Под парусом на севере Хорватии.

Sep 17, 2014 12:44

(На правах отчета.)

Хорватия, Яхтинг, Скалецкий, Отчет, Пула, Лошинь

30 августа - 6 сентября 2014

В Хорватии мы были первый раз и первое, о чем нас предупреждали - это погода. Этим летом она была, по словам местных, особенно странной. Адриатическая бора (северный или северо-восточный ветер с гор) может быть чрезвычайно неприятной. В результате из недели под парусом, Один день мы пережидали непогоду (8 баллов по Бофорту, ветер до 50 уз.). Два дня были весьма неприятными (ветер порывами до 35 узлов, дождь, тучи), 2 дня - приятными (ветер до 20 уз., почти без порывов светит солнце). Остальные дни были чем-то средним.

Маршрут
Pomer ACI Marina (Pula) - Silba - M.Losinj - Cres - U.Tunarica - Pomer ACI Marina. Всего получилось около 170 миль.




Дальше для заинтересованных немного технической информации.

Лодка
Мы ходили на Bavaria 38 cruiser “Maya”, брали у Adiatic Yacht Charter. В целом, лодка для своего 2007 года выпуска в хорошем состоянии, паруса с закруткой в мачту, с характером, под парусами лодка ведет себя хорошо.

Еще из хорошего - чартеристы дают трубку для звонков им в случае проблем и коробочку, раздающую 3G интернет через wifi (бесплатно). Интернет при этом почти везде был и был неплох.

На что надо обратить внимание:
  • У Maya слабый мотор. Под мотором (под чистым рангоутом) лодка против ветра (20 уз) идет 2-3 узла. На ветре больше 27 перестает управляться и ее начинает вертеть.
  • Внимательно (!!!) с чек-листом. Чартерная компания (AYC) просит проверять по чеклисту самому и это действительно надо делать. Мы не досчитались туманного горна (точнее, сжатого воздуха от него, сама дуделка была), верхней половинки весел и насоса для тузика (тузик при этом травил). Насос нам дали, остальное мы заметили уже в море.
  • Инструмента на борту было кот наплакал. Болт-каттера не было, шестигранников не было, дактейпа не было, репчиков не было, ножа не было. Были пассатижи и отвертка.
  • Местные лоции. Это не Хейкел, это какие-то свои. Со странной и неудобной навигацией. Космос ☺ пользоваться ими было сложно.
Навигация
Местные сразу предупредили, что погода сложная. Ветер (даже когда бора ушла) был порывами (совершенно нормально с 15 уз до 25 уз пару раз в минуту). Лодок в это время было не оч много (итальянское нашествие заканчивается в августе), мы не бронировали места и их было. Но и совсем пустыми марины не были. В случае непогоды имеет смысл приходить в марину до обеда, в Малом Лошине например к вечеру после гейл алерта было уже не протолкнуться.

ВЫХОД ИЗ ПУЛЫ
При выходе из пулы надо быть осторожными и не ходить между островами Ceja и Bodulas - там неприятные мели и прямо в день приемки лодки, там кто-то сел на мель.




Можно еще обходить к западу от Ceja, но нам туда было не надо.

Маршрут

Изначально, я хотел выйти из Пулы (север Хорватии) и дойти до заповедника Телящицы (Telašcica) (это около 250 км южнее Пулы). Но старик Посейдон решил иначе и самой южной точкой нашего путешествия стал о. Сильба (Silba). Неделя же наша прошла так:

08/30 День первый. Принимаем лодку, ждем задержавшихся членов экипажа.

Ну начать с того, что мы с Тимуром опоздали на наш рейс. Опоздали совершенно нелепо, засидевшись в кафешке за, как ни странно, кофе. В Пулу летает не так много авиакомпаний и не каждый день, поэтому найти замену рейсу было затруднительно. При этом моей замены не было (!) на skyscanner-е и других поисковиках. Мораль - если в интернете нет удобного рейса, не поленитесь поболтать с продавцом билетов - может быть он что-нибудь накопает секретного ☺

Летайте что называется чартерами чартерных компаний. Женя и Света купили чартерные билеты авиакомпании Ямал. Как результат - чартер перенесли на сутки и мы с замиранием сердца ждали их уже на лодке. К счастью, больше переносов не было и после полуночи сквозь сон я услышал возглас старпома Жеки “якорь всплыл!” Все были в сборе.

Валюта
В Хорватии в ходу куны (HRK, хрюки). В одной куне 6.5 рублей. В одном евро 7.5 хрюков. Карты принимают хорошо. Банкоматы и обменники есть на материке и на островах в больших городах (в Лошине и на Кресе - были). В большей части марин принимают евро.

Перемещения
Из аэропорта в Пулу несколько раз в день (в будни - раз в день) ходит автобус. Такси есть, некоторые соглашаются ездить по счетчику.

ACI Pomer Marina, из которой мы выходили, находится в приблизительно 15 км от Пулы. Пула, аэропорт и Помер находятся примерно на вершинах равностороннего треугольника.

Стоимость такси «Аэропорт-Пула», «Пула-Помер» и «Аэропорт-Помер» - ок 20 EUR.

Закупки хорошо делать в супермаркете Billa (слегка за городом, мы ездили туда на такси). В Помере нормальных магазинов для закупки провианта, считай, нет.

