(no subject)

Feb 15, 2014 23:17

БУДЁНОВКА-2

Как известно, в 1918 г. была придумана т.н. «будёновка» - остроконечный суконный шлем с отворотами, имеющий отсылку к древнерусским шеломам. Последнее, кстати, довольно странно, учитывая решительный разрыв красной власти с русским прошлым. Спрашивается, зачем было привлекать к такой работе В.М.Васнецова и других русских традиционалистов? Тут надо бы футуристов каких безродных. Однако это было только начало соввласти, она находилась ещё в поиске, да и традицию так разом не обрубишь, на всё время требуется. В общем, в конце 1918 г. новый головной убор утвердили, сам «наркомвоенмор» и председатель «реввоенсовета» (а это был Л.Д.Бронштейн-Троцкий) остался доволен, одобрил работу «спецов». Название же своё он получил по имени русского вахмистра, ставшего советским маршалом - С.М.Будённого, хотя была и вероятность закрепления другого названия - фрунзевка, - но не прижилось.

И вот, иду я сегодня по парку и вижу картину: бегут навстречу мне детишки, лет 11-12-ти, и на головах у них эти самые будёновки-фрунзевки, причём разноцветные - красные и синие! Когда они со мной поравнялись, я увидел, что сделаны они не без претензии на историческую точность: спереди вышита пентаграмма, внутри которой «смерть и голод», любимые советские символы. Дети те, как я понял, участвовали в какой-то организованной игре, были одеты в униформу, правда, не военную, а вполне спортивную - за исключением этих самых звёздчатых колпаков. Вот такие у нас военно-исторические реконструкции нынче в моде, господа. Истинно - совок-2 и есть.

P.S. Поступили указания некоторых юзеров на известную версию о дореволюционном происхождении этих самых "будёновок". Учитывая их очевидную древнерусскую стилизованность, это выглядит вполне возможным, во всяком случае более, чем проектирование подобных головных уборов в первый год большевицкой революции для нужд вновь создаваемой интернационально-революционной РККА. Однако, дело не в их происхождении, а в том, что эти шапки стали символом "Красной армии" и, шире, всей гражданской войны в её советской версии, да и самой советской власти. Это те самые "пыльные шлемы", которые покрывали головы "комиссаров", по слову арбатского барда, и которые случайно находились "где-то в шкафу", как пелось в одной задушевно-советской песне. Иначе говоря, это яркий, воинствующий символ совка. И вот сегодня он вновь востребован - в видах "историко-патриотического воспитания подрастающего поколения". Об этом я и написал.

contra sovok, invectiva, символика

Previous post Next post
Up