В процессе украшения квартиры и
подъезда к Новому году наткнулся на странное новогоднее украшение.
На первый взгляд, вроде бы, всё нормально. Но если задержать взгляд, то обращаешь внимание на странности в лице Снегурочки. Плоское круглое лицо, странный разрез глаз, странный припухлый рот. При близком рассмотрении бросается в глаза, что само лицо снегурочки нарисовано в другом стиле (размыто, без чётких границ), нежели её же рука (чёткие тонкие линии границы) или лицо Деда Мороза.
Буквально, кажется, что вместо нормального лица Снегурочки художник вывел лицо страдающего синдромом Дауна. Или исходно нормальная картинка была кем-то переработана (на что указывает различия в стиле рисования лиц).
Потому я постеснялся приклеивать подобное в подъезде на всеобщее обозрение, но выбрасывать всё же не стал - вместе с родными приклеили на дверцу шкафа.
Но в тот же предновогодний день я на улице наткнулся на новогоднее украшение со Снегурочной и Дедом Морозом в очень похожем стиле (не из той же серии, но явно родственное). Заметьте, что Дед Мороз нарисован очень похоже, а Снегурочка разительно отличается:
Конечно, далеко идущих выводов из подобных картинок делать глупо. Что это было в случае лица первой Снегурочки - неумение художника или глупая шутка - сказать сложно. Однако сравнение лиц навело на размышление о настойчиво продвигаемом на Западе понятии «инклюзии», которое с недавнего времени внедряется и у нас.
В узком смысле «инклюзия» - это утверждение, что для исключения дискриминации нормальные дети и дети-инвалиды должны учиться вместе, в одном классе. С первого взгляда, выглядит гуманно, но дьявол в деталях. Инвалид - это человек, чьё тело стало препятствием на пути к его человеческому восхождению. И человеческая доблесть инвалида в том, чтобы преодолеть эти препятствия и стать полноценным в своём творчестве. А задача общества - помочь инвалиду стать полноценным человеком.
Эта задача особенно сложна в раннем возрасте, когда инвалид ещё не может сам преодолеть препятствия своей инвалидности. И советская система создала множество школ-интернатов для детей с различными отклонениями, где эти отклонения выправляли, обращая на них особенное внимание. Свидетельством эффективности этой подлинно гуманистичной системы может быть пример слепоглухонемого Александра Суворова, ставшего доктором наук.
Инклюзивный же подход трактует гуманность противоположным образом. Особый подход к инвалиду объявляется дискриминацией. Согласно «инклюзии», сама инвалидность должна стать нормой. Но это не может произойти иначе чем снижением нормы до уровня инвалидности. И отказом от восхождения. Если детей-инвалидов надо учить вместе с обычными детьми, то уже невозможно уделять внимание их отклонениям, невозможно их выправлять. Либо нужно потратить всё время на выправление различных отклонений (а ведь они разные - в один класс соберут всех) и отказаться от учёбы как таковой. Последнее тем более вероятно, что говорят и о том, что дети с умственной отсталостью тоже должны учиться вместе с обычными детьми.
Ничего не имею против детей с умственной отсталостью. В ряде случаев ситуацию действительно можно выправить. Но это если её целенаправленно выправлять. Однако сведение всех в один класс - это отказ от выправления.И это отказ от чего-то более фундаментального - отказ от человеческого восхождения через преодоление всех и всяческих обусловленностей (обусловленностей болезнями в том числе).
А только восхождение по лестнице сложности позволяет человеку оставаться человеком, не обращаться в человекообразный «скот» в руках более или менее доброжелательно настроенных «пастухов». Только восхождение позволяет человеку обретать творческую полноту - и именно оно является содержанием подлинного гуманизма. Т.е. внешняя гуманность инклюзии оборачивается внутренним антигуманизмом. И в рамках этого тренда совсем иными красками начинают играть культурные проекты вроде фотопроекта «Синдром радости» или
«Солнечный шедевр», где детей с синдромом Дауна изображают в качестве героев знаменитых картин. И совсем иначе воспринимается странно нарисованное лицо вышеупомянутой Снегурочки.