Геоглифы перуанской пустыни Наска всемирноизвестны.
Много «копий ломалось» и «билось горшков» в спорах и прениях о тайне этих гигантских изображений.
Впервые эти рисунки были описаны в 1548 году, но многие годы никто не обращал на них серьезного внимания. Возможно это было связано с тем, что хорошенько рассмотреть их можно только с высоты.
В самом деле, внимание учёных эти рисунки привлекли в сороковых годах ХХ века благодаря полётам над ними в самолёте гидролога Пола Косока.
А спустя двадцать лет Эрих фон Деникен принялся всерьёз доказывать, что поскольку оценить эти гигантские рисунки возможно только с воздуха, что помимо изображений там немало и просто прямых линий ведущих в-никуда, и что их творцы преследовали вполне практические цели, то...
...рисунки Наска были посадочными сигнальными полосами некоей инопланетной цивилизации-культуртрегера.
Вообще, Деникен наблюдателен. Он очень верно обратил внимание на особый интерес древних перуанцев к Поясу Ориона, на увлечённость астрономией мезоамериканцев... Очень много ярких аргументов привёл когда-то этот творческий швейцарец. И за полвека круг его адептов не уменьшился!
Самые осторожные из них пишут об индейских полётах на аэростатах.
Однако, перефразируя мистера Холмса, вынужденны заключить:
«..вместо того чтобы поставить "плюс", он поставил "минус"..»
Как
констатировала Галина Ершова, "Древние перуанцы, жившие в долине рек Наска и Акари с 400 г. до н.э. по 450 г. н.э., и не подозревали, сколько радости доставят их скромные труды на благо собственных богов далеким потомкам спустя две тысячи лет".
Впрочем, обо всём по порядку...
Вот как пишут об этом на ресурсе
indiansworld.org:
...Около 2000 лет назад одна из малоизученных южноамериканских цивилизаций создала эти загадочные изображения. Просторы перуанской пустыни Наска напоминают листы огромного этюдника. Красные породы пустыни украшают свыше 100 изображений известных растений и животных, просто геометрических фигур, а также россыпь непонятных, не связанных друг с другом прямых линий. Существует множество теорий, объясняющих их смысл и отвечающих на вопрос, зачем вообще они были нарисованы, однако их истинное предназначение до сих пор остается совершенной загадкой.
[...]
Все рисунки на территории пустыни выполнялись одним и тем же способом:
поверхностный слой красноватой породы непрерывной линией процарапывался до появления лежащей под ним бледно-желтой породы. Судя по всему, делалось это вручную.
+ [Одна из особенностей рисунков Наска - все они выполнены одной линией, которая нигде не пересекается. Роспись плато выполнялась в несколько приёмов: многие геометрические фигуры пересекают более сложные фигуры, частично зачеркивая их].
Темы рисунков можно подразделить на две категории: это фигуры и линии, причем последние либо парные, как трамвайные пути, либо образуют геометрические формы. И поскольку во многих местах они прочерчены поверх рисунков, очевидно, что сперва были выполнены именно рисунки.
Это изображения листьев и веток различных растений, фигур животных и птиц, а также непонятных существ, например человека с головой совы и птицы с невероятно длинной, как у змеи, шеей.
Линии же настолько прямы, что возникает предположение, что для их проведения применялись шесты, которые укладывались «на глазок». Даже если это так, все равно остается загадкой, как удалось рисовальщикам так точно придерживаться замысла и достичь эффекта ровных линий на столь больших расстояниях.
Датируются рисунки Наска периодом между 500 годом до н.э. и 500 годом н.э.;
возможно, это произведения индейцев наска, населявших районы Перу до образования империи инков.
Наска были земледельцами и обрабатывали плодородные равнины вдоль тихоокеанского побережья Перу. Они не оставили потомкам никаких свидетельств существования у них письменности: все известные о них факты были получены благодаря изучению мест захоронений наска и обнаруженных в них предметов.
