Оригинал взят у
veneya в
Иттен_контраст дополнительных цветов Контраст дополнительных цветов - это контраст между двумя цветами, лежащими на диаметрально противоположных сторонах цветового круга.
Говоря о контрасте дополнительных цветов, надо отметить важный момент. При смешении этих двух цветов получается серый (в физике, где рассматриваются цвета излучаемого спектра, а не те, которые мы видим в результате отражения света от окрашенных поверхностей, дополнительными считаются цвета, которые при смешении образуют белый). Кроме того, замечу, что при их сопоставлении, один из двух цветов обязательно окажется светлее, а другой темнее (желтый и фиолетовый), или один теплее, другой холоднее (оранжевый и синий), или один активнее, другой пассивнее (контрастные по тону красный и зеленый).
Если брать 12-тичастный цветовой круг, то контраст дополнительных цветов - это контраст желтого и фиолетового, желто-оранжевого и сине-фиолетового, оранжевого и синего, красно-оранжевого и сине-зеленого, красного и зеленого, красно-фиолетового и желто-зеленого.
Забавно то, что если эти цвета смешать, как уже было сказано, то они образуют серый цвет, но если просто поместить их рядом, то каждый из них зрительно увеличивает яркость другого, привнося на картину или фотографию цветовую напряженность.
Присмотритесь к полотнам Рубенса, Веласкеса, Рембрандта - вы с удивлением обнаружите там множество самых неожиданных оттенков и цветосочетаний, причем старые мастера добивались особых оттенков серого, накладывая поверх одного цвета тонкий слой дополнительного.
Рембрандт «Минерва», 1635
Рубенс «Святой Григорий со свв Домициллой, Маврикием и Папианом», 1607
Рубенс «Louis XIII», 1622
Рубенс «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», 1625
Рубенс «Падение Фаэтона», 1605
Диего Веласкес «Инфанта Маргарита», 1653
Взгляните на творения и других известных художников своего времени.
Лукас Кранах Старший «Портрет Иоганна Фридриха I Великодушного», 1509
Ян Ван Эйк «Портрет Джованни Арнольфини», 1435
Франсиско Гойя
Франсиско Гойя
Жак Луи Давид «Конный портрет Станислава Костки Потоцкого», 1781
Франсуа Буше «Китайский сад», 1740
Гюстав Курбе «Портрет испанской леди» 1855
Винсент Ван Гог
Эдгар Дега «Автопортрет в мягкой шляпе», 1858
Эдгар Дега «Сидящая танцовщица», 1879
Эдгар Дега «У зеркала», 1885
Амедео Модильяни «Портрет мадам Сурваж», 1918
Клод Моне «Впечатление. Восход солнца», 1873
Клод Моне «Море, порт в Амстердаме», 1874
Поль Сезанн «Голубая ваза», 1887
Поль Сезанн «Леда и лебедь», 1882
Поль Сезанн
Марк Шагал «Мясник», 1910
Мэри Кассат «Портрет молодой женщины», 1898
Зинаида Серебрякова «Портрет Жени Серебрякова», 1909
Валентин Серов «Портрет В.В.Мусиной-Пушкиной», 1895
Валентин Серов «Портрет С.М.Боткиной», 1899
Борис Кустодиев «Дети в маскарадных костюмах», 1909
Борис Кустодиев «В усадьбе Высоково», 1901
Борис Кустодиев «Портрет жены художника», 1909
Илья Репин «Портрет поэта С.М.Городецкого с женой», 1914
Константин Маковский «Портрет графини С.Л.Строгановой», 1864
Константин Сомов «Портрет Е.П. Олив», 1914
Художники-пуантилисты, напротив, наносили на холст множество мелких мазков чистых дополнительных цветов - и те при взгляде с расстояния в несколько шагов, сливаясь, образовывали серый необходимого оттенка.
Камиль Писсарро
Й. Иттен рассматривает закон контраста дополнительных цветов основой гармоничной композиции, потому что «при его соблюдении в глазах создается ощущение полного равновесия». Нас радует сочетание зеленых листьев и красных роз в саду, и мы с удовольствием любуемся образовавшимися от близости этих цветов красно-серыми и зелено-серыми оттенками разной насыщенности
или сочной красочностью подводного мира.
Попытаемся воспринять мир модных показов и яркого веселья.
Блистательная Вивьен Вествуд.
Жан-Поль Готье
Джон Гальяно
Дрис Ван Нотен