Прочитала я у
manawiddan пост
О пристрастиях и Великой Силе Искусства и последующей в комментариях стихийный минисоцопрос. Чуть не в один голос все подтверждают, что никому пиво-водка, кофе-сигареты с ходу не понравились на вкус. Но, "все пьют/курят, а я?" и опять же реклама. А потом у многих образуется зависимость: химическая, эмоциональная, ситуационная и прочая всякая.
Интересный у людей все же перекос в головах имеется, чем всякая там
имиджевая реклама вовсю пользуется. Но рекламщики только пользуются, подсознательный механизм некритичного подражания и без них функционирует. Древний такой механизм, врождённая программа обучения.
Кстати, и посейчас успешно используется по прямому назначению, особенно при работе с маленькими детьми. Объяснения минимальны, просто "Делай как я!". Примитивное обезьянничание. Подражание. Не абы кому, конечно, но выбор настолько же подсознателен, как и само подражание. Отсюда, кстати, зачастую происходит и тяга к "дурным компаниям", с дурными же привычками. Когда сознание еще не набрало полную силу - яркое, как правило, предпочитается полезному. А если точнее, например, признаки
высокого рангового потенциала какого-нибудь вожака-хулигана затмевают социально высокостатусного отца, у которого эти признаки не столь ярко выражены.
И до чего же мы все этому подражанию подвержены. Ну, у детей и подростков это просто в глаза бьёт, и перекос этот самый яснее всего виден. Выбранным кумирам подражают по возможности во всем - не оценивая хорошо это или плохо, надо мне или не надо. Манеры, одежда, вкусовые и прочие привычки. Кстати, для меня все эти обязательные вопросы знаменитостям про любимое блюдо, любимый цвет и прочее воспринимается чистым анекдотом. Впрочем, и не знаменитостям тоже. На этом поле, в частности, имиджевая реклама и резвится.
То есть что у нас получается? Где-то там, в подсознании, мы на 100% уверены, что, выпив-съев, закурив-посмаковав (желательно с теми же жестами и гримасами), то же самое, что и объект подражания/симпатии (выбранный самостоятельно или подсунутый рекламщиками, не суть), мы тем самым научаемся разнообразным умениям и обретаем свойства и качества, кои помогут нам стать таким же успешным в жизни, как и образец для подражания. Кстати, кое-какой шанс, что окружающие действительно будут подсознательно отождествлять вас с ним - существует. И с этого даже можно поиметь выгоду. Симпатическая магия как она есть.
К слепому подражанию кумиру индивидуально, подключается инстинкт стадности, нашептывая - "в группе безопасней", "будь как все", "делай то же что и все", "будь своим, не выделяйся, а то примут за чужака". Ну и до кучи, в силу иерархических инстинктов, существует потребность не показаться самым неопытным, неискушенным и вообще "последним цыплёнком в стае", которого, как известно, может клюнуть любой. Вот в силу этих врожденных программ поведения ещё больше народа заставило себя, вроде бы сделав осознанный выбор (ага, щаз), вопреки неприятному вкусу пристраститься к алкогольно-никотиновым и прочим кофеиновым излишествам.
Пример из личного опыта - я не курю, вообще, никогда даже не пробовала, табачный дым, как и любой другой, переношу плохо. Но, довольно часто, крайне симпатичные люди, с которыми было очень интересно общаться, курили, и бывало, что вся компания поголовно. Соответственно - все идут "покурить" и само собой продолжают там активно общаться, а я выпадаю, и из компании, и из разговора. Очень некомфортное ощущение. Тех, кто в подобной ситуации взял сигарету и полностью "влился в коллектив" понимаю прекрасно. Тех, кто этого не сделал - тоже. Хотя в моем случае это точно не было по настоящему осознанным действием, мне казалось, что это просто упрямство. Это теперь я знаю, что боролись не просто два желания, а две программы и победила, та, что мне более свойственна. Отрадно, что сознание в этом выборе все же участвовало - подсознание никакого выбора не знает.
Приобщаемся к науке
этологии, господа! Без этого аспекта никакое осознание неполно.