О бабушке поэта замолвим слово

Sep 17, 2015 10:07



Уже, будучи взрослым человеком (а для Лермонтова из-за быстротечности его жизни это целый!!! 21 год) он сильно переживал разлуку с Елизаветой Алексеевной, когда та не смогла приехать в Санкт-Петербург, а самого его долгое время не отпускали со службы в Тарханы. И хотя он подписывал письма к ней «ваш покорный внук», в них скорее читается «любящий».

Практически каждый разговор о Лермонтове обязательно сворачивает на две темы. Первая из них - это прескверный характер, который якобы и довел поэта до могилы. Обсуждать эту тему я пока не стану. Не время. Хотя коротко замечу, что у Лермонтова были друзья и весьма близкие. А это означает, что он мог, и с ним могли искренне дружить. А враги… Враги есть у каждого, тем более у гения.

Вторая тема - бабушка и то влияние, которое она оказывала на Михаила Юрьевича. При этом обязательно предполагается, что влияние это было пагубное. А сама Елизавета Алексеевна Аресньева описывается как деспотичная и властная женщина, подавлявшая всех вокруг себя.

Слышал даже, что слова Мцыри в одноименной поэме, обращенные монахом к старцу:

Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас -
Зачем? .. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов "отец" и "мать".
Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имен, -
Напрасно: звук их был рожден
Со мной. И видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ - могил!
на самом деле автор, то есть Лермонтов адресует к своей бабушке. Мол, в них он описывает свою судьбу, сироты, разлученного злой волей бабушки с отцом, после ранней смерти матери.

Прибавляют к этому и предположения, что самоубийство деда Лермонтова  - мужа Елизаветы Алексеевны - тоже результат ее стремления всеми и над всем повелевать. И разлад в семье родителей поэта - все это списывается на указанное своеобразие характера бабушки Михаила Юрьевича.

И резюмируется это обычно указанием на уникальность такого характера и отношения к людям.

Между тем как я понял из прочитанного, фактический базис для такого рода категоричных утверждений весьма зыбкий. Биография самой бабушки поэта составлялась из разрозненных воспоминаний современников и полна противоречий. Но тут я вторгаюсь на чужое для меня поля биографов и лермонтоведов, к числу которых я явно не отношусь. И потому, в защиту Елизаветы Алексеевны я приведу те аргументы, которые лежат на поверхности, но отчего-то остаются незамеченными со стороны тех, кто поддерживает представленный выше портрет бабушки поэта.

Спору нет, норов у Елизаветы Алексеевны был крутой, как, впрочем, у всего семейства Столыпиных, к которому она принадлежала. Насколько было уникально для того времени такое поведение среди глав дворянских семей?

Отец в школьные годы дал мне как-то книгу С.Т. Аксакова «Хроники семьи Багровых», прибавив, что на его взгляд - это лучший образчик настоящего русского языка. С того времени я перечитал эту книгу много раз.

По существу это уникальный рассказ о быте и жизни уездного дворянства рубежа XVIII и XIX веков. То есть как раз поколения, к которому принадлежит и обсуждаемая нами бабушка великого русского поэта. И надо сказать, что семейный быт в дворянской семье, который описал Аксаков,  выстраивался на безусловном авторитете ее главы. Можно сказать, практически на диктате с его стороны своей воли по отношению к другим членам семьи.

Более того, имевшееся на тот момент законодательство, регулирующее семейный отношения, было продолжением «Домостроя», куда, конечно,  вносились определенные поправки, согласно духу нового времени.

Устав благочиния или полицейский 1782 г., в котором обязанности супругов и детей обозначены следующим образом: «родители суть властелины над своими детьми, природная любовь к детям предписывает им долг дать детям пропитание, одежду и воспитание доброе и честное по состоянию»; «дети имеют оказывать родителям чистосердечное почтение, послушание, покорность и любовь и служить им самим делом, словами и речами отзываться об них величайшим почтением, сносить родительские поправления и увещания терпеливо, без ропота, и да продолжится почтение и по кончине родителей». Эти постановления вошли в Свод законов 1832 и 1857 гг.

Я читал где-то (к сожалению, не могу привести ссылку, давно было), что сам Пушкин опасался, что отец за неисполнение своей воли отправит его в тюрьму. Мою неспособность подкрепить это утверждение фактами из биографии великого поэта, я могу компенсировать другим доказательством.

В 1775 г. закон предоставил родителям право заключать своих детей, «кои им непослушны, или пребывают злого жития, или ни к чему доброму не склонны», смирительные дома, которые для этой цели и были учреждены. В новом Уложении о наказаниях уголовных 1845 г. (ст. 19283) этот пункт получил более развернутое толкование: «За упорное неповиновение родительской власти, развратную жизнь и другие явные пороки дети по требованию родителей без всякого судебного рассмотрения подвергаются заключению в смирительном доме на время от трех до шести месяцев. Родителям в сем случае предоставляется право уменьшить по усмотрению своему время заключения или совершенно простить виновных».

Возникает вопрос - так ли уникальное было поведение бабушки Лермонтова, которая по факту стала главой семьи после смерти своего мужа?  Мог ли Лермонтов видеть иные примеры взаимоотношений в семье старшего с остальными членами, чтобы страдать от тирании бабушки, как то живописуют обличители ее злого нрава?

Нет и сколь-нибудь явных доказательств этого злого нрава у Елизаветы Алексеевны. У П. Висковатого, первого биографа Лермонтова, можно прочитать, что самым суровым наказанием среди крестьян были: для девок - отрезание кос, для мужиков стрижка полголовы. Телесные наказания были редки и только за величайшие проступки. Более того, описываются факты, того как крепостные Арсеньевой подшучивали над барыней без всяких последствий для себя. Где же наша Салтычина?

Невозможно даже предположить, что Лермонтов был безвольным и зависимым от бабушки человеком. А ведь это было бы неизбежно, если допустить тиранию бабушки по отношению к нему. Отношения между поэтом и Елизаветой Алексеевной были самые теплые на протяжении всей жизни поэта. То, что он и не посвятил ей ни одного стихотворения, не говорит ни о чем, кроме того, что бабушка не стала предметом его лирических или драматических переживаний.

Конечно, Лермонтов тяжело переживал семейную драму взаимоотношений бабушки и отца. Она отчасти описана в ранней его драматургии: «Я здесь добыча, раздираемая двумя победителями, и каждый хочет обладать ею...»  («Люди и страсти», 1830г). Но разве он наделяет один из этих полюсов (бабушка и отец) каким-то чрезмерным деспотизмом и тиранией? Нет. Но это я опять ухожу на чуждое мне поле литературоведов.

Уже, будучи взрослым человеком (а для Лермонтова из-за быстротечности его жизни это целый!!! 21 год) он сильно переживал разлуку с Елизаветой Алексеевной, когда та не смогла приехать в Санкт-Петербург, а самого его долгое время не отпускали со службы в Тарханы. И хотя он подписывал письма к ней «ваш покорный внук», в них скорее читается «любящий».

В заключение хочу сказать слова благодарности Елизавете Алексеевне за то, что она вырастила Лермонтова и дала ему блестящее домашнее образование, позволившее уже с младых лет раскрыться многим его талантам. Она всегда поддерживала своего Мишеньку в трудные минуты и окружала нежной заботой, которая была просто необходима склонному к одиночеству поэту. Есть воспоминания товарищей поэта по кадетско-юнкерской школе, как она посылала слугу будить своего внука, опасаясь того, что побудка от барабанов расстроит его нервы.

Всем бы такую бабушку!

Previous post Next post
Up