(no subject)

Jan 09, 2018 23:14

О С.Ю.ЖУКОВСКОМ (1875-1944)

Поскольку время от времени я помещаю картины этого художника и уделил ему довольно много места в одном из наиболее важных моих постов, я решил, что настала пора остановиться на его личности поподробнее, во всяком случае - изложить событийную канву его жизни. Это тем более стоит сделать, что главный источник сведений о Жуковском, книга М.И.Горелова (М., 1982), труднодоступен. Я буду следовать главным образом ей, дополняя и иллюстрируя содержащиеся в ней положения.

Станислав Юлианович Жуковский родился в польской дворянской семье в Волковысском у. Гродненской губ., т.е., по старой имперской классификации, в Литве. Его родители оказались там не по своей воли, а в результате санкций, под которые попал его отец за участие (пусть и не самое активное) в Январском восстании 1863 г. Он был лишен прав состояния и права владения недвижимостью в польских губерниях. Имение Старая Воля, где прошло детство будущего художника, было взято в аренду, его же обитатели значились гродненскими мещанами.



Бессонная ночь. Светает (1903). На этой картине изображен дом в Старой Воле. На переднем плане женщина, которую принято считать матерью художника Марией, но позировала его первая жена Александра (ур. Игнатьева, 1871-1941)

Отец, Юлиан Жуковский, был суровым и не слишком культурным человеком, в отличие от матери, получившей образование во Франции. Она довольно рано умерла, оставив троих детей: старшего Болеслава, среднюю Серафиму и младшего Станислава, бывшего на одиннадцать лет моложе брата. В будущем судьбы братьев окажутся тесно связаны: парализованный Болеслав будет находиться под опекой младшего брата, который покинет Россию лишь после смерти старшего и его жены в начале 1920-х годов. Присутствие же сестры в жизни Станислава практически не заметно.

Станислав сначала недолго учился в классической гимназии в Варшаве, а затем был переведен в Белостокское реальное училище, где и получил свои первые уроки рисования, дополнительно занимаясь и живописью с местным преподавателем. В 1892 г., в тайне от отца, происходит поступление юного Жуковского в Императорское Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Отец был категорически против подобного выбора, и, чтобы поступить самостоятельно, как совершеннолетний, Станислав прибавляет себе два года, что лишает его возможности быть принятым в качестве ученика и получать пособие. Он становится вольнослушателем, платя за учебу 50 руб. в год  (ученики платили 30 руб. и имели другие льготы).



Императорское Московское Училище (известный дом Юшкова на Мясницкой) за шесть лет до поступления в него С.Жуковского



С.Жуковский в год поступления в Училище - 1892 г.

Учеба складывается в целом удачно. Не совсем понятен только источник доходов. Видимо, уже с первых годов обучения молодой художник зарабатывает своим ремеслом. Его учителями в Училище были С.А.Коровин, Н.А.Касаткин, А.Е.Архипов, К.А.Савицкий, Л.О.Пастернак - если говорить об учителях официальных, чьи классы Жуковский посещал. Но были еще два неформальных - В.Д.Поленов и, особенно, И.И.Левитан. Позднее Жуковского будут считать учеником Левитана по преимуществу и даже его продолжателем. Помимо чисто художественного влияния, роль Левитана была в том, что он открыл для пейзажистов своей школы вышневолоцкий озерный край (окрестности озер Песьво, Удомля, Молдино), сделавшийся местом работы и проживания целого ряда художников, включая Жуковского (подробнее об этом см.: http://enzel.livejournal.com/389861.html).

В 1897 г. Жуковскому, наконец, после нескольких безуспешных попыток, удается перевестись в ученики, он женится на ученице Училища А.А.Игнатьевой (бывшей четырьмя годами его старше) и надолго поселяется с ней в меблированных комнатах С.-Петербург на Каланчевской ул.



Каланчевская ул., д. 11, где помещались меблированные комнаты "С.-Петербург" и где Жуковский со временем открыл свою двухгодичную школу живописи и рисования (в настоящее время тут размещается Басманный суд)

Всю вторую половину 1890-х Жуковский продолжает свое художественное образование, подает прошение о заграничной командировке, но получает отказ, возможно, связанный как со вскрывшимся подлогом, так и с политически неблагонадежным происхождением ученика - бывшего на самом деле эталоном аполитичности. За картину Лунная ночь (1899) Жуковский был удостоен Большой Серебряной медали и звания классного художника Московского художественного общества (до того он уже стал неклассным художником, что означало исключение из податного состояния - постепенное преодоление последствий отцовского инсургентства).



Жуковский был чрезвычайно трудолюбив, дисциплинирован и целеустремлен. В сочетании с его большим талантом это привело к быстрому успеху, как среди коллег и знатоков, так и у более широкой культурной публики. Вначале он примыкает к поздним передвижникам, но позднее участвует и в выставках мирискусников, занимая промежуточное положение между старомодным реализмом первых и откровенным эстетизмом вторых. Такая пограничность была характерна и для ряда других членов возникшего в 1903 г. Союза русских художников, активным участником которого со временем стал Жуковский.



