День одиннадцатый. Дубровник - Игало.
Над границей тучи ходят хмуро.
Несмотря на прогноз, который сулил гибель единственного солнечного пятна на Адриатике в Дубровнике и приход туч, дождя, холода и т. д., с утра было тепло и солнечно. Ещё плывя на катере из Цавтата мы засекли дорогу из Дубровника, проходящую ниже Ядрана и с меньшим трафиком. Вылезать из города в горы решили по ней, и правильно решили, Ядран обходит Дубровник на какой-то заоблачной высоте и трафик там очень высокий. Эта дорога начинается с Загребской улицы в Дубровнике, затем проходит чуть выше верхней стены Старого города и начинает карабкаться в гору. Сливается с Ядраном она на самом главном дубровникском «втыкалиште» (наш неологизм, - смотровая площадка :-)), откуда снимают этот хрестоматийный вид. Набор до втыкалиште от города - метров 200.
На смотровой площадке столкнулись с дружелюбными немецкими пенсионерами, к машине которых сзади были прикручены два «трека», и отмороженным товарищем из Венгрии, который путешествовал по Балканам на машине с политической картой Европы непонятного масштаба и возраста и на полном серьёзе интересовался, нельзя ли ему проехать в Белград через Косово. Странно, что он до Дубровника доехал…
После площадки начинается длинный и крутой спуск. В ходе этого спуска проскакиваешь любопытное место, где вся ширина Хорватии составляет меньше километра - справа видно море, а слева - боснийский пограничный пост. За спуском через некоторое время подъехали к повороту на Цавтат, после которого поехали по уже знакомой дороге мимо аэропорта назад к черногорской границе. Маленькое предупреждение - будьте осторожны, в здешних местах очень много змей - на дороге валялось штуки три раздавленных, а ваш покорный слуга, собираясь на остановке удалиться в кусты, чтобы отдать воды природе, чуть не наступил на гадюку.
В одной из деревень остановились попить кофе. Наблюдали работу странного агрегата, используемого для подстригания веток деревьев вдоль дороги. Агрегат представлял собой автомобиль из которого торчала "рука", на конце которой закреплены две параллельные зубчатые пластины. Они с ужасным лязгом смещаются относительно друг друга и все ветки, что попали между зубцами, немилосердно отстригаются. Шедевр инженерной мысли, хорошо, наверное, этой штукой детей пугать :-).
Лицезрение гор, по которым идёт граница, не вдохновило - над границей, как в песне, хмуро ходили тучи, поливало там, похоже отчаянно. Беды, обещанные метеорологами, явно двигались на Дубровник со стороны Черногории. Истратив последние куны на бутылку Прошека и пару банок пива со вздохом поехали.
Ливень накрыл нас как раз на подъёме, который вёл к хорватскому погранпереходу (который, как вы помните, на самом перевале). Проливной дождь в немалой степени отвечал за то, что этот подъём был взят быстрым и интенсивным штурмом. Через хорватов прошли, а дальше…
А дальше было круто, амигос, доложу я вам. Резкий спуск к черногорскому посту запомнился мне тем, что при попытке даже не открыть рот, а чуть ослабить сжатые губы, в рот сквозь них набивало дождевую воду. Сильнейший встречный ветер бил дождём прямо в лицо, к этому добавлялись брызги из-под заднего колеса впереди идущего и из-под собственного переднего колеса. Ужос… Ехал фактически наугад, ещё и очки уменьшали видимость, а без очков ехать было нереально, попробуйте включить холодный душ на максимум, направить в лицо и открыть глаза. То-то…
Бр-р-р…
Черногорцы, могли бы и не писать на своём посту, что он черногорский, это и так понятно, у хорватов крыши погранпереходов не текут в дождь, словно это дуршлаг, а не крыша. Въехав в Црну Гору мы продолжили спуск вплоть до ресторана, где так замечательно отдыхали в жаркую солнечную погоду по дороге в Хорватию. Почувствуйте разницу, господа! В ресторан хозяин нас не пустил - «у меня мягкая мебель, а с вас течёт». Хрен ли, как с нас может не течь после такого хоррора. Ну, мы честно попытались вести себя цивильно, нет - так будем по рабоче-крестьянски. Напротив ресторана стоял замечательный автобусный павильончик, куда мы переместились и где опорожнили спасительную бутылку Прошека. Прошек оказался весьма теплогенерирующей штукой, можно было ехать дальше, опять же, пока мы пили Прошек, дождь ослаб. Была бы ещё одна бутылка - мы бы дождь вообще остановили :-)…
Доехали до Игало, решили стоять там - во-первых, погодка не радовала, во-вторых, как мы выяснили раньше, в Херцег-Нови собу снять трудно. В Игало соб на набережной нет, на второй линии есть пара, но они были закрыты. Нас отловил какой-то добрый старичок и отвёл к своим знакомым, держащим собу. Собятник в Игало, как выяснилось, находится чуть выше относительно большого сквера на второй линии.
Бока-Которска из Игало в ненастье.
За собу взяли 40 евро, она была простенькой, без изысков, но мы люди без претензий. Хозяйка утешила нас, сказав, что на завтра прогнозируют солнце. К вечеру дождь совсем прекратился, сходили покушать на набережную. Вечером развлекались в собе, сравнивая Карловачко (хорватское пиво) с Никшичем (черногорское пиво), Никшич победил с небольшим преимуществом; а также чтением сербских газет.
Пробег около 60 километров, наборы из Дубровника и перед границей. Последние 15 километров под проливным дождём.