Й. Иттен. Контрасты по цвету.

Apr 17, 2014 22:04

Оригинал взят у katyaardi в Й. Иттен. Контрасты по цвету.
Контраст дополнительных цветов

«Расположенные рядом, они [дополнительные цвета] возбуждают друг друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон, как огонь и вода.»

«Закон дополнительных цветов - … создаётся ощущение полного равновесия.»

«Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу воздействия.» Равновесие=статика? Классицизм?



Ян ван Эйк, Мадонна Канцлера Ролена, 1435.



Jean-Siméon Chardin, Washerwoman, 1733-1739.



Jean-Auguste Dominique Ingres, The Betrothal of Raphael and the Niece of Cardinal Bibbiena, 1813-1814.



Nicolas Poussin, Mars and Venus, 1633-1634.

Симультанный контраст
«Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т.е. одновременно, порождает его сам.»

«Симультанно порождённые цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют.»

«Симультанное действие будет тем сильнее, чем активнее основной цвет и чем дольше мы будем смотреть на него.» Активным цвет будет, например, в случае если он представлен большим цветовым пятном. Тогда это пятно будет действовать на более маленькие акценты цвета.

«Симультанно возникающие цвета вызывают в нас чувство возбуждения и живой вибрации от непрерывно меняющейся интенсивности этих цветовых ощущений.»

«Симультанный контраст возникает не только при сочетании серого и какого-либо чистого хроматического цвета, но и при сочетании двух чистых цветов, не являющихся строго дополнительными. Каждый из этих цветов будет стремиться сдвинуть другой в направлении к его дополнительному, причем в большинстве случаев оба цвета теряют нечто от присущего им характера и приобретают новые оттенки. В этих условиях цвета получают максимально динамическую активность. Их устойчивость нарушается, и они приходят в состояние изменчивой вибрации…Цвет начинает терять свою материальность.»

«Черная полоса на красном фоне казалась не черной, а зеленой…Если бы для производства данной ткани вместо сине-черной пряжи была использована пряжа коричнево-черного цвета, то действие симультанного контраста было бы нейтрализовано.»

«При наличии контраста светлого и темного возможность возникновения симультанного контраста уменьшается.»

«Симультанные проявления чистых цветов возникают и тогда, когда вместо дополнительных цветов двенадцатичастного цветового круга берутся цвета, расположенные справа или слева от выбранного начального цвета…Желтый и в красно-фиолетовом, и в сине-фиолетовом всегда выявляет дополнительный фиолетовый цвет.» Симультанному воздействию скорее подвергается нечистый, смешанный цвет, цвет третьего порядка, например. Тогда как чистые основные цвета всегда оказываются доминирующими и провоцируют симультанное превращение, выявляют более сильные составляющие в соседних цветовых пятнах.

«Если композиция построена из желтого и красного цвета на синем, то она гармонически спокойна. Если вместо синего цвета взять сине-зеленый, то это сразу же приведет к симультанной игре, потому что красный и желтый будут симультанно возбуждаться и будут проявлять себя совсем иначе, чем на синем.»



Chardin Jean-Siméon, The Good Education, 1753

Срывание одежд с Христа, Эль Греко, Ночное кафе Ван Гога.

Контраст по насыщенности

«Слова «контраст по насыщенности» фиксируют противоположность между цветами насыщенными, чистыми и блёклыми, приглушенными. Спектральные цвета, полученные путём преломления белого света, являются цветами максимальной насыщенности или максимальной чистоты.»

«Чистый цвет может быть смешан с белым, что придаёт ему несколько более холодный характер.»

«Чистый цвет можно смешать с чёрным. При этом жёлтый теряет свою лучистую светлоту и яркость и приобретает некую болезненность и коварную ядовитость… Он [черный] отдаляет их от света и более или менее быстро «убивает».

