После продолжительного перерыва продолжаю тему Международного Иститута Прикладного системного анализа и его участия в демонтаже СССР. Ссылки на предыдущие посты по данной тематике:
часть 1,
часть 2,
часть 3.
Одним из первых контактов Д. М. Гвишиани с американскими фирмами был в 1961 г. контакт с фирмой «Нэйшнл Пейтент Девелопмент Корпорэйш», которой руководили Джером Фельдман и Мартин Полак. В 1962 г. визит в Москву нанес У. Нокс - президент компании «Вестингауз». Впоследствии при встречах с Ноксом после его отставки с поста президента фирмы, когда он был консультантом ряда крупных банков и МВФ, Гвишиани утверждает, что он настаивал на необходимости искать формы сотрудничества Советского Союза и МВФ. Уже после этих встреч при поддержки Косыгина получили развитие новые формы внешнеторговой деятельности, в том числе работа «Лицензинторга» при МВТ, а позднее и «Внештехники», организованной при ГКНТ. Гвишиани осуществил множество встреч с Армандом Хаммером, в 1972 году результатом встреч в ГКНТ завершилось подписанием соглашения о научном-техническом сотрудничестве с фирмой «Оксидентал Петролеум».
А. Хаммер и Л. Брежнев
В начале 60-х годов Гвишиани познакомился с Аурелио Печчеи, когда он возглавлял фирму «Оливетти», специализирующаяся в сфере информационных технологий. Первые массовые компьютеры, которые завозили в СССР назывались «Оливетти». Это было начало контакта с Печчеи, который продолжался более 20 лет. Напомню, А. Печчеи является основателем Римского клуба (членом которого являлся Д.М. Гвишиани), одним из первых у кого из уст прозвучала концепция «Устойчивого развития».
А. Печчеи
Также он принимал непосредственное участие в создании МИПСА в 1972 г., вот как он об этом пишет: «…почти семь лет усилий и неутомимого труда понадобилось на то, чтобы родился, в конце концов, Международный институт прикладного системного анализа - МИПСА. Он был основан в октябре 1972 года, и первоначально в нем участвовали США, Советский Союз, Канада, Япония, ФРГ и ГДР, Польша, Болгария, Франция, Великобритания и Италия.
Не имея никаких официальных мандатов, я представлял Италию на всех этапах переговоров об основании МИПСА исключительно как частное лицо. Первое подготовительное совещание состоялось в Сассекском университете, в Англии, в июне 1968 года. Ощущая свою причастность к судьбе этого начинания и будучи уверенным, что личные контакты дают возможность преодолеть многие преграды, я вызвался организовать неофициальную встречу двух главных участников переговоров: мистера Банди и советского представителя, заместителя председателя Государственного комитета по науке и технике доктора Джермена Гвишиани. Их встреча произошла в декабре 1968 года в Вене и принесла положительные результаты. Мы втроем в общих чертах наметили проект МИПСА, принципы его организации и функционирования и послали документ на рассмотрение другим участникам… В июне 1971 года я вновь неофициально пригласил в Вену доктора Гвишиани и его нового партнера с американской стороны, президента Национальной академии наук доктора Филипа Хэндлера. Наконец выбор был сделан в пользу предложенного австрийским правительством Лаксенбургского замка под Веной. В 1972 году в Лондоне состоялось торжественное собрание, посвященное официальному созданию Института, и я счастлив, что могу считать себя к этому причастным».
Итак, вот мы и подобрались к моменту начала процесса создания МИПСА. 7 октября 1966 года Линдон Джонсон выступил в Нью-Йорке с программной речью, в которой сформулировал три основные цели европейской политики США :
- укрепления НАТО;
- поддержка интеграционных процессов в Западной Европе;
- «поскорее наладить связи между Западом и Востоком» (сфера финансов, торговли, туризма и др).
Претворять в жизнь эту идею было поручено Фрэнсису Бейтору, члена Совета национальной безопасности, который как раз и вел подготовку программной речи президента. Тот в свою очередь привлек к сотрудничеству Макджорджа Банди.
М. Банди
Кратко пробежимся по его биографии.