Столь отрывочные сведения о культуре индейцев наска не объясняют, зачем они с таким упорством разрисовывали пустыню.
По одной из версий, линии были древними магистралями, что мало вероятно, поскольку многие из них неожиданно обрываются на вершинах холмов.
Наиболее популярная гипотеза была предложена
д-ром Полем Косоком, считавшим, что все эти фигуры и линии представляют собой «крупнейшую астрономическую книгу мира».
Его точку зрения разделяет и
д-р Мария Райхе.
Она предположила, что эти изображения показы вали расположение звезд и созвездии в разные времена года и использовались древними наска для определения точного времени вспашки, сева и других важных этапов земледельческого цикла. Клювы некоторых изображенных птиц, например, указывают на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния.
Тот факт, что линии можно отчетливо рассмотреть только с воздуха, вызвал появление теории о том, что во времена их создания индейцы наска будто бы умели летать или по крайней мере парить над землей.
Но хотя эта фантастическая идея не столь уж и невероятна - на гончарных изделиях встречаются рисунки, изображающие нечто среднее между воздушным змеем и воздушным шаром, - она не объясняет, зачем понадобились индейцам наска эти рисунки и линии.
Аэросхема геоглифов Наска и близлежащих центров древнего населения региона
Продолжим
ремарками Юрия Зубрицкого:
...Одной из загадок цивилизации Наска являются многочисленные полосы, прочерченные на земле.
Они проходят в различных направлениях, многие из них прямые и параллельны друг другуг другие криволинейные, зигзагообразные. Из пересечения некоторых полос возникают различные геометрические фигуры, а кое-где можно разглядеть изображения паука, рыбы или птицы.. Фигуры наземных животных в общем напоминают росписи насканских сосудов. Порой изображения живых существ настолько стилизованы и схематичны, что их трудно отождествить с реальными представителями животного мира Перу. Некоторые полосы достигают колоссальных размеров - до 8 км! В наше время комплексы этих полос были увидены лишь с самолета.
Было высказано много догадок и гипотез в отношении «наземной росписи» Наска, включая и весьма маловероятные и неправдоподобные о возможности использования насканцами летающих ящеров.
Другая «гипотеза» заключается в том, что эти полосы не что иное, как опознавательные знаки, оставленные пришельцами с иных планет.
Очевидно данная проблема действительно имеет отношение к космосу, но только с иной стороны: параллельные полосы - это своеобразный календарь, и в зависимости от того, за какую из полос закатывалось солнце, насканские жрецы определяли время года и назначали сроки сельскохозяйственных и иных работ сезонного характера.
Какая-то часть полос (в том числе и изображения фантастических существ) имела, возможно, ритуальный или военно-ритуальный характер: по этим полосам выстраивались участники религиозных процессий или воины.
Кстати, полосы видны не только с «птичьего полета», но и с некоторых точек в окрестных горах.
...Итак, в шестидесятые годы Наска связывалась с двумя теориями:
"Палеоконтакты с пришельцами" (версия Эриха фон Деникена) и "календарь/астролябия" (чуть более ранняя версия Косака). Что же подтолкнуло американского учёного к астрономическим выводам?
Проанализировав материалы аэрофотосъемок тридцати долин, Пол Косак попытался найти объяснение геоглифам и пришел к выводу, что они могли быть знаками Зодиака, символизировавшими движение солнца и луны от восхода до заката.
Подобное предположение не выглядело абсурдным, поскольку само распределение отдельных фигур как бы по периметру вокруг пустого пространства наводило на эту мысль. Кроме того, он обнаружил линии, связанные с направлениями на солнце в дни солнцестояний и равноденствий.
Немецкий исследователь Мария Райхе пришла к выводу, что пропорции и размеры рисунков подчиняются строгим математическим закономерностям, хотя и были созданы созданы в разное время. Она обратила внимание, что рисунки Наска состоят из набора базовых элементов, которые воспроизводятся в похожей геометрии, хотя и имеют разные размеры.