С тремя двоюродными сестрами, нач. 1900-х годов



Композиция, существующая в ряде вариаций и названий: Вечерний аккорд (1902), Последний аккорд (1904), Вечерний интерьер (1909) и считавшаяся Жуковским одним из лучших своих произведений. Позировала за роялем жена, А.А.Жуковская

Как уже говорилось, в 1906 г. Жуковский открыл свою двухгодичную школу, которая сначала располагалась в гостинице С.-Петербург, а с 1908 г. уже в его просторной квартире в доме Бахрушина в Козицком пер. (д. 2), против магазина Елисеева, две комнаты которой занимала школа, а одну - собственная мастерская художника. Школа Жуковского не ставила целью дать полноценное художественное образование, она давала лишь общую подготовку, позволявшую в дальнейшем выбрать путь для продолжения обучения - разумеется, в том случае, если для этого выявлялись основания. Наиболее известным - впоследствии - учеником этой школы был В.В.Маяковский. Ее в разное время окончили и две женщины, ставшие новыми спутницами жизни Жуковского: балтийка Маргарита Кёниг (1878-?) - в 1911-16 гг., и, по-видимому, обрусевшая полька Софья Кваснецкая, сделавшаяся официальной женой художника в 1917 г., когда большевицкая революция упростила процедуру развода и бракосочетания до предела. В 1907 г. Жуковский был избран почетным академиком С.-Петербургской Императорской Академии художеств - тридцатью одним голосом против одиннадцати. В 1911 г. он баллотировался уже в действительные члены Академии, но неудачно.




С.Ю.Жуковский в 1911 г. Справа - фотокопия пастельного портрета М.Ю.Кёниг работы С.В.Малютина (1914 г., РГАЛИ); местонахождение оригинала неизвестно. Неясна судьба и самой М.Кёниг. "Вся Москва" за 1913 г. указывает ее адрес: Благовещенский пер., 6



С.Жуковский в своей мастерской в Козицком пер., 1913 г. ("Огонёк", 1914 г., № 8)



Настурции, 1915 г. Вполне возможно, что это интерьер квартиры или мастерской художника



За столом, 1916 г. - комната в квартире Жуковского на Пречистенском б-ре, а в ней - его племянница Ирена

После 1915 г. Жуковский переезжает в свою последнюю московскую квартиру, по адресу: Пречистенский б-р, 25, кв. 8, с большим вкусом обставленную старинной мебелью, декорированную разнообразными предметами искусства, в которых он знал толк. Неясно, продолжала ли в эти последние годы функционировать его школа - справочник Вся Москва об этом умалчивает. Эту квартиру художник с супругой покинули весной 1918  г., поселившись вместе с семьей больного брата в имении Павловское Вышневолоцкого у. Тверской губ., откуда в конце 1919 г. перебрались в относительно сытую Вятку. В мае 1921 г. они вернулись в ту же квартиру, разумеется, уплотненную, чтобы покинуть ее уже навсегда в сентябре 1923 г.



Пречистенский (Гоголевский) б-р, 25; современная кв. 8 - в первом этаже, справа от двери в подъезд. Но вполне возможно, что нынешняя планировка и нумерация отличаются от тех, что были при Жуковском, и что его квартира располагалась выше (снимок 2018 г.)

Жуковский был моден и высоко котировался как художник. При этом он был замкнут, трудно сходился с людьми и предпочитал узкий круг близких родственников и друзей. Главным его увлечением, после искусства, была охота. Охотился он в том числе и на медведей:



С убитым зверем. Справа - А.В.Моравов. Тверская губ., 1913 г.



Зимой 1914 г.



Зима, 1915 г. Весьма нетипичная для Жуковского картина: деревня, крестьяне, лошадь. Все-таки жанристом он не был, что дополнительно отстраняло его от поздних передвижников с их унаследованным от отцов сочувственным вниманием к жизни народной

В 1915 г. один из его друзей, художник С.В.Малютин, создает пастельный портрет Жуковского, считающийся лучшим его изображением:



Жуковский не интересовался общественными вопросами. Он был прирожденным интровертом и пассеистом, т.е. смотрел преимущественно внутрь самого себя и в прошлое, и если и проявлял некий гражданский интерес, то, главным образом, к проблеме сохранения художественного наследия, к фиксации которого все более обращался по мере приближения России к близкому концу. Осенью 1916 г., по приглашению гр. Н.С.Брасовой, он пишет ряд интерьерных картин в великокняжеском имении Брасово:



Комната в Брасово

Летом следующего, революционного уже года он получает разрешение гр. С.Д.Шереметева писать интерьеры Кускова:



Малиновая гостиная. Кусково

В это же время сорокадвухлетнего почетного академика призывают в армию. Коллективное письмо группы художников в адрес Керенского получает удовлетворение: 14-го июля Временное правительство издает распоряжение "Об освобождении от военной службы художников, выдвинувшихся своими дарованиями и имеющих заслуги перед русским искусством", под действие которого попал и Жуковский. Однако сняться в военной форме он успел:



Покинув революционную Москву, а затем и Тверскую губ., Жуковский со своей второй женой в 1920-21 гг. обосновался в Вятке, где они жили в неблагоустроенном домике, изображенном одним местным художником. Там Жуковский писал виды суровой местной природы, явно тоскуя по одомашненной усадебной природе Средней России.



