Степнова "Сад"

Sep 27, 2021 14:33

С чтением у меня бывает очень по-разному: иногда я читаю запоями, а иногда долго не читаю почти ничего. Иногда я открываю для себя нового автора, и если мне нравится, то читаю, пока не достигну насыщения, как это было с книгами Лианы Мориарти или Фредрика Бакмана. А бывает, что книги одного автора попадаются мне с большими перерывами, и это, на самом деле, даже лучше, потому что не наступает чувства пресыщения. Вот так у меня случилось с романами Степновой. В феврале 2018 года я прочитала "Женщин Лазаря", а сейчас, в сентябре 2021 года - "Сад" (2020) по совету Даши greebochek в Инстаграмме. А Даша, кстати, наоборот, еще не читала "Женщин", так что мы обменялись рекомендациями. Свои впечатления о напишу от катом, чтобы не спойлерить тем людям, кому хочется своих собственных впечатлений. Но если кратко, то я читала без удовольствия и скорее разочарована, чем обрадована. Сюжет довольно странный, практически все персонажи - очень отталкивающие, а порой и просто нелепые, а то, что поклонники Степновой называют "кружевным витиевым стилем" - на мой вкус является просто нагромождением метафор, устаревших "атмосферных" словочек, продираться сквозь которые вообще имеет мало общего с удовольствием. И ладно бы еще после того, как продрался, тебя бы ожидал сюжет-конфетка, или интересный поворот, или спрятанная изюминка... Но ничего из этого в книге нет. Разумеется, это далеко на самая худшая книга, что я читала в своей жизни. Но, пожалуй, оценки больше чем 3.5/10 она не стоит.
Начиная с этой записи, я хочу попробовать поучаствовать в челленже #10книг. Но для этого, конечно, 10 книг еще надо прочитать, что бывает со мной не всегда...

Официальная аннотация:
Середина девятнадцатого века. У князя и княгини Борятинских рождается поздний и никем не жданный ребенок - девочка, которая буквально разваливает семью, прежде казавшуюся идеальной. Туся с самого начала не такая, как все. В строгих рамках общества, полного условностей, когда любой в первую очередь принадлежит роду, а не себе самому, она ведет себя как абсолютно - ненормально даже - независимый человек. Сама принимает решения - когда родиться и когда заговорить. Как вести себя, чем увлекаться, кого любить или ненавидеть. История о том, как трудно быть свободным человеком в несвободном мире.



Меня в книге очень покоробила недосказанность, надоразвитость сюжетных линий и историй персонажей. Кто такой Радович и что он из себя все-таки представляет? Зачем была эта линия дружбы Ульянова и Радовича? И что за птица - его отец? Просто рехнувшийся служащий на почте или птица более высокого полета, оказавшаяся в тисках бедности? Туся - это просто противная балованная девчонка из высшего общества или в ней все же есть хоть что-то человечески приятное? Почему немец так возлюбил Тусю? (и еще: как это отвратительно напоминает "Детей моих" Яхиной, от которых я еще долго-предолго плевалась) Почему вообще этот немец такой, какой он есть? Почему Нюточка такая... никакая? И что вообще нашла Туся в Радовиче? Зачем весь этот сыр-бор вокруг сада, вырубка которого отзывает к Чехову, но вообще безо всякой причины?! А главное - зачем я вообще продиралась сквозь липкую паутину слов?! Чтобы понять... что именно?!
Странная, очень странная и весьма неприятная книга, оставившая дурное послевкусие.

книги, #10книг

Previous post Next post
Up