12-го ноября на очередной встрече киноклуба в Балашихе в библиотеке имени Тютчева мы смотрели и обсуждали фильм Томми Ли Джонса "Три могилы". Просмотренная картина вызвала разную реакцию. Кто-то Фильм назвал фильм слабым и неправдоподобным, кто-то серьезным, кто-то не до конца сделанным. Обвиняли режиссера в подражании другим. Дискуссия удалась.
По традиции привожу высказанные мысли
- Самым интересным в фильме представляется перерождение пограничника Майка Нортона. Нельзя, наверное говорить о полном перерождении, но какой-то путь от состояния социального потребительского автомата к человеку был пройден. Особенно впечатляют последние кадры фильма, когда лицо героя - лицо человека, со страданиями, переживаниями, вдруг возникшим внутренним миром
- Фильм в чем-то является "волшебной сказкой". Герой из этого мира попадает в потусторонний мир. Там он проходит ряд испытаний и, фактически, рождается заново. Сам процесс рождения формально не показан. Для этого ему нужно пересечь границу Мексики и вернуться в штаты. Признаки потустороннего мира присутствуют. Это и граница, и "баба Яга" на границе в виде слепого старика, которая в какой-то степени является пропуском в иной мир. Они едят еду старика (баба Яга кормит добра молодца). Старик решает их проблему с мертвецом, который в том мире уже не доставляет тех неудобств, что в этом (после антифриза, он уже так сильно не пахнет).
- Фильм неправдоподобен. Кроме сцены со слепым стариком в нем ничего правдивого нет
- Основная идея фильма - одиночество. Человеку нужен человек. Одиноким можно быть и среди людей.
- Одна из причин одиночества - своеобразный потребительский кокон, который не позволяет прикоснуться к другому человеку душой. У Майка Нортона физическая близость с женой есть, но все этим и ограничивается. Они играют свои социальные роли
- Остро встал вопрос, чем отличается любовь от блуда. По одной из версий, ради любви способны идти на жертвы. Эта версия была быстро опровергнута тем, что истовые блудники способны идти на серьезные жертвы.
- Режиссер сознательно снял эротическую сцену, когда это действие автоматическое и никаких чувств нет. Когда же есть что-то большее, то сама близость не показывается. Сцена близости Мелькиадеса и жены Нортона показывается лишь до тех пор, пока они танцуют. А дальше все по канонам советского кино - они уже куда-то все счастливые едут. Таким образом, сцена близости между Нортоном и его женой лишь подчеркивала социальный автоматизм.
- Остался не до конца отвеченным вопрос, почему Питер взялся исполнить свое обещание, данное Мелькиадесу. Это действие, фактически, лишало его прежней жизни
- В качестве ответа на этот вопрос были предложены следующие варианты:
- Жизнь Питера была такой, от которой не сложно отказаться
- Дружба с Мелькиадесом наполнила жизнь Питера каким-то смыслом. И тут он потерял друга. Он настолько к нему привязался, что не мог не исполнить, данное обещание. По-хорошему, он и обещание не давал. Но так горячо просил его Мелькиадес
- Возможно из-за какого-то понятия ковбойской чести.
- Если в этом фильме и присутствует любовь, то о ней можно говорить только применимо к отношениям Питера и Мелькиадеса. Это сродни глубокой привязанности между Обломовым и Штольцем.
- Одна из последних сцен, где Майк Нортон просит прощения у Мелькиадеса - сцена наступившего катарсиса. Этот катарсис был вызван насилием. Но важно то, что он наступил. Что-то пробилось наружу в главном герое, что вряд ли позволит ему вернуться к жизни потребительского автомата. Настоящее не забывается. Это может первое настоящее чувство, которое в нем пробудилось.
- Остался не до конца проясненным вопрос, зачем Мелькиадес выдумал себе семью. Но этого героя, практически, не обсуждали.