Макджордж Банди родился 30-го марта 1919-го года в Массачусетсе - в состоятельной семье. Его мать была дочерью представителей двух весомых семейств, а отец - работал дипломатом и в свое время принимал участие в осуществлении Плана Маршалла, в специально разработанной американской программе помощи Европе после Второй Мировой войны. Макджордж получил отменное образование - он учился в школе Dexter School, а после - в Йельском университете, в котором, кстати, состоял в знаменитом тайном обществе «Skull and Bones (Череп и кости)». В 1949-ом году Банди вошел в Совет по разработке и внедрению Плана Маршалла и трудился над проектом наряду с иными - столь же продвинутыми деятелями, среди которых были Дуайт Эйзенхауэр, Аллен Даллес ,Ричард Байселл и Джордж Кеннан. Макджордж считался одним из приближенных президента Кеннеди, был настоящим «мудрецом» и вскоре стал самым молодым в истории заведения деканом Гарвардского Университета.
В 1961-ом году Банди начал активную публичную жизнь, в особенности после его назначения в администрацию национальной безопасности президента Кеннеди. В последующем он играл решающие роли практически во всех внешнеполитических и оборонных действиях. Кеннеди и частично (в течении нескольких лет) администрации Джонсона. С 1964 года Банди был назначен на должность председателя комитета 303. В 1966 году официально ушел из политики, занял пост президента фонда Форда и пребывал на этой должности вплоть до 1979 года. Кстати по некоторым данным уход Макджорджа из политики вовсе не означал полного прекращения его политической работы. С 1979 по 1989 работал профессором истории в университете Нью-Йорка, 1990 - 1996 фонд Карнегги. Скончался 16 сентября 1996 года.
Про комитет 303 надо сказать особо. «В декабре 1955 года был создан постоянно действующий межведомственный орган по планированию подрывных операций против иностранных государств (директива СНБ NSC 5412/2) - Специальная группа. В неё входили директор ЦРУ, заместители министра обороны, госсекретаря и представитель президента (как правило, секретарь СНБ или его заместитель). С 1959 года группа собиралась на встречи еженедельно. Именно Специальная группа планировала убийство Фиделя Кастро и экономический саботаж против Кубы (операция Мангуст). С 1964 года группа была известна как Комитет 303. За время президентства Кеннеди и Джонсона (1961-1967 гг.) Комитет 303 одобрил 163 тайные операции против иностранных государств. 17 февраля 1970 года президент Никсон подписал специальный меморандум, по которому Комитет 303 переименовывался в Комитет 40 (в том числе и потому, что информация о деятельности Комитета 303 просочилась в прессу и вызвала бурю негодования по всему миру). Никсон включил в члены Комитета дополнительно министра юстиции». Операция по поддержке Пиночета осуществлялась именно этим комитетом.
Банди был решительным сторонником войны во Вьетнаме во время его пребывания в должности, поддерживал наращивание американского участия и бомбардировки Северного Вьетнама.
Банди охарактеризовал так встречу с Джонсоном: «В сущности, его инструкции можно выразить одной фразой, хотя я не уверен, что он когда-либо произносил ее: “Я хочу, чтобы Вы поехали и построили мне мост на Восток”» . Конструкция моста должна была состоять из следующих опор, цитируем Банди: «Он попросил меня в ближайшие месяцы в качестве его личного представителя изучить возможности основания международного центра исследований проблем, общих для развитых стран… Дело, которое мы с вами обсуждаем, состоит в том, что любая развитая экономика сталкивается с проблемами эффективного управления крупными предприятиями, заводами, городами, системами подземного и воздушного сообщения, больницами, многоотраслевыми фермами. И Запад, и Восток испытывает серьезную нужду в новых методах управления, которые могли бы справиться с этими проблемами. Ни одна из стран не имеет монополии на подобные методы. Каждой есть чем поделиться и чему поучиться. Центр, который объединил бы инженеров, экономистов, управленцев, экспертов в области производства и прочих - как теоретиков, так и практиков, - может вырасти в центр обучения…» .
Продолжение следует...