(no subject)

Feb 23, 2024 19:42



ПАЛИЦЫНЫ: 2-я ВЕТВЬ

Как у всякого старого рода - а это род из 6-й части ДРК, - у Палицыных есть своя легенда. Она относит его начало к появлению на Москве боярина Ивана Палицы Микулаевича, выехавшего из Каменца-Подольского (Великое княжество Литовское) в 1373 г. Согласно легенде, он носил на поясе тяжеленную палицу, которая и стала главным родовым символом, попав на гербы и превратившись в фамилию.



Герб Колумн Подольских воевод
Среди старинных Палицыных наиболее известен, конечно, келарь Троице-Сергиева монастыря Араамий (в миру Аверкий Иванович). Это действительно историческая фигура, равной и даже близкой к которой в этом не малом роду нет. Все прочие, даже самые заметные, известны разве что историкам и генеалогам. (В скобках замечу, что ген. Ф.Ф.Палицын не относится к этому роду, будучи сыном выкреста, получившего дворянство по ордену в середине XIX в.)



Араамий Палицын (1550-1626) - современный портрет

Вторая ветвь рода не так стара, как основной ствол, она идет от некоего Михея, родившегося в конце XV в. К этой ветви по женской линии отношусь я сам, так что все ее многочисленные члены - мои кровные родственники. Ветви рода даны по родословной росписи, опубликованной кн. А.Б.Лобановым-Ростовским в Русской родословной книге. В отличие от ветвей обычного дерева, ветви родословного древа не соединяются со стволом, а представляют собой отдельные совокупности, относимые к одному роду скорее декларативно, на основании предания. Они даже могут иметь свои особые гербы, как в случае с третьей (новгородской) ветвью Палицыных.




Основной герб рода Палицыных и герб его новгородской ветви (XIX в.) - в обоих случаях палица заметна

Вторая ветвь - ярославско-тверская. Со временем ее представители расселились и по другим землям, перемешавшись с автохтонами, при всей условности этого термина. Мы остановимся лишь на одной, наболее яркой, линии этой ветви во временных рамках конца XVIII - нач. ХХ в.

Она начинается ген. Владимиром Ивановичем Палицыным (1786-1857), персонажем наполеоновской эпохи. Он происходил из небогатых тверских помещиков (сын поручика Преображенского полка), по-видимому, не имел особой протекции и всего достиг сам, проявляя служебное рвение и не будучи лишен известных способностей. Он поступил в лейб-гвардии Конный полк, быстро продвигался по служебной лестнице, отличился в Отечественной войне и в конце 1812 г. был назначен адъютантом цесаревича Константина Павловича. Далее он командовал различными кавалерийскими соединениями, участвовал в подавлении Польского восстания 1830 г., за что был пожалован землями в Харьковской губ. Но до того он женился на вдове польского генерала французской службы Яна Конопки, умершего в русском плену, бретоно-нормандской маркизе, ставшей в России Екатериной Петровной. В этом браке родилось двое сыновей и дочь. Нас интересует старший сын Александр (1819 - после 1869).





Ген. Ян Конопка (1777-1814), Е.П.Палицына (маркиза де Сен-Пьер дю Люк, 1787-1839) и В.И.Палицын

Александр Владимирович, благодаря личному обращению его матери к императору Александру, был принят в Пажеский корпус на казеный кошт, выйдя из которого служил сначала в армейской кавалерии в Малороссии, потом стал адъютантом местного генерал-губернатора, после чего сделался полтавским полицмейстером и далее продолжил службу по полицейской части в Петербурге, в том числе исполняя секретные поручения Шефа жандармов, полковник. Его брачный выбор был противоположен отцовскому - он женился на богатой купеческой дочке и городской домовладелице Александре Кузиной. У них родилось двое сыновей и три дочери. Нас же опять интересует старший их сын Владимир.

Владимир Александрович (1845-1906) окончил Николаевское кавалерийское училище, служил в л.-гв. Уланском полку, командовал кавалерийским полком, а, став генералом, - бригадой, после чего был назначен состоять для поручений при инспекторе ремонтов кавалерии. Закончил же свою карьеру в чине генерал-лейтенанта. Женился он на представительнице старинного польско-русского рода Елизавете Александровне Повало-Швейковской. У них был только сын Борис.

Борис Владимирович (1884-1957) - тоже паж, но, в отличие от деда, вышел в гвардию, офицер л.-гв. Драгунского полка, в составе которого участвовал в Великой войне, дослужившись до ротмистра. Далее он принял участие в войнах с большевиками на Северо-Западе и Юге России, полковник, эвакуировался из Крыма в Константинополь, эмигрант, обосновавшийся с семьей в Эстонии в нач. 1920-х. Его женой была Лидия Владимировна Ильина (1894), а детьми Владимир (1913-85), Георгий (1915), Николай (1916) и Ксения (1920). Б.В.Палицын и его сын Владимир похоронены в Таллине на кладбище Сизелинна. Судьбы остальных членов семьи пока не установлены. Так или иначе, но это самые поздние известные мне представители этой ветви рода Палицыных.



Отчетливый поручик Палицын (второй справа) во время учений летом 1910 г. у Красного Села. Фотография хорошо передает культурно-антропологическую грань между нижними чинами и офицерами в кадровой гвардейской кавалерии мирного времени




Супруги Палицыны в 1921 г.; Б.В.Палицын в 1923 г. в Эстонии



Владимир Палицын, 1929 г.

Фрагмент родословного древа 2-й ветви Палицыных: https://www.geni.com/family-tree/index/6000000200807125851

imperium rossicum, архивы, photo, генеалогия, история

Previous post Next post
Up