Нет, сюда не падал астероид, хотя глядя на запустения и разруху на месте огромных автозаводов, может показаться, что обещанный пророками апокалипсис случился. Готовая площадка для съёмок фильмов с постапокалиптическим сценарием. А ведь когда-то на этих площадях кипела жизнь, стучали громоздкие механизмы, трудились десятки тысяч рабочих, рыча мощными моторами с конвейера съезжали тысячи грузовиков и автобусов.
Пять крупных советских автомобильных заводов были разрушены уже в наши дни. Один из них, объявил о банкротстве совсем недавно, но его производственные площади уже разбирают.
РАФ (Рижская автобусная фабрика)
Располагался в Латвии. Свою историю начал в 1949 году с производства автобусов. В 1957 году завод приступил к выпуску микроавтобусов РАФ. В последующем именно микроавтобусы стали основной его продукцией. Широкая линейка моделей компактных и динамичных автобусов пользовалась спросом в СССР. Существовали пассажирские, туристические, спецавтомобили на базе РАФ. Проблемы пришли на предприятия с развалом Союза. Новые власти уже независимой Латвии сами способствовали уничтожению автогиганта. Окончательно производство было остановлено в 1997 году. Большинство сборочных корпусов полностью разрушено. В одном из сохранившихся зданий местных активист создал музей истории завода.
ЛАЗ (Львовский автобусный завод)
Завод начали строить в 1945 году в городе Львове. Первую продукцию завод выпустил в 1947. В 80-е годы ЛАЗ был крупнейшим автобусным заводом в мире. Тут работало более 8000 человек. Ежегодно с конвейера сходило по 15000 автобусов. После распада СССР завод остался на Украине. В 90-е предприятие выпускало по 100-300 машин в год. В нулевые ситуация улучшилась, с конвейера уже сходили до 1000 автобусов ежегодно. Завод был остановлен в октябре 2014 года, его имущество выставлено на торги. В настоящий момент на месте гигантского предприятия - развалины.
КрАЗ (Кременчугский автомобильный завод)
Сам завод начал свою историю в 1946 году, а закончил совсем недавно, в 2020. Предприятие специализировалось на выпуске тяжёлых грузовиков, тягачей, многие из которых предназначались для нужд армии. Проблемы на КрАЗе возникли после 2014 и год за годом нарастали. В 2020 предприятие признано банкротом. Начат снос его корпусов.
КАЗ (Кутаисский автомобильный завод)
Свой первый автомобиль завод выпустил в 1951 году, а последний в 2001. В настоящий момент цеха огромного завода, на котором когда-то работало 16000 сотрудников, почти полностью разрушены. Территория зарастает травой и деревьями.
ЗИЛ (Завод имени Лихачёва)
Завод основан в 1916 году в Москве. Предприятие специализировалось на создании и выпуске грузовиков самых разных модификаций. В период своего рассвета тут работало около 40000 сотрудников. Свой 100-летний юбилей завод встретил в плачевном состоянии. Конвейер был остановлен ещё 2013 году. Проблемы завода начались сразу после распада СССР. Упадок промышленности и сельского хозяйства в стране привели к отсутствию спроса на грузовые автомобили компании. Завод был вынужден постоянно сокращать штат сотрудников, выводить из производственной деятельности сборочные корпуса. Затяжной кризис и отсутствие массового спроса на грузовые машины ЗИЛ привело к тому, что автогигант просто стал не в состоянии содержать и обслуживать свои корпуса, расположенные на огромной территории. В настоящий момент 3/4 производственных площадок завода снесены, тут идёт строительство жилых, офисных, торговых, муниципальных объектов. В сохранившихся цехах ведут свою деятельность несколько десятков коммерческих фирм.
Возможно, это далеко не все автозаводы, разорённые в следствии распада СССР. Многие автогиганты остались в бывших союзных республиках и ушли в историю тихо, без массовой информационной огласки. Если вы знаете о таких предприятиях, пишите в комментариях.
Источник