И на основании этого сделала вывод:
«Геометрические фигуры производят впечатление зашифрованного текста, в котором одни и те же слова иногда обозначены огромными буквами и иногда малюсенькими значками».
Гипотетически такой вид может иметь карта-схема звездного неба, в которой древние созвездия могут изображаться не только зооморфными фигурами, но и геометрическими линиями (трапециями и треугольниками). Сделав предположение, что создатели рисунков изначально делали небольшие эскизы, которые затем переносили в нужных увеличенных пропорциях на местность, Мария Райхе нашла эти эскизы на скалах. Она нашла и координатные точки, роль которых выполняли вбитые в землю деревянные колья, служившие для переноса рисунков на местность.
Радиоуглеродный анализ дерева показал, что они относятся к шестому - первому веку до н.э, и имеют приблизительно такой же возраст, как и остатки поселений культуры наска, находящиеся в этом районе.
Мария Райхе выдвинула тезис, согласно которому для древних народов Наска это был календарь (картина звёздного неба), по которому узнавали приход осени и весны, сроки сбора урожая и посева.
Астрономическую аргументацию в итоге снял Дж. Хокинс.
К чести Марии Райхе, она не настолько свято убеждала общественность в «обсерваторной» задумке наскских художников, как ей сейчас приписывают.
Райхе вполне отдавала отчёт, что эти рисунки не были предназначены для всеобщего обозрения.
При этом, их можно было рассмотреть с высоких точек - культовых мест древности.
«Всюду, в том числе в археологической литературе, непременно говорится о том, что рассмотреть геоглифы можно в лучшем случае с высоты птичьего полета, - заявляет археолог Карстен Ламберс. - Это не так! Достаточно побывать в данной местности, чтобы убедиться, что эти знаки хорошо видны и с земли».
Однако идея Марии Райхе в свою очередь страдала изрядным практицизмом:
«Невидимые с земли знаки обеспечивали сохранность усыпальниц от разграблений.
Наверняка у жрецов имелся на малых листах план всей местности с рисунками и подземельями, по которому жрецы могли определять местонахождения подземных технических и культовых сооружений, места входов в подземелья.
Увидеть рисунки и знаки пустыни Наска можно в наше время с соседней горы в определенное время года и час. Сюда древний народ приходил в определенное время так же, как наши современники ходят на кладбище к своим умершим близким, пообщаться с их душой и духами предков».
Начиная с 70-х годов исследования велись уже в совершенно ином направлении.
Никто из специалистов не сомневался в том, что Пампа была культовым центром.
Т. Моррисон предположил, что линии могли быть священными дорогами, а пустые пространства - местами отправления культа. Сами фигуры должны были воплощать мифических божеств и духов-животных. Это убеждение подкреплялось и существованием в доколумбовом Перу такого понятия, как уака.
Термин уака (священный объект) не является определением предмета. Под уака могут подразумеваться и фигурки, и места поклонения, и памятники, и духи воздуха.
Инки называли уака всю систему разветвленных дорог вместе с культовыми объектами.
Уака служили местом поклонения следующим образом: вдоль всего пути располагались специальные пункты, как, например, горный перевал или место стоянки. Они отмечались кучей камней. Это сооружение почиталось как уака. Каждый проходящий клал туда свой камень или комочек из жеваных листьев коки.
Возможно, что древние обитатели Наски не ограничивались выявлением естественных священных мест, а создавали их специально, приспосабливая для отправления культов.
Вместо каменных храмов они создавали святилища из линий в двухмерном пространстве.
Дж. Рейнхард подметил, что некоторые треугольники ориентированы на вершины близлежащих гор, откуда следовало ожидать спасительную воду, о чем повествуется в многочисленных мифах. С водой были связаны и «центры в форме звезды».
