с трудами Грамши, упомянутого мною Чаянова и многих других.
Соцализм как объект общественной науки появился в середине ХХ века. Можно назвать его научным, но какой теперь в этом смысл?
Вам не кажется, что упражнения с марксистскими категориями стали уделом маргиналов? Носят ритуальый характер? Посмотрите любую животрепещущую статью, нет там ни классовой борьбы, ни пролетариата, даже о формациях не говорят. Где в 27 выпусках "Сути времени" Кургинян рассуждает об обсуждаемых нами вещах в категориях марксизма-ленинизма? Если серьёзно посмотреть работы Маркса, Энгельса и Ленина, то окажется, что и они используют основные категории марксизма чисто идеологически.
Вот, например, прекрасный материал: http://anisiya-12.livejournal.com/121614.html

Reply

Re: По сути cautious_man August 9 2011, 05:05:09 UTC
Идеология - это не просто лозунги, она не может существовать без философской, политической или экономической базы. Т.е. базы научной. В случае марксизма присутствуют все три компонента. Если такой базы нет, идеология очень быстро захлебывается и уж, кончечно, не может достичь даже близко того, чего достиг марксизм.

Насчет крестьянской революции мы говорили - я считаю, во-первых, это в корне неверным, во-вторых, у С.Г. Кара-Мурзы написано другое.

Социалистические реовлюции на Западе были, но победить смогли только после 2МВ. Сейчас имеет место временное отступление, как и в России.

> "Научный социализм" марксизма это не наука в принципе, потому что у науки должен быть объект изучения. Социализм при Марксе был виртуальным, т.е. абстрактной идеей. Одной из "теорий" или гипотез (про это как-то сказал Кургинян: "Что нам стоит дом построить...", т.е. придумать можно, изучать нельзя, потому что в природе объекта нет)

Во-первых, научный коммунизм. Во-вторых, Маркс действительно не изучал социализм, он его предсказал. А изучал он мировую историю, философию и капитализм. На основании чего он пришел к неизбежности социализма. Это - научный прогноз или научное открытие - как угодно.

Грамши абсолютный марксист, много превнесший в теорию. По Чаянову цитата Сталина (кстати, из Википедии): «Непонятно только, почему антинаучные теории «советских» экономистов типа Чаяновых должны иметь свободное хождение в нашей печати». Что не исключает наличия в его работах отдельных правильных положений.

> Соцализм как объект общественной науки появился в середине ХХ века. Можно назвать его научным, но какой теперь в этом смысл?

За ним будущее. Но вообще довольно странный вопрос.

> Вам не кажется, что упражнения с марксистскими категориями стали уделом маргиналов? Носят ритуальый характер?

Вы говорите обо мне и обсуждаемой здесь моей заметке? :))

> Посмотрите любую животрепещущую статью, нет там ни классовой борьбы, ни пролетариата, даже о формациях не говорят.

Что такое животрепещущая статья? :) За 20 лет было много животрепещущих статей - Ракитова, Белковского, Новодворской. И правда: там - ни классовой борьбы, ни пролетариата. Ну, а вообще есть материалы, например, КПРФ (я не о лидерах) - там все это есть, и все весьма животрепещущее. :)

> Где в 27 выпусках "Сути времени" Кургинян рассуждает об обсуждаемых нами вещах в категориях марксизма-ленинизма?

Два примера.
1. "...вопрос о "новом человеке", содержащийся именно в коммунизме (не в социализме даже, а в коммунизме)" (СВ-4).
2. в СВ-6 сказано, что из себя представляет СверхМодерн
Это - самое главное. И, Вы считаете, это можно сделать, пренебрегая категориями М.-Л.?

> Если серьёзно посмотреть работы Маркса, Энгельса и Ленина, то окажется, что и они используют основные категории марксизма чисто идеологически.

Это несерьезно.

А ссылка, которую Вы дали, очень интересная. Спасибо.

PS. Хочу подчеркнуть, что мое несогласие с Вами по указанным вопросам не должно затушевывать главного - мы сходимся в оценке советских ценностей и нынешней ситуации.

Reply

Re: По сути thinker_up August 9 2011, 16:49:25 UTC
С Вшим первым абзацем, что идеология должна опираться на научную базу и, что марксизм на неё опирался я полностью согласен. Заметьте, я нигде не сказал противоположного. Если я это не упомянул, это не значит, что я утверждал противоположное. Мой тезис, что современная наша идеология должна опираться на современную научную базу, которая, кстати, может и поправить некоторые тезисы классического марксизма, относящихся к тому времени, в смысле более глубокого их понимания. Или Вы считаете, что более глубокого понимания марксизма, чем у классиков, быть не может? Тогда где научная база? Тогда классический догматизм.

_"Насчет крестьянской революции мы говорили - я считаю, во-первых, это в корне неверным, во-вторых, у С.Г. Кара-Мурзы написано другое"_

- Вы считает, что у СГКМ написано другое, а я СГКМ не трактую, в отличие от Вас, я его цитирую и очень обширно. http://thinker-up.livejournal.com/151511.html
Ознакомтесь, пожайлуста с указанными работами СГКМ, потом говорите, что он имеет в виду.

По поводу "Научного коммунизма" и Научного социализма". У классиков используются оба термина. Насчёт научного предсказания, или открытия Маркса я не спорю. Пусть открыл. Но это открытие на теорию этого предсказанного небывалого ещё общества никак не тянет. Ну не может тянуть. Какая наука, без объекта изучения? Предсказал, что следующая ступенька формационной лестницы - социализм? Молодец! Но, что же можно было сказать об этом на уровне научной теории? Почти ничего.

Грамши и Чаянова лучше не трогать. С СГКМ бы разобраться.

_"Вы говорите обо мне и обсуждаемой здесь моей заметке? :))"_

- О нас я говорю, в том числе и о себе.

_"в СВ-6 сказано, что из себя представляет СверхМодерн
Это - самое главное. И, Вы считаете, это можно сделать, пренебрегая категориями М.-Л.?"_

- Кургинян это и делает. Не нашёл я в СВ-6 категорий М.-Л. А вот, что Кургинян там, в частности сказал: "Это должно быть освоено и проработано группами на местах. Те, кто у нас достаточно любят и большевиков, и всё прочее, никак не понимают, что без этапа марксистских кружков [не обойтись]. Я не говорю, что нужно снова Маркса изучать. Я уже сказал, что Маркс во многих пунктах оказался неполон… скажем, не неправ… но он не мог до конца ощутить масштабы зла, которое может развернуться в мире, и изощрённость этого зла".

Дополню общими рассуждениями. Что такое советские ценности? Это главным образом советский образ жизни и соответсвующее ему мировозрение, которое вырабатывалось и достаточно полно выработалось. Это мировозрение включает в себя и марксизм с ленинизмом и сталинизм, но гораздо шире всех этих теорий и идеологем. Назвать всё советское мировозрение, которое основывается, в том числе и на передовой (в то время, а может и сейчас) советской науке марксизмом-ленинизмом нельзя. Поэтому узкий сегмент, занимаемый марсизмом-ленинизмом в советском мировозрении можно назвать и маргинальным. А по уровню, на котором обсуждаются эти вопросы, другого названия он и не заслуживает.

Reply


Leave a comment

Up