В мае 1921 г. они вернулись в Москву, где прошли последние два года их подсоветской жизни. По-видимому, главным событием этих лет стало столкновение Жуковского с А.М.Эфросом (1888-1954), написашим в конце 1921 г. резкую критическую статью, в которой лишал творчество Жуковского всякого значения в условиях строительства нового мира, по сути дела сбрасывая художника с парохода современности, уподобляя его произведения, пейзажи и интерьеры, уличной красавице. Жуковский приходил в себя после этого удара ровно месяц, а потом решился на поступок.




- Вы рецензент Эфрос и это вы писали? Получив утвердительный ответ, Жуковский, подойдя влотную к Эфросу, дал ему пощечину и затем вторую пощечину журналом, после чего бросил на пол журнал и удалился.

Понятно, что этот инцидент не пошел на пользу художнику и, по всей видимости, оказал немалое влияние на принятие решения об отъезде в Польшу, состоявшемся осенью следующего года.





Супруги Жуковские в квартире на Пречистенском б-ре в феврале 1923 г., за полгода до отъезда в Польшу



Жуковские в Варшаве, 1926 г.

Польский период жизни и творчества Жуковского известен хуже. В случае советских искусствоведов причина лежит на поверхности, отношение же поляков требует некоторого пояснения. Да, на историческую родину (а малая родина Жуковского вошла в состав территории Польши по Рижскому договору) вернулся большой художник, мэтр, но, во-первых, он слишком уж русский, а, во-вторых, какой-то старомодный. Польша смотрела почти исключительно на Париж, а Жуковский был совсем не парижанин, и даже не петербуржец-мирискусник, а именно что москвич. Конечно, он выставлялся, покупался, экспонировался заграницей, но все это с некоторым холодком безразличия со стороны местной критики. Правда, благодаря Рижскому договору, в пределах вновь учрежденной Польши сохранился ещё на двадцать с лишним лет тот самый усадебный мир, который был так дорог Жуковскому. Он вновь, как и в дореволюционной России, подолгу жил в имениях, писал их интерьеры и парки.



Усадьба летом, 1936 г.



Вид из окна, 1936 г.



Окно, 1937 г.



Дорожка в саду, 1938

В тридцатых годах из-за экономического кризиса спрос на картины упал. Едва ли случайно в это время на горизонте показываются старый - ещё с 1913 г. - приятель-художник И.И.Бродский и первая жена А.А.Жуковская. Вместе они пытаются уговорить Жуковского вернуться в СССР, суля ему всяческие блага. Он вежливо им отвечает, ссылается на новые нити, связывающие его с жизнью в Польше, и в конце концов предлагает "дорогому другу" на некоторое время отложить хлопоты о моем приезде. Эти хлопоты имели тот лишь результат, что советская закупочная комиссия приобрела ряд польских работ Жуковского для последующего их распределения по музеям.



А.А.Жуковская, 1921 г.

А.А.Жуковская причастна и к созданию последней известной в СССР довоенной картины своего бывшего мужа, носящей название Красная комната (1939). Она написана в соответствии с пожеланием её подруги, арфистки В.Г.Дуловой, которая, в ответ на вопрос-предложение А.Жуковской, сказала, что хотела бы иметь картину с изображением комнаты с обстановкой красного дерева, букетом цветов и раскрытым окном. Но самому Жуковскому это было сформулировано несколько иначе - как желание иметь красную комнату. Спустя год картина была прислана с сопроводительным письмом, в котором говорилось, что художник был озадачен сложностью поставленной темы, но в течение года увлеченно работал над ней.



А дальше была война. По-видимому, всё было ничего в генерал-губернаторстве до момента катастрофического по своим последствиям Варшавского восстания августа 1944 г. Жуковский жил в Варшаве, неясно, была ли тогда с ним вместе его жена. Часть своих картин он отдал на хранение в антикварный магазин, они пропали. При подавлении восстания его, как и множество варшавян, выселили из города в пересыльный лагерь в Прушкове, к западу от Варшавы. Там он и умер в конце 1944 г., без точной даты смерти - похоронен в общей могиле.



Прибытие беженцев в Прушков

У С.Ю.Жуковского не было детей. У его брата Болеслава была дочь Мария (1902 - после 1945), замужем за Ф.И.Подвигиным, у сына которых, Н.Ф.Подвигина (1934-2011), родились две дочери, Дарья и Марья, ныне проживающие в Петербурге.

Станислав Жуковский едва ли может быть назван великим художником, к нему плохо подходят казенные эпитеты большой, значительный, крупный. Но он - художник истинный и чистый, милостью Божьей, и благородный человек. Его жизнь пришлась на время пика русской имперской культуры, что символически запечатлелось в судьбе этого польско-русского дворянина и москвича.

эмиграция, imperium rossicum, photo, культура, история

Previous post Next post
Up