Заметки о иерархическом сознании

Sep 21, 2007 11:27

Прежде всего, всех с праздником Рождества Пресвятой Богородицы!

А дальше захотелось порассуждать на тему, которую косвенно можно связать с нынешним праздником - о почитании старших, испокон веков являющемся нетъемлемой составляющей религиозного сознания. Впрочем, применительно к нынешнему времени это будет рассуждение о непочитании старших, столь распространенном у нынешних ревнителей дистилированного православия. Ни на какую особую оригинальность не претендую.

Вначале сделаю небольшое уклонение в сторону, дабы пояснить, что явилось отправной точкой моих рассуждений. Кому не очень интересно, этот абзац может пропустить совсем. Все лето ко мне ходила ученица - заниматься греческим и латынью, чтобы поступить в гимназию при ГЛК. У меня нередко появляются такие ученики, поздновато узнавшие о существовании классической гимназии, которым надо помочь нагнать тот класс, в который они должны идти по возрасту. В большинстве случаев предприятие удается: дети быстро усваивают начатки языков и легко адаптируются в гимназии. Нынешний случай, правда, был не из удачных. Девочка довольно живо и адекватно реагировала на объяснение, но на следующем занятии я из раза в раз не получала нужной отдачи. Иными словами, она не могла или не хотела учить то, что нужно выучить. Проблема так и осталась до сих пор. В гимназию девочку все-таки условно приняли, но уже сейчас выяснилось, что подобные сложности у нее по всем предметам.

Но я, собственно, не о том. Девочка эта из православной семьи. Она носит имя, из тех, какие едва ли дадут своему ребенку родители, не считающие себя воцерковленными. В облике ее я, правда, не замечала крайностей в виде обязательной юбки до щиколоток и никогда не снимаемого платка, но платок все же фигурировал довольно часто - в забавном сочетании с брючками. Это, впрочем, дело вкуса, и я к таким вещам никогда не придираюсь. Меня покоробило другое. Когда речь зашла о старой школе, в которой девочка училась, она назвала свою пожилую классную руководительницу "старой маразматичкой". Тут я все-таки, при всей своей нелюбви к замечаниям, не удержалась от реплики, что так называть пожилую женщину тринадцатилетней девочке не следует. Девочка вроде бы согласилась, но через некоторое время эпитет прозвучал вновь.

Я допускаю, что учительница эта не идеал, но все-таки сдается мне, что если вхождение в гимназию у девочки не получится, того же эпитета удостоюсь и я, и прочие учителя гимназии, с которыми у нее не сложились отношения. Я также вполне допускаю, что в среде сверстников дети нередко отзываются об учителях с пренебрежением - в этом для них есть даже какой-то особый шик. Это было и раньше (правда, я всегда обращала внимание на то, что слова "училка - дура" и т.п. звучат в основном из уст двоечников и троечников). Но то, что ребенок может при малознакомом взрослом назвать другого взрослого "маразматиком", говорит, как мне кажется, об одном: что в семье ему это позволяют делать. Сейчас этим, впрочем, никого не удивишь. Не то, что неуважение, а прямое презрение к учителям стало заметной характеристикой нашего времени (учителя, конечно - "лузеры", зато торгаши и проститутки всех сортов и уровней - "виннеры"). Но что характерно, то же самое отношение наблюдается и в "православных" семьях, усвоивших все внешние атрибуты благочестия.

Для сравнения: в моем советском детстве мне в семье никогда бы не позволили назвать учительницу "маразматичкой" - хотя мое воспитание было довольно "демократичным", и во многом, пожалуй, излишне демократичным. Притом, что я не была образцом пиетета перед старшими, все-таки помню резкие одергивания (казавшиеся до глубины души обидными): "Ты и твое поколение сами еще ничего не сделали в жизни, чтобы так говорить о старших". Нет, все-таки меня воспитывали довольно "патриархально", чему я сейчас, в общем-то рада.

А вот "новые православные", начисто лишенные иерархического сознания - это прямо-таки бич. И типологически все то же самое: внешние атрибуты благочестия, нередко подкрепленные солидной богословской подготовкой - и нескрываемое чувство превосходства над старшими, присвоение права судить и высокомерно поучать их.

Для одних "маразматик" - школьный учитель, для других - настоятель храма, в коем ревнитель благочестия алтарничает, для кого-то - правящий архиерей епархии. Не буду утверждать, что начальство всегда право - я так не считаю. Но в том-то и беда, что у людей, считающих себя воцерковленными, воспитана внутренняя готовность отвергнуть и осмеять опыт старшего, если он хоть в чем-то не совпадает с их собственными представлениями. Не в этом ли значительная часть причин как личных уходов из Церкви, так и новых расколов, беготни по юрисдикциям? Разумеется, все это прикрывается рассуждениями о безблагодатности той или иной юрисдикции. Конечно, везде есть свой негатив, и нередки трагические стечения обстоятельств, когда человека буквально ломают не по воле Божией, а по дурости человеческой, и ему нет другого пути, как уйти, - но все-таки очень много бед от того, что люди, сами напрочь лишенные иерархического сознания, внедряются в структуру, по определению иерархичную.

Разве не должны быть законом для ревнителей благочестия слова апостола Павла: "Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякой чистотою. Вдовиц почитай, истинных вдовиц" (1 Тим. 5, 1-2)? И на что указывает распространенное ныне покровительственное обращение молодых благочестивцев "на ты" к старушкам, прожившим жизнь? - Скорее всего, на то, что сам благочестивец в своей семье привык относиться к бабушке, как к прислуге, а родители для него - "предки" или "шнурки".

Каков общий вывод? Если такое отношение к старшим в сознании укоренилось, рано или поздно оно распространится и на Отца Небесного: как только Его воля пойдет вразрез с собственной волей "ревнителя благочестия". Америки я, конечно, не открыла, но лишний раз напомнить прописные истины (особено в эпоху освобождения от орфографии) бывает тоже полезно

благочестие, Церковь, наблюдения, преподавательское

Previous post Next post
Up