[...] Поскольку вода имела первостепенное значение для жителей пустыни, Рейнхард считает, что и культы должны были быть связаны, прежде всего, с водой и плодородием.
Обобщая все проведенные исследования, Майкл Ко высказал мнение о том, что сами фигуры могли играть роль своеобразных «ритуальных дорог» или «храмов под открытым небом».
Они создавались в двухмерном пространстве, где, «как и во всяком святилище, проводились многочисленные обряды», прежде всего связанные с водой, так как большинство центров фигур так или иначе связано с водными источниками.
Г.П. Ершова отмечает, что "...было бы неверным все сводить лишь к воде.
Судя по тому, что
самый ранний памятник представляет собой устремленное от моря к небу мировое древо, логично предположить, что здесь проводились и культовые практики единства племени, связанные с поклонением божественным предкам, решением социальных проблем и, возможно, прорицаниями.
Возможно, что каждая из фигур соответствовала одному из родов племени".
Нам пока неизвестен автор
очерка на ec-dejavu.ru.
Меж тем, его наблюдения превосходно аргументируют несостоятельность доводов сторонников «палеоконтактов» и «звёздного менторства»! Цитируем:
"...Первым исследователем рисунков плато Наска был Пол Козок, который занялся их систематизацией и изучением еще в 1939 году. Он обратил внимание на то, что некоторые из линий указывают на отдельные звезды и созвездия фиксируют разные фазы Луны, а также точки восхода и захода солнца.
Совместно с профессором Мазотти из Перуанского военно-географического института П. Козок выдвинул гипотезу, что рисунки и линии Наска - это гигантский астрономический календарь.
Доктор Филлис Питлуги после изучения взаимного расположения звезд в Наска пришла к выводу, что изображение паука задумано как диаграмма гигантского звездного скопления в созвездии Ориона, а сопрягающиеся с этой фигуры прямые, как стрела, линии характеризуют изменение склонения трёх звезд в Поясе Ориона.
Десятки лет интерпретация рисунков в Наска, основанная на их возможной связи с астрономическими календарями, разделялась многими учеными, пока проверкой гипотезы не занялся известный американский астроном Джеральд Хокинс, автор монографии «Разгадка тайны Стоунхенджа».
Применив ту же компьютерную программу, которая была использована при исследовании Стоунхенджа, с поправкой на широту плато Наска, Дж. Хокинс убедился, что лишь неполных 20 процентов линий на плато Наска указывают на Солнце или Луну. Что же касается звёзд, то здесь точность направлений вообще не превышает случайного распределения чисел.
«Компьютер вдребезги разбил теорию звездно-солнечного календаря,- вынужден был признать Дж. Хокинс. - С горечью мы отказались от теории астрономического календаря».
Желание увидеть в рисунках Наска древнюю обсерваторию и тем самым получить возможность систематизировать, упорядочить то, что сегодня представляется хаотично разбросанными изображениями, - понятно. Непонятно столь сильное огорчение Дж. Хокинса.
Гипотеза не подтвердилась, однако культура Наска не стала от этого менее культурной, как не могла она стать и более культурной при положительном результате исследования. Таких словосочетаний сегодня в истории культуры не существует. Культура Наска была, есть и будет культурой Наска - индивидуальной и неповторимой, как и любая другая древняя культура.
Наиболее опасным заблуждением К. Леви-Строс считает формулу ложного эволюционизма, когда различные существующие состояния человеческих обществ толкуются как разные стадии, или шаги, единого процесса развития цивилизации, движущейся к одной цели.
Мы не можем, например, сравнивать Стоунхендж и рисунки Наска, исходя из посылок "получилось" и "не получилось". Это будут ложные, посторонние идеям обеих культур, посылки.
И люди эпохи энеолита, и индейцы Наска не были знакомы с идеей прогресса.
Их принципиальное отличие от технически развитых цивилизаций не в том, что они не развивались, а в том, что история их развития не сопровождалась кумуляцией изобретений, но ориентировалась на сохранение изначальных способов установления связи с природой.