«Насыщенный цвет может быть ослаблен благодаря добавлению к нему смеси чёрного и белого, то есть серого цвета…Подмешивание серого цвета нейтрализует другие цвета и делает их «слепыми».

«Чистые цвета могут быть изменены путём добавления соответствующих дополнительных цветов.»

«Различные смеси двух дополнительных цветов при осветлении их белым цветом дают редкостные по своей сложности оттенки.»

«Действие контраста «блёклый-насыщенный» относительно. Какой-нибудь цвет может показаться насыщенным рядом с блёклым тоном, и блёклым - рядом с более насыщенным.»

«Если мы хотим добиться выразительности всей композиции, используя только контраст по насыщенности без всяких иных контрастов, то блёклые цвета должны быть составлены на цветовой основе насыщенных, то есть чистый красный должен контрастировать с блёклым красным.»

«Блёклые тона - главным образом, серые - кажутся живыми благодаря окружающим их ярким цветам… в то время как находящиеся рядом с ним хроматические цвета покажутся менее насыщенными и относительно ослабленными.»



Peter Paul Rubens, A Boy lighting a Candle from one held by an Old Woman, 17 в.



Paul Klee, Fish Magic, 1925.

Контраст по площади цветовых пятен

«Его сущность - противопоставление между «много» и «мало», «большой» и «маленький».

«Нам хотелось бы выяснить, какие количественные или пространственные отношения между двумя или несколькими цветами могут считаться уравновешенными.»

«Силу воздействия цвета определяют два фактора. Во-первых, светлота цвета и, во-вторых, размер его цветового пятна.»
«…для гармоничных соотношений плоскостей, заполненных дополнительными цветами, характерны следующие пропорции: жёлтый:фиолетовый = 1/4:3/4; оранжевый:синий = 1/3:2/3; красный:зелёный = 1/2:1/2.»

«Сгармонизованные в своих размерах цветовые пятна производят впечатление спокойствия и устойчивости. Контраст по площади цветовых пятен в этом случае нейтрализуется благодаря гармонично составленным цветовым пятнам.» Важно!!!

«Представленная здесь система количественных соотношений имеет силу только при использовании цветов в их максимальной насыщенности. При её изменении меняются и соответствующие размеры цветовых пятен. Оба фактора - и насыщенность, и размер цветового пятна самым тесным образом связаны между собой.»

«…в том случае, когда эти пространственные соотношения нарушены, возникает иррациональное беспокойство… экспрессивная активность.»

«Зелёный по отношению к нему [красному] занимает огромную площадь, в связи с чем по закону симультанного контраста красный, наоборот, начинает звучать сильнее.»

«…глаз требует дополнения к каждому данному цвету. До настоящего времени причина этого явления не выяснена. По всей вероятности, мы подчинены какому-то всеобщему стремлению к равновесию и самозащите.»

«Написанный в меньшем количестве и занимающий меньшую площадь, попавший, так сказать, «в беду», цвет реагирует, обороняется и производит относительно более яркое впечатление, чем если бы он был использован в сгармонизованных пропорциях.»

«Если при длительном созерцании картины сосредоточить своё внимание на каком-либо цвете, занимающем незначительную площадь, то этот цвет начинает казаться всё более и более интенсивным и действует возбуждающе.»

«…исключительная особенность контраста по площади цветовых пятен - его способность изменять и усиливать проявление всех других контрастов.»

«Формы, размеры и очертания цветовых плоскостей должны определяться характером цвета и его интенсивностью, а не предрешаться собственно рисунком.»

«Если жёлтое пятно должно выделяться среди светлых тонов, то оно должно занимать значительно большую площадь, чем в том случае, когда это же пятно находится в окружении тёмных тонов. И здесь достаточно небольшого жёлтого пятна, поскольку его яркость усиливается самим окружением.»



Peter Paul Rubens, Daniel in the Lions' Den, 1614-1616.



Jan Brueghel, The Armorer's Shop, 1640-1645.

Иттен

Previous post Next post
Up