Оригинал взят у
antismith в
Урок мужества "Революционные события на Дону в 1917 году". Революционные события на Дону в 1917 году...
18 ноября для учащихся 9-го класса школы №53 города Ростова-на-Дону я провел исторический урок мужества по теме революционных событий на Дону в 1917 году.
Это крайне сложная тема, требующая глубокого рассмотрения, очень тяжело укладывается в 40 минут, которые у меня были. Необходимо собрать в это время очень многое - и состояние Российской Империи к началу ХХ века, и безнадежное положение рабочих и крестьян, и попытки буржуазии перейти к выгодной им конституционной монархии в 1905 году. Показать системную картину для школьников нужно достаточно простыми словами с иллюстрациями, наглядно и увлекательно.
Чтобы описать особую ситуацию на Дону приходится рассказать о казачестве, особенностях его жизни и хозяйства, а также о роли казачьих войск в усмирении крестьянских и рабочих выступлений XIX и XX веков.
И вот после того, как эта картина хотя бы как-то прорисована, можно перейти к Первой Мировой и последующим двум революциям 1917 года с безвластием и развалом страны между ними и началом Гражданской Войны после октябрьской революции уже в 1918-ом году. Кажется, что такой объем информации невозможно передать быстро. Но дать основные связи можно и, более того, необходимо, потому что современные школьники слабо интересуются историей, а системных знаний не получают.
Как не объяснить, что революционные события на Дону тесно связаны с исчезновением центральной власти и попытками казачьих властей сохранить выгоды дореволюционного уклада, дополнив ее «самостоятельностью». Как не подчеркнуть, что здесь же действовали и другие участники, желавшие сохранения привилегий былого времени хотя бы и за счет торговли страной иностранным захватчикам.
Нужно упомянуть и заметных участников событий и отметить героев того тяжелого времени.
Мои товарищи говорят, что такой урок похож на реферат докторской диссертации по тем событиям, который прочитать за сорок минут и кандидатам-то наук не получится, а ты, мол, хочешь школьникам это рассказать.
Но ведь это им нужно - их интерес и вопросы показывают, что они хотят знать.
Были и вопросы о казаках - одна из школьниц, оказывается, присутствовала на
5-ом Всемирном конгрессе казаков в октябре. Были и вопросы о жизни крестьян и рабочих. Были и замечания, что в рассказе недостаточно переданы боевые эпизоды революционной борьбы.
Была и организационная суета от того, что
53-я школа, учащимся которой я читал урок, сейчас гостит в классах
80-й школы, пока в здании школы идет капитальный ремонт.
Это новый урок и новая тема. Большая часть моих исторических уроков мужества относится к Великой Отечественной Войне. Но опыт и замечания я использую для улучшения материала и постараюсь развить тему и сделать ее постоянной.