Столь же давно, как и формула К. Леви-Строса, известна аксиома А. Я. Гуревича: «Мы должны задавать людям прошлого наши вопросы, и получать их ответы».
Это означает, что, знакомясь с древними текстами, необходимо, в первую очередь, учитывать особенности той картины мира, которая была актуальна для авторов текстов и которая, как правило, принципиально отличается от современной картины мира.
Это означает, что при встрече с иной культурой наше восприятие всегда подвержено опасности исторической аберрации - например, мы можем, иногда неосознанно, навязать людям прошлого наши проблемы, увидев в их действиях, в их текстах попытку решить эти проблемы.
Примером исторической аберрации является стремление увидеть в изображениях Наска послания внеземным цивилизациям. Но сама мысль о существовании таких цивилизаций должна быть основана на предположении о наличии в космосе по меньшей мере двух систем - изолированных и не знающих о существовании друг друга. Эта идея не органична картине мира традиционного общества.
В модели мира этого общества космос - целостная, упорядоченная, самодостаточная система;
в мифах космос - тело первочеловека или дом (одно из значений греч. κόσμος - "государственный строй"; слав. *mirъ (рус. мир) это мир-община как проекция мира-космоса).
В космосе, как и в доме, есть разные помещения (уровни), и есть двери , через которые в ритуально отмеченное время происходит общение живых с предками и богами.
Это общение в одном пространстве.
«Чертёж Вечности» (обнаружен около десяти лет назад в округе Пальпы)
см.:
http://www.itogi.ru/archive/2004/35/75411.html Небо и звезды - высоко, однако земная и небесная история соединены в одном мифе: люди перемещаются на небо и становятся звёздами; на небе живут культурные герои и боги-звёзды; у селькупов Млечный путь - след движения мифологического персонажа;
в мифологиях американских индейцев широко распространен мотив "жены небесного светила" (в мифах этого типа рассказывается о женщинах-индеанках, которые захотели стать женами двух звёзд).
Несомненно, рисунки Наска были связаны с ритуалами.
Здесь обнаружено около 100 лабиринтообразных фигур, а важная роль лабиринта в ритуале зафиксирована у многих народов.
Индейцы изображали лабиринт на стенах построек, на скалах, в вышивке, на культовых предметах.
В некоторых традициях лабиринты отмечают входы в подземный мир,
часто в лабиринтах и в связанных с ними ритуалах отражалась идея о связи неба (Солнца) и подземного мира.
Рисунки птиц и животных могли изображать тотемных предков,
и не исключено, что рисунки являются земной проекцией наблюдаемых на небе созвездий-предков.
Рисунки Наска можно и нужно интерпретировать как послания,
однако эти послания написаны на языке, предназначенном для общения людей и богов ( своих богов ), на языке, хорошо понятном и тем и другим.
Возможно, рисунки Наска выполняли магические функции, наряду с песчаными рисунками (гораздо меньшего размера) в традиции ика (последние использовались индейцами навахо при врачевании, в ритуалах вызывания дождя и т.п.).
Изображения, исполняемые древним человеком, можно рассматривать как ритуал, в ходе которого отдельные, хаотично разбросанные точки, соединяются одной линией, «единой чертой кисти», и образуют мировой пейзаж-текст.
Неискушенному зрителю этот текст доступен лишь с изнанки (так с обратной стороны ковер - хаотическое сплетение узлов и линий, которые образуют упорядоченный узор на лицевой стороне).
Художник видит ту сторону текста, на которой горы соединены с водами, небо - с землей, человек - с богами, насекомыми, травами и животными.
Художник видит точки «органического резонанса», всеобщую связь всех предметов, тел, явлений, переплетение всех судеб. Художник пишет тексты на теле Земли, Неба и на своем собственном теле.
Он находит связь между этими текстами. Он читает их как один Текст."(...)
