«БАЛОВАННЫЕ ДЕТИ»
А.В.Тыркова-Вильямс (1869-1962) - заметная фигура т.н. "освободительного движения" (т.е. земско-либеральной и радикальной оппозиции рубежа веков, выступавшей за введение конституционного строя и политические свободы), близкая к руководству «Союза освобождения» (предтечи кадетской партии), одна из основателей и руководителей кадетской партии, журналистка, мемуаристка, пушкинистка. Родившись в стародворянской семье, она сделалась типичной интеллигенткой-демократкой, со временем, подобно своему сопартийцу П.Б.Струве, эволюционируя вправо. Она была гимназической подругой будущей жены В.И.Ульянова. Сама она стала вначале женой инженера-кораблестроителя А.Н.Бормана, а потом - английского журналиста Г.Вильямса (1876-1928), с которым повстречалась ещё в 1904 г. в Штутгарте, в редакции журнала «Освобождение», куда тот был направлен газетой "Times". Позднее он представлял в Петербурге различные английские издания, некоторое время вместе с А.Тырковой жил в Турции, был одним из организаторов "Британского комитета", созданного по инициативе посольства во время Великой войны, и покинул революционную Россию вместе с женой в начале весны 1918 г.
Благодаря собственной известности и положению мужа-англичанина, супруги вошли в самую сердцевину британского политического класса, что дало А.Тырковой возможность стать свидетелем и в какой-то мере даже участником выработки британской политической линии в отношении большевиков. В течение 1894-1954 гг. она вела дневник, небольшая часть которого была опубликована в 1990-х гг., но полностью он напечатан лишь совсем недавно, в объёмистом томе, куда помимо дневника вошла её переписка, а также обширные, но невысокого качества комментарии. Ниже - фрагменты записей за апрель-май 1918 г. Супруги совсем недавно прибыли в Англию из России, из Лондона они поехали по приглашению одного влиятельно журналиста, близкого к премьер-министру Д.Ллойд-Джорджу, в приморский городок в Корнуолле, где находился на отдыхе и сам премьер.
27.IV.1918
«Пошли к Л.Джорджу. Небольшой коттедж. Простая обстановка. Три девочки подростка смеялись у камина. Одна из них его дочка, круглолицая, простенькая, вся в ямочках, толстая коротышка. Л.Джордж вышел, приветливый, с манерами простоватыми и умышленно демократ. А, может быть, он иначе и не умеет. Старая горничная подала чай без сахара. Г.В. (Вильямс) правильно сказал, что всё, как и Милюкова, т.е. просто до неэстетичности. И даже дочь немного похожа на Тату (Милюкову). Л.Джордж считает, что им надо помириться с Троцким. Верит, что тот создаст оборону. Другого правительства нет. Надо считаться с тем, что есть. Г.В. (Вильямс) доказывал ему, что на Троцкого нельзя полагаться. Посмотрим, удастся ли ему переубедить.
Англичане не понимают уголовной стороны большевизма. Они - балованные дети богатых родителей и согласны ради забавы поиграть в новую игру, которая зовётся русской революцией...»
19 мая 1918
«Мы как будто понемногу сдвигаемся с мёртвой точки. Когда приехали, высшие английские сферы были почти готовы признать большевиков. Аргументы Л.Джорджа: Троцкий первый сильный человек в России. Он хочет организовать армию против Германии. Другого правительства нет. С кем же иметь дело.
War Office был против большевиков и за вмешательство. Foreign Office за них и против вмешательства». (Из наследия А.В.Тырковой. М., 2012. Сс. 221-222.)
Любопытно, что называется только имя Троцкого, о Ленине ни слова. Такое впечатление, что именно Троцкий, сначала «наркоминдел», а потом «наркомвоенмор» в «совнаркоме», олицетворял тогда большевицкую власть в глазах внешнего мира. Напомню, что Великая война ещё продолжалась, Германия, заключив Брестский мир с большевиками, делала последнее - долженствующее быть решающим - усилие на Западном фронте. Отсюда слова английского премьера о «создании обороны» и «организации армии против Германии», т.е. о возобновлении Восточного фронта, что может сделать лишь Троцкий, не только как «сильный человек в России», но и как известный противник заключения мира, делающий ставку на революцию в Германии как на следующий этап «мировой революции».