На прошлой неделе в Новосибирском министерстве соцразвития
подвели предварительные итоги работы органов опеки за пять месяцев этого года. Одновременно председатель комитета опеки и попечительства департамента по социальной политике мэрии Яна Малашенко
дала комментарии об устройстве детей в семьи в самом Новосибирске. Появились также новости о
госфинансировании для НКО в нашем регионе.
Считаем, что приведённые данные стоят того, чтобы с ними ознакомиться. Также предлагаем читателю внимательно рассмотреть цифры, обнародованные областной и городской властью.
12 541 ребёнок - столько в нашей области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это на 1 300 меньше, чем в начале 2011 года, и общее количество детей-сирот в области - снижается.
Из них:
- в семьях опекунов и попечителей проживает 6 387 ребятишек;
- в замещающих семьях - 10 146 детей,
- в приёмных семьях - 2 494 ребёнка.
Возникает вопрос: как между собой соотносятся эти цифры? Если просто сложить их, то получится около 20 тысяч, и это - отнюдь не 12 541. Возможно, приёмные семьи или опекунские (или и те, и другие?) здесь включены в общее число «замещающих семей». Термин «замещающая семья» - неофициальный и часто используется специалистами в сфере защиты детства как синоним «не родной» семьи для ребёнка.
Однако Яна Малашенко про замещающие семьи ничего не говорит. По её словам, среди форм семейного устройства детей выделяют:
- усыновление;
- опеку и попечительство;
- приёмную семью.
Усыновление - это юридическое оформление полноценного родительства по отношению к ребёнку. Никаких пособий в этом случае от государства не предполагается, сохраняется тайна материнства/отцовства и т.п. Вполне возможно, что усыновлённые дети, хоть и контролируются опекой, но выбывают из общего числа детей-сирот и детей без попечения родителей. То есть в приведённой общей цифре по области (12 541) - усыновлённых детей нет.
Опекунство обычно оформляют родственники ребятишек (дедушки и бабушки, дяди и тёти), получая от государства ежемесячное пособие. Часто опекунство оформляют в семьях, где не осталось кормильцев, кроме бабушки или дедушки. Елена Викторовна Борисевич стала опекуном для двух своих внучек, как и Валентина Фёдоровна Низамутдинова для Оскара, когда заболела её дочь Кристина (мама Оскара). 8-9 тысяч опекунских рублей на ребёнка - серьёзная добавка к пенсии, когда «подымаешь» внука.
Отметим, что опекунство можно оформить как на возмездной, так и на безвозмездной основе: получать только пособие на опекаемого ребёнка или вдобавок - вознаграждение за работу опекуна. Бабушки Борисевич и Низамутдинова оформляли над внуками именно безвозмездную опеку. Родные и близкие детей обычно считают возмездную опеку неподходящим для себя вариантом, однако государственной помощью в форме обычного опекунского пособия не пренебрегают.
Что касается приёмных семей, то, согласно NsoNews, «за эту профессиональную работу родители получают вознаграждение - около 11 тысяч рублей ежемесячно». Таких людей называют «родителями на зарплате». Напомним, что не так давно в центрах занятости Новосибирска
появились объявления для безработных горожан, желающих стать приёмными родителями за ежемесячное вознаграждение. Для участия в программах усыновления желательно было иметь педагогическое или медицинское образование.
Из сообщений областных СМИ непонятно, в каком контексте употребляются термины «замещающая» и «приёмная» семья. Но при этом и на сайте правительства, и на портале NsoNews подтверждают, что на приёмные/замещающие семьи сейчас делается основная ставка. Согласно выбранной стратегии, «детдома как учреждения должны служить лишь временным пристанищем ребёнка», пока его устраивают в приёмную/замещающую семью. Даже название «детдом» хотят заменить на более позитивное - «центр сопровождения, адаптации или социально-реабилитационный центр».
Недавно принятые поправки в федеральный закон
облегчают процедуру усыновления и правила отчётности опекунов. Депутаты сейчас в один голос говорят, что
«ребёнок должен воспитываться в семье». Однако при этом в Кировском районе
проходят игровые судебные процессы для школьников по лишению родительских прав. Значит, с «просемейной» политикой в регионе отнюдь не всё гладко.
Чтобы было понятно соотношение детей в приёмных семьях и детских домах, можно привести число воспитанников во всех восьми детских домах Новосибирска - 616 детей. При этом иностранных усыновителей стало меньше: в 2012 году - 31 ребёнок, шесть лет назад - 127.
Помимо замещающих «родителей на зарплате», государственную помощь у нас
получат также и НКО. По итогам конкурса целевая программа «Государственная поддержка общественных инициатив и развития институтов гражданского общества в Новосибирской области на 2011-2016 годы» заняла первое место в рейтинге регионов. Заметим, что на поддержку НКО в бюджете области уже были предусмотрены средства. А сейчас в дополнение к ним будет выделена федеральная субсидия для НКО, работающих по приоритетным направлениям. Среди них - профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства.
Возвращаясь к вопросу о точных данных по устройству детей-сирот в нашем регионе, подведём итог. Цифры, данные в официальных сообщениях, не создают целостной и внятной картины. Причина, по-видимому, либо в непрояснённости используемых терминов, либо в неполноте приведённой статистики. Поиск в интернете полных данных по Новосибирской области результатов также не даёт.
«Суть времени» и РВС в Новосибирске задают вопросы областному управлению опеки и попечительства, а также соответствующему комитету в мэрии:
- Как точно соотносятся между собой приведённые выше цифры?
- Нельзя ли предоставить гражданам исчерпывающую статистику с чёткой терминологией по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
Коль скоро областные и городские ведомства, защищающие интересы детей, взяли курс на открытость и сотрудничество с некоммерческими организациями, мы предлагаем свою помощь в создании понятной и достоверной инфографики по устройству детей-сирот в нашем регионе и в Новосибирске. Это возможно сделать и для других направлений региональной политики защиты детства.
Подчеркнём, что мы готовы оказать такую помощь без какого бы то ни было финансирования. Собственно, вся наша деятельность осуществляется без чьей-либо ресурсной поддержки. Мы будем только рады создать современную, красивую и понятную инфографику на эту актуальную для общества тему.