Алистер Кроули и магия «креативного класса»

Dec 09, 2012 00:20




фотография Антона Ватмана
Если вы, как и автор этой заметки, зарегистрировались в твиттере почти вынужденно, слишком поздно и с неудобным ником - то, возможно, согласитесь с одним впечатлением от внезапного погружения в эту медиа-среду.

На фоне других социальных сетей, которые давно «опопсели», твиттер до сих пор выглядит заповедником рафинированного «креативного класса». Дело даже не в том, что кого бы ты ни зафолловил, лента всё равно наполовину будет состоять из пусирает. Интересно другое - в твиттере продвинутый cricetinae позволяет себе гораздо большую свободу высказываний, чем на других площадках, поскольку чувствует себя в дружественной среде.

Недавний пример: женщина устраивает самосожжение в новосибирской приёмной «Единой России». Читаешь местные СМИ - и удивляешься. Журналисты самого либерального толка освещают событие сдержанно и корректно, как и подобает в таком случае. Открываешь твиттер - совсем другая картина. Те же самые журналисты орут кассандрой про тунисский сценарий, а московские правозащитники в самых циничных выражениях науськивают местных гражданских активистов «пошатать тему».

Становится понятно, почему цветные революции часто называются «твиттерными» - уж больно специфичен социальный субстрат этой соцcети. Ясно ведь, что через «Одноклассников», к примеру, никакой цветной революции не устроишь.

Но нет худа без добра. Для наблюдения за белоленточной тусовкой в её самых незамутненных проявлениях твиттер - идеальный инструмент, работающий отовсюду. Например, из Новосибирска.
***

Вчера известный новосибирский гражданский-активист-художник-акционист Артём Лоскутов выдал «в чят» вот такое:
  • Наш кандидат Алистер Кроули будет баллотироваться сразу во всех округах. Он мёртвый. Он англичанин. Он сатанист.
  • Воровство, убийство, грабеж, поджог, распутство, проституция - вот добродетели нашего общества, и других мы не знаем
  • «Больше Ада» - это не только название нашего блока, это наша предвыборная программа. Самая короткая и честная политическая программа из всех
  • Бог не умирал, потому что Бог - это мы. Мы готовы отобрать принадлежащие нам по праву церкви, мечети и синагоги.
  • Мы осуждаем проституцию и наркоторговлю, наркотики и секс должны быть бесплатными
  • Абсолютно всё должно быть бесплатным
  • Пароходу современности самое место на дне
  • Нашим тотемным животным является муравьед. Любой член АКТ достаточно высокой степени посвящения умеет превращаться в муравьеда.
  • Мы отрицаем бюрократизм. Для того чтобы стать нашим членом, не обязательно подавать заявку. Не обязательно даже знать о нашем существовании.

Можно поздравить Артёма с честной рефлексией на тему метафизических оснований собственной деятельности. Можно также порадоваться и за своё чутьё - связь российского contemporary art с кроулианством была подробно разобрана на семинарах «Сути времени» более года назад.
***

Твиты Лоскутова вызывают в памяти ещё одну недавнюю публикацию. Её автор - молодежный лидер из ЛДПР Кирилл Брагин, организатор местных протестных манифестаций «за честные выборы», «против Путина», et cetera. В материале под названием «Пять императивов» Кирилл излагает свое политическое кредо. В частности:

2. Россия - светское государство.

3. Свобода слова и самовыражения (отмена репрессивного законодательства; искусство - дикое дерево, которое растет само по себе).

Содержание процитированных пунктов не представляет интереса - в контексте сегодняшнего дня это всего лишь очередной пусирает. Но метафоричность п.3 вызывает в памяти какой-то знакомый перезвон... Ах да! Это же программа Национал-Большевистской Партии от 1994 года!

15. НБП твердо уверена, что культура должна расти как дикое дерево. Подстригать её мы не собираемся. Полная свобода. «Делай, что хочешь» будет твоим единственным законом.

Заметим, что оригинальный вариант гораздо целостнее - внедренный туда постулат Алистера Кроули даёт обоснование для всей фразы.

Так зачем же понадобилось её цензурировать? Пусть этот риторический вопрос пока повиснет в воздухе.
***

С.Е. Кургинян в цикле статей «Кризис и другие» (который был опубликован еще в 2009 году) говорит, что в переломные периоды на сцену выходят два субъекта: авангард истории и арьергард, который стремится историю остановить.