Замечательные наблюдения озвучивает многократно цитируемая нами Галина Ершова.
Так,
она обращает внимание, что
"...Сами гигантские фигуры выполнены с соблюдением местных изобразительных традиций и представляют животных, принадлежащих, в основном, данной экосистеме: рыбы, рептилии, паук, множество птиц.
Однако обезьяна не очень типична для засушливой пустыни и выглядит неким заимствованием или из Амазонии, или… из странного ольмекоподобного культурного пласта.
То же самое можно сказать и о ягуаре.
Некоторые исследователи полагают, что фауна побережья периодически менялась в связи с действием феномена Эль-Ниньо, о чем уже не раз упоминалось.
Так или иначе, все представители животного мира, запечатленные в Пампе, встречаются в изображениях на сосудах и на знаменитых тканях Наска. Более того, сам геометризированный стиль вновь возвращает нас к технике выполнения рисунков на тканых полотнах".
"Оказалось, что контур каждой фигуры был выполнен из непрерывной линии. Кривые линии, составлявшие фигуры, складывались из сегментов кругов, центры которых отмечались с помощью камня, размер которого точно соответствовал одной сотой радиуса.
При этом каждая из фигур имела в своем непрерывном контуре один-единственный разрыв, к которому вел, как правило, своеобразный коридор. Случайно или нет, но эти входы практически во всех случаях размещались на уровне гениталий изображенной фигуры.
Все фигуры примыкали к остальным в основном через эти самые окна или же находились в непосредственной близости с ними.
Если оценивать композицию в целом, то оказывается, что все рисунки расположены по краям плато, а некоторые из них пересечены линиями."
Западные учёные тоже обратили внимание на наличие «входов» в эти фигуры.
Более того, стандартная ширина контура - около 40 см.: расстояние между следами идущего человека!
В этой связи сейчас активно проверяется гипотеза ритуальных шествий или даже пробежек (в инициационных или мистериальных целях)...
Г. Ершова соглашается, что здесь должна была иметь место мистерия-проход:
"Руководил действом, конечно же, верховный жрец. Он определял час, и тогда группа людей входила через коридор внутрь той или иной фигуры, начиная планомерный обход, сопровождающийся молитвами и подношениями.
Внутреннее пространство каждой из фигур представляло собой и своеобразный лабиринт с одним-единственным направлением: спираль хвоста обезьяны, оперенье крыльев и хвост птицы, лапки паука или лягушки.
Таким образом, члены родовой общины обходили запутанное и замкнутое пространство тотема-прапредка.
Вход, как это принято, являлся инициацией, а выход - новым рождением.
И тогда становится понятным, почему местом входа и выхода становятся детородные органы, по всей очевидности, женские - изображения мужских гениталий нет даже у обезьяны.
[...]
Попробуем представить себе этот ритуал. Человек из рода обезьяны в обезьяньей шкуре выходит на широкую полосу-дорогу, от которой отходит «коридор» к фигуре обезьяны.
Пройдя через женские гениталии, он входит внутрь фигуры, обходит контуры тела: ноги, живот, руки, голова, спина. Наконец, добирается до хвоста-лабиринта и сначала движется к центру спирали по часовой стрелке, а затем возвращается в противоположном направлении к месту возрождения.
Воплотившись в обезьяну, он выходит (рождается) из «тела праматери» на свет и делает несколько прыжков по зигзагообразной линии во всех направлениях, имитируя обезьяньи скачки.
Мы смоделировали некий «микроритуал», который вполне мог проходить в пределах одной фигуры.
Он характеризует цикличность существования человека в пространстве и времени.
Обычно такие представления у разных народов связаны с лунными циклами.
Однако существовали и более масштабные действа - на уровне сети геометрических линий - дорог.
И здесь мы уже сталкиваемся с линейным временем и линейным пространством, что указывает на революционный переход к солнечному календарю. Как уже упоминалось, эти линии пересекались в нескольких «центрах в форме звезды», искусственно возвышавшихся над плоским рельефом Пампы.
