(no subject)

Jan 06, 2018 11:01

ПОД РОЖДЕСТВО
(столетие назад и сегодня)



С.Жуковский. Зимняя ночь, б/д



С.Жуковский. Ночь под Рождество (Интерьер с елкой), 1918 г.



С.Жуковский. Елка, б/д

Очевидно, что две последние картины - вариации одного и того же сюжета, ночная и дневная. Писались они в принадлежавшем Малининым имении Павловское на северной оконечности оз. Молдино, где семья Жуковских обосновалась весной 1918 г., покинув имение Островки, над которым нависла угроза превращения в коммуну, реализовавшаяся тем же летом. В Павловском они прожили до конца 1919 г. Старый уклад ещё сохранялся местами, хотя мог прерваться в любой момент, как и сама жизнь.

В советской стране Рождество, как первый из двунадесятых праздников, терпелось до 1929 г. Потом его объявили "поповским пережитком", начались гонения на продолжающих его отмечать.



В конце 1935 г. решили ввести секулярный советский праздник Нового года, атрибутами которого стали новогодняя елка (б. рождественское древо), Дед-мороз и Снегурочка. Если в первом при желании еще можно было увидеть Николая Угодника, превратившегося в этакого советского Санту, то вторая была персонажем уже вполне языческим, хоть изначально и разработанным в русской культуре второй половины XIX в. Это формат новогодних праздников существует по сей день в РФ, дополненный отмечаемым по юлианскому календарю Рождеством. Новолетие, бывшее прежде, как ему и подобает быть, веселым праздничным событием между Рождеством и Крещением, превратилось в основу-основ, открытие непонятных каникул в начале года.



1950-е годы, ленинградский "Дворец пионеров" им. А.А.Жданова - тот самый "высокий совок", по которому, не имея под собой иной культурной почвы, ностальгируют столь многие в РФии

В завершение - праздничная открытка, изготовленная бар. А.К. ф.Ганом. Получилось, правда, довольно зловеще, в рифму с событиями вековой давности:


метафора, rossica vs. sovietica, символика, культура, история

Previous post Next post
Up