Авангард - это выдвинутое Историей меньшинство, пресловутый локомотив, тянущий за собою всё человечество. Такова концепция пролетарских авангардистов. Но такова же и концепция якобинцев - авангардистов буржуазных. Такова концепция ЛЮБОГО авангардизма.

Ей всегда противостоит концепция «арьергардизма». Большевизм оформился в качестве политической силы, лишь отмежевавшись от концепции «спасительного арьергарда» в её народническом исполнении (ленинское «мы пойдем другим путем»). Но концепция «спасительного арьергарда» существовала и в других исполнениях, категорически неприемлемых для большевиков, - эсеровском, анархистском.

Есть политика арьергардизма - и метафизика оного. Народничество во всех его вариантах (обычном, эсеровском, анархистском и пр.) - это политика арьергардизма. Телемизм - метафизика того же арьергардизма. Для того, чтобы арьергард отверг авангард и противопоставил себя ему, необходимо отречение этого самого арьергарда от Истории. Такое отречение как раз и обеспечивает телемизм.

Проект «Телема» здесь рассматривается не только в привязке к Алистеру Кроули. Называются и предшественники (Рабле, де Сад), и последователи (Бахтин). Называются также и фигуры, через которые телемизм проникал из сферы теории в область политической практики.
***

Если наложить концепцию авангарда и арьергарда на современный политический процесс, сразу становится понятно, кто есть кто. Никакого исторического авангардизма в оранжевом «протестном движении» нет и в помине. Зато хтонического и телемического - хоть отбавляй, вплоть до открытой апологетики «отцов-основателей».

Но тут интересно заметить, что степень самосознания у разных лидеров «протестного движения» тоже разная.

Кое-кто, как Артём Лоскутов, уже дошел «до степеней известных».

Как мы видим, есть и другие, политический манёвр которых определяется всего лишь желанием не опоздать на «пароход современности». Про имена капитанов этого корабля они стараются забыть («Будь капитаном. Просим! Просим! Вместо весла вручаем жердь...»). А о том, что таинственные капитаны давно уготовили для корабля «место на дне» - и вовсе не подозревают.
***

А можно ли вообще воспринимать кроулианский манифест, опубликованный Лоскутовым, всерьез? Разве этот текст не защищен от любого анализа своей неотчуждаемой ироничностью?

Да ладно. А каким же еще может быть кроулианство в век постмодерна? Именно таким, с шуточками, прибауточками и карнавалом - кажется, что сегодня это чуть ли не единственно возможная форма. Называющийся «правоверным телемитом» Михаил Вербицкий (см. о нём нашу статью «Диссидент играющий») - разве не такой же?

С трудом верится, что современный апологет кроулианства будет тратить время на какой-нибудь ритуал малой пентаграммы или гностическую мессу. Ритуальные и магические функции интереснее перенести на разного рода художественные акции, перформансы и хэппенинги.

Ну в самом деле. Возьмём автора «кроулианского манифеста» - а им, кажется, является украинский акционист Александр Володарский. Володарский известен своим перформансом в формате полового акта под стенами Верховной Рады. Не ахти какая гуманитарная эрудиция требуется, чтобы понять - если уж спланированный публичный половой акт можно трактовать как перформанс, то с не меньшим основанием можно увидеть в нём ритуал определенного рода.

Идём дальше. Володарского арестовывают, судят и отправляют в колонию-поселение. А наш знакомый Артём Лоскутов устраивает в его поддержку перформанс «Художественная чистка снега», намекая на нецелевое использование способностей Александра Володарского в колонии-поселении на должности дворника. И где же Лоскутов проводит перформанс в защиту своего коллеги, осужденного за публичные соития? В сквере Героев Революции, на могиле 104 человек, убитых колчаковцами в 1919 году, перед отступлением из Новониколаевска.

Смысл этого ритуала - понятен? Магия воздействия на общественное сознание, в котором ещё не до конца выцвел образ пионеров, приносивших цветы к этим могилам, - понятна? Метафизическое содержание «евросоциалиста» Лоскутова - теперь - до конца понятно?
***

И если это понятно, то понятным должно быть и другое. Поскольку лагерь «арьергарда» уже даже на местном уровне нащупывает свою метафизику, вспоминает заклинания и воссоздает ритуалы, то у людей из противоположного лагеря, претендующих на роль исторического авангарда, нет иного выбора, как также выходить за рамки узко политического.

Своя метафизика должна быть осознана, свои заклинания произнесены, свои ритуалы исполнены.

философия, общество, оранжизм, политика, аналитика, либералы, ценности

Previous post Next post
Up