Возможно, что это была своеобразная карта звездного неба с положениями Млечного Пути. Возможно, что древние использовали и свою, недоступную нашему пониманию, кодировку собственного пространства и времени.
В любом случае, это было воплощение той модели мира, в которой жили индейцы Наска.
И совершенно очевидно, что рисунки в пустыне считались культовым местом, и потому обряды должны были быть наполнены магическим и духовным содержанием.
Как считают некоторые исследователи, например француженка Вероника Готье, между «центрами» перемещались также некие энергетические потоки. Широкие полосы, куда стекались многочисленные линии, играли роль своеобразных конденсаторов. Они сначала притягивают энергию, затем концентрируют и направляют её.
Серия параллельных линий может иметь усиливающий или защитный эффект, предохраняющий замкнутое пространство путем фильтрации проникающей в него энергии. Композиции из двух параллельных линий могли действовать по принципу электрического провода для циркуляции потоков энергии.
При проведении обрядов линии превращались в пути перемещения человека, который таким образом вливался в эти энергетические потоки. Следуя по этим «священным дорогам», он достигал специфического духовного и психического состояния, присущего человеку, находящемуся в церемониальном центре."
Итак, первые полёты в космос давно миновали, романтический флёр выветрился, и уже вовсе необязательно привлекать очередных гостей с Пояса Ориона для объяснения удивительных находок древности...
Но как справедливо
заключает Андрей Шаранов,
"Мастерство «нейрохирургов» Паракаса и «геодезистов» Наска, оставивших на земле гигантские геометрические фигуры, изображения птиц и животных, остаются одними из самых интригующих загадок истории не только Южной Америки, но и всего человечества".
И
это логично:
"...как в Паракасе жрецы-нейрохирурги хранили тайны черепных трепанаций, так в Наска каста посвященных архитекторов ревностно оберегала секреты рисунков Пампы. Но поскольку эзотерический опыт передается лишь от посвященного к посвященному, то слишком тайные знания обречены на то, чтобы постепенно превратиться в очередную головоломку для археологов."
См. также:
* wiki:
Геоглифы Наски* wiki:
Nazca Lines*
Линии Наска - мистические картины (и ещё
здесь (10-2004))
*
Рисунки в пустыне Наска, пирамиды Кауачи и некрополь Чаучилья*
Рисунки пустыни Наска. Кауачи, Перу. Плато Наска на карте, фото, видео
*
Археологи окончательно разрешили тайну пустыни Наска*
Наска - за гранью логики* Наска.
Тайны пустыни Наска*
Культура Наска - наследница культуры Паракас* чудный очерк с ec-dejavu.ru:
Наска*
Тайная геометрия // ИТОГИ. - №35 / 429 (30.08.04) [новые "чертежи" на плато Пальпа]
*
Рисунки Наска: земные проекции звёздных тотемов?*
Теории плато Наска*
Мария Райхе и геоглифы пустыни Наска (ещё здесь:
http://chudinov.ru/naska/)
* ЖЖ:
Наска. Мария Райхе* Kosok P., Reiche M. Ancient Drawings on Desert of Peru. - Archaeology, v. 2, N 1, 1949. P. 206-215.
астронавтика и конспирология:
* Эрих Фон Деникен.
Глава 7. КАРТИНЫ ДЛЯ БОГОВ // «Колесницы Богов»
* ещё одни "
Картины для богов"
* Элфорд Алан.
Линии Наска // «Боги нового тысячелетия» (1996)
* Жуков Андрей.
Таинственное послание со всеми неизвестными. (В аду замороженной математики // Журнал "Саквояж СВ", N 6, 2006)
*
Nazca Lines - Landing Strips - Astronaut - Nazca Culture*
Таинственные рисунки в пустыне Наска*
Плато Наска