Говорят, что в иностранных университетах всё не так. Говорят, что в них можно самим выбирать предметы. Говорят, что на экзаменах нельзя списывать. Говорят, что другая структура обучения. Много чего говорят. Будучи в России, я кое-что слышала, но совершенно не представляла себе, как всё это выглядит на самом деле. А на самом деле оказалось, что всё так и выглядит. То есть, совсем не так. То есть, всё «не по-русски».
Расписание
Когда я впервые увидела расписание, я даже не поняла, что это расписание. Вместо привычной таблицы распределения предметов по дням недели и часам, была таблица распределения дней недели и часов по предметам. То есть, в левой колонке перечисляются названия предметов, а напротив, справа, указываются фамилия преподавателя, день, время и место проведения занятий. Для того чтобы определить, какие уроки будут, скажем, в четверг, нужно исследовать всё расписание и выдернуть из общей массы те строки, в которых есть слово «четверг».
Почему же всё так «не по-русски?» Здесь все предметы распределены по блокам. В нашем случае было три основных блока «грамматика», «литература», «страноведение». Поэтому в верхней части таблицы перечислялись все предметы, относящиеся к первому блоку, далее шли те, что относились ко второму, и в конце - к третьему. В конце, я имею в виду, первого листа, потому что был и второй - со специализацией (spécialisation). В нем опять шли те же самые три блока, только в каждом из них - уже новые предметы.
Каждый студент обязан посещать все занятия основных блоков (с первого листа), а также выбрать один из трех блоков специализации (со второго листа). Но это еще не всё. Помимо этого, надо выбрать два факультативных предмета (option), и тут полный простор фантазии - в качестве факультативного можно брать практически любой предмет любого факультета данного университета. «Какое счастье!» - скажете Вы. «Какой гемор!» - отвечу я, потому что выбор факультативного предмета и совмещение его с остальными занял у меня две недели.
Вот как это происходит: приходите Вы на кафедру, например, английского. Раз приходите, два приходите, три приходите… потому что кафедра то не работает по понедельникам после обеда, то у них как раз обед, то персонал болеет… Наконец, вам дают заветный список предметов, которые можно брать в качестве факультативных на данном курсе, и идете вы с этим списком к расписанию английской кафедры. Найдя среди сотни предметов желаемый из вашего списка, вы с удивлением обнаруживаете, что время его проведения чудесным образом совпадает со временем одного из предметов вашего основного блока. Ладно, говорите вы и ищете в этом расписании другой более менее подходящий предмет. Снова сверяетесь со своим расписанием, и снова он совпадает по времени с каким-нибудь предметом основного блока. Вы не теряете надежду и выбираете третий предмет, и почти без удивления обнаруживаете, что в это же время у вас уже есть предмет из блока специализации. Чертыхаясь, вы едете узнавать, можно ли поменять специализацию, чтобы на ее место впихнуть факультативный предмет. Я забыла сказать, что кафедры находятся еще и в разных корпусах, между которыми пол-Парижа. Так вот, приезжаете вы в свой корпус, меняете специализацию и едете обратно подписываться на факультатив. Тут обнаруживается, что на этот предмет очень большой спрос, и возможно, там уже нет мест. Но может и есть, надо пойти и узнать. Вы идете по расписанию на этот урок - и точно, мест уже нет! Матерясь, вы идете/едете на другую кафедру, чтобы выбрать другой факультатив, и естественно, первый же выбранный предмет совпадает по времени с предметом из заново выбранной специализации. В результате вы плюёте на всё, выбираете какой-нибудь сербохорватский, который по времени ни с чем не совпадает, подписываетесь на него (спрос тоже невелик) и идете относить подписной лист на свою кафедру. После этого облегченно вздыхаете, возвращаетесь домой и обнаруживаете на автоответчике голосовое сообщение: «Здравствуйте еще раз, это секретарь с кафедры. Я тут посмотрел Ваше досье, и оказывается, для Вас факультативные предметы не обязательны. Но если у Вас есть желание, Вы можете их посещать! Просто результаты учитываться не будут. Хорошего Вам дня!»
Уроки в Сорбонне (а речь идет про Сорбонну) проходят примерно как в российских университетах, только в России они обычно спаренные - два урока по 40-45 минут, а здесь одно занятие может продолжаться час или полтора, без перерыва (или с перерывом по усмотрению учителя). Звонков нет, но в каждой аудитории висят часы. Лекции начинаются либо ровно в 9, 10, 11 и т.д., либо в половине какого-то часа (9:30, 10:30 и т.д.). Смены не предусмотрены. У нас на третьем курсе (с которого я начала учиться) был свободный понедельник, два урока во вторник, а в среду, четверг, пятницу занятия с 9-10 до 18-19 часов. Например, вот такая была среда: с 9:30 до 11:00, с 11:00 до 12:00, с 12:00 до 13:00 уроки без перерыва, потом полчаса перерыв, с 13:30 до 15:00, с 15:00 до 16:30 опять уроки, потом снова полчаса перерыв, с 17:00 до 18:00 последний урок. Если занятия проводятся в одной и той же аудитории, то туалет и прочие дела делаются, пока меняется преподаватель, если в разных - по дороге в другую аудиторию.
Система оценок
Оценки во французских учебных заведениях варьируются от 0 до 20, самая низкая оценка - 0, самая высокая - 20. Оценку 0 получает студент, не явившийся на экзамен; если он явился и сдал пустой лист - это уже единица (за усилие и потерянное время). Впрочем, единицу можно получить и за написанную работу, если она не соответствует определенным критериям. Большинство преподавателей считают, что 16 - высшая оценка для обычного студента, 17-18 ставится, если знания студента находятся на уровне знаний преподавателя, 19-20 - если знания студента по данному предмету превосходят знания преподавателя. 16 и выше считается «отлично» (très bien), 14-15 - «хорошо» (bien), 12-13 - «достаточно хорошо» (assez bien), 10-11 - «удовлетворительно» (satisfait). Остальным оценкам официального наименования нет, но я бы сказала, что 8-9 - это «так себе», 6-7 - «хреново», 4-5 - «ужас», 1-3 - «ужас-ужас».
Есть лояльные преподаватели, которые ниже 10 почти не ставят, а есть строгие, у которых и на 10 надо изрядно попотеть. Помню, я расстроилась, получив по письменному экзамену 6 баллов, и расстраивалась до тех пор, пока не узнала, что остальные получили 5, 3 и даже 1. Впрочем, оценки с 17 по 20 тоже были, что, несомненно, говорит о моей гениальности (а также скромности).
Вообще, по-настоящему важна только одна оценка - финальная. Вот скажите, какая будет финальная оценка, если половина оценок 10, а другая половина 15? Думаете, 13? А вот и неправильно! Финальная оценка будет 12,75 или 13,05 или даже 13,47. А всё потому, что каждый предмет имеет свой коэффициент, обычно от 1 до 6. То есть, если у нас одна оценка 10 с коэффициентом 1, другая 15 с коэффициентом 4, то средняя оценка будет (10*1 + 15*4) / 5 = 14. По этому же принципу высчитывается финальная оценка. Коэффициенты, кстати, бывают и 1,5 или 2,5 - это чтобы в секретариатах не скучали, а честно отрабатывали свою зарплату, утопая в подсчетах.
Наверное, в разных университетах по-разному, но у нас, чтобы перейти на Master 1 (4-й курс), необходимо было иметь среднюю оценку 10, а для перехода на Master 2 (5-й курс) - 13. Поэтому на Master 1 народу было в два раза меньше, чем на Licence 3 (3-й курс), а на Master 2 - еще в два раза меньше.
Продолжение следует.