08/31 День второй. Переход на о. Сильба (Silba)
Прогноз говорил о приближающейся боре, дня на 2-3, чартеристы искренне советовали как можно скорее покинуть регион «Pula-Cres», ну мы и рванули. Прошли Малый Лошань, решили дойти до Телящицы как можно скорее. Стояли на SE стороне Silba, на муринге. На берегу был ресторанчик, часть команды сплавала туда на тузике. Вернулись довольные, с пиццей и жареным мясом ☺.




Муринг
Платный, около 20 EUR за ночь. Вообще, я так понимаю, платные муринги на островах в Хорватии - распространены.

Укрытие от NE ветра
среднее, при начинающейся под утро боре было скорее неприятно, чем спокойно. Но безопасно. Волны считай не было.

09/01 День третий. Переход в марину м. Лошинь (Mali Losinj, она же Малая Лосяндра :-)

Утром прогноз на ближайшие дни ухудшился (Телящица - обещали до 55уз. ветер). Принимаем решение не идти дальше, а возвращаться в Лошинь «пока не началось» и там переждать непогоду. Что собственно и сделали. По дороге начали передавать штормовое предупреждение. Дождило, экипаж под конец начал укачиваться ☺.




Стоянка
Марина Mali Losinj (непосредственно в городе) на муринге у пирса. Стоимость - 46 EUR/сутки с лодки плюс 35 кун/сутки с человека за пользование туалетом и душем. Душ (и по моему туалет) работает не круглосуточно - закрывают не то в 7 не то в 8 вечера.

Стоять стандартно - корма+муринг. Местные почему-то еще любят стоять носом к пирсу.

Укрытие
Лошинь - отличное укрытие от наверное всех ветров, от NE точно, внутри марины стоять комфортно. Снаружи марины, в бухте, тоже народ стоял, но ветром там надувало волну где-то 0.5м.

09/02 День четвертый. Дневка на M.Losinj
Дуло, дождило и непогодило. Мы с Женей остались работать лениться.

Экипаж арендовал машину и поехал кататься по Лошиню и Кресу (острова соединены мостом). Вернулись довольные, говорят красивые места. Машину на пристани в городе можно арендовать в почему-то фотосалоне, около фонтана. Спрашиваешь в любом ресторане - тебя направят.

09/03 День пятый. Переход в марину на о. Крес (Cres)
Бора пошла на убыль, штормовое предупреждение сняли и мы решили перейти севернее, в Крес-марину.

Словили все прелести встречного ветра 20-35 уз, шли большую часть под рангоутом, экипаж укачался. Без проблем и повреждений.

Встали в ACI Marina Cres (no stress on Cres ☺ как они там везде пишут) Марина расположена в 20 минутах неспешной ходьбы южнее от города.
Решили поощрить себя вкусным мясом и поощрили.




Укрытие от NE ветра
очень хорошее
Стоимость: ок 55 EUR с лодки в сутки. Стоять - корма+муринг

Марина очень хорошая - целый город, вся инфраструктура есть, похоже по уровню на Mgarr марину на Мальте или на Yat-марину в Мармарисе в ее лучшие годы.  Сдают в аренду велики, скутеры, и миленькие такие фольксваген-жуки - кабриолеты J.

09/04 День шестой. Cres - U.Tunarica

Наконец-то распогодилось. Неспешно вышли из Cres, дошли с приятным ветром под паруcом до входа Тргет (Trget) - фьорд ☺. Фьорд красивый, порезались в нем против ветра, с порывами там все нормально :-) Покушали в красивой бухте Suranica, ветром нас сдернуло и мы переставились в U.Tunarica.




Бухта Suranica (44º59.05'N,014º05.19'E): Укрытия от ветра нет, якорь не держал в принципе. Мы очень довольны, что сдернуло нас днем.

Укрытие от NE ветра - Suranica
Никакое. Гора не закрывает от ветра.

Uvala Tunarica (44º58.39'N,014º05.91'E): тихая-рыбацкая довольно мелкая, явно там местные ставят лодки надолго. Мы поставились аж на три местных маленьких муринга (к счастью, не было никого, кто бы нам помешал ☺

Укрытие от NE ветра - U.Turanica
Хорошее, гораздо лучше, чем в других частях фьорда.

09/05 День седьмой. Возвращаемся в Помер

Распогодилось и мы решили подняться по лиману в верх, до Тргета (45º01.03'N,014º03.51'E).

Наверху обнаружилась милая деревня и огромное кол-во мурингов (даже пожалели что не встали там на ночь). Встали там покупаться.




Укрытие от NE ветра: так себе, но муринги вроде крепкие

Возвращение в Помер приятное, попутный ветер добавлял пару узлов. Долетели быстро, не хотелось убирать паруса, и мы взяли мористее, чтобы еще покататься. По пути в марину моторили, так как на нашем пути нарисовалась очумелая туча виндсерферов. Ну

Зашвартовались на старое место, где брали лодку, но пришли маринеры и попросили переставить “Маю” в глубь пирса.

Решили с Жекой, что Хорватия получилась отличная. Приобретенный опыт и знакомство с бора-борой совсем не помешали. Экипаж тоже остался доволен ☺
Previous post Next post
Up