Халифат. Что это такое?

Dec 14, 2015 17:02


Вот мы говорим: "Турция отказалась от кемализма в пользу халифата", "Исламское государство строит халифат" и т.д. А что это за зверь такой, "халифат"? С чем его едят? Чем отличается от других устройств государства?



(Первый (Арабский, Праведный) халифат. Картинка кликабельна)

Давайте хотя бы в общих чертах поговорим об этом.


Первым же делом хочу сказать экспертам и мнимым экспертам в этом вопросе, что целью публикации является не детальный глубокий разбор тонкостей мусульманской веры (это априори невозможно сделать, будучи светским человеком), а общее контурное повествование истоков и смысла халифатизма.

Халифат - это тип феодально-теократического государственного устройства. Во главе такого государства стоит халиф. Первым халифом первого халифата был Пророк Мухаммед (это был Арабский халифат на Аравийском полуострове). С ним же правили "Праведные халифы" в количестве четырёх человек. Сила Корана и слова Пророка быстро разнеслись по пустыне, делая халифат одним из сильнейших государств того времени.

После смерти Пророка, встал вопрос о наследовании власти. Своего сына Мухаммед не имел, поэтому традиционное наследование не работало. Унаследовал халифат тесть Пророка, халиф Абу Бакр ас-Сиддик - первый из "четырёх праведных халифов". А заканчивает традицию зять Пророка Али ибн Абу Талиб - последний из "четырёх праведных халифов". Однако вскоре и он погибает в результате покушения. Муавия ибн Абу Суфьян объявил себя наследником халифата. Однако не все его поддержали. И так произошёл первый раскол в исламском мире, решить который не удатся по сей день. Тех, кто поддержал род Омейадов и их проект прямого наследования власти, назвали шиитами. А тех, кто настаивал на необходимости выбора халифа советом имамов и муфтиев - суннитами.

Шли сотни лет. Ислам совершенствовался, постепенно отказывался от устаревших не критичных положений. Очень большой вклад был внесён в научное развитие учёными именно исламского мира. Возникла традиция, эквивалентная традиции христианских святых. Развернулись институты суфьев - учёных-богословов, предложивших трактовки Корана, ставшие каноническими. Исламская теология по своей глубине и охвату превзошла не только теологию ранних традиций, но и теологию средневековой Европы (последняя в свою очередь некоторыми исламоведами называется чуть ли не варварской)

Большой вопрос заключается в том, почему развитие исламской философской и гуманистической мысли сначала начало пробуксовывать, а потом и вовсе остановилось. Это, пожалуй, уникальный случай в истории, когда одна из величайших философских традиций оказалась свёрнута за какие-то жалкие полвека. Но тем не менее, это было так.

Этот же период знаменуется возвращением к жизни салафитских традиций. Это тот ислам, который уверен в своём прямом наследовании исламу классическому. Любые отклонения от самой простой и грубой трактовки Корана салафитами воспринимается как ересь и язычество, а паломничество в Мекку и суфийские храмы и мавзолеи, как идолопоклонничество.
Однако, следут отметить, что в отличие от Средневековой Европы, когда институт папства очень жёстко держал неприкасаемыми церковные догматы, и создал инквизицию, салафиты в исламском мире не получили столь высокого влияния и оставались, как правило, на периферии.

Так что же такое халифат?
Халифат - это древнейшая мусульманская традиция государственного строительства. В основе её лежит шариат. Законом его является слово халифа, а "Конституцией" - Коран.

Но помимо классических халифатов, существовали и иные. С середины VIII века север Африки, Аравию, персию и часть Средней Азии занимал Абассидский халифат, ведущий родословную от дяди Пророка. В XIII веке на части территории сменил его Мамлюкский султанат, происходивший из египетской воинской касты Арабского халифата. В XVI веке с крахом Византии первенство перешло Османскому халифату, более известному как Османская Империя. А с остатками Османской Империи заделался не кто-нибудь, а Кемаль Ататюрк - строитель и основатель турецкого национального государства.

Сегодня становится понятно, что в Европу Турцию не возьмут вопреки столетним обещаниям, а значит кемализм сильно просел. Естественным образом происходит откат к докемалевскому периоду. Становится понятно, почему Эрдоган так тяготеет к османам, почему заигрывает с халифатистами. Намечаются нити понимания конфликта между арабами, персами и турками за лидерство в халифате. И приоткрывается тайна в понимании поведения Исламского государства, разрушающего исламские святыни и грозящему взорвать священный камень Каабу, которому по преданиям молился сам Пророк.

Теперь нам это стало более понятно. А значит позже мы уже можем приступить к рассмотрению турецких проектов и вариантов действия. Потому что мотивы вероятного противника следует знать не хуже собственных. Вероятно, зная их, мы сможем избежать войны.

Халифат, История, Ислам, Турция

Previous post Next post
Up