Этнокультурные процессы в Перу на рубеже эр

Apr 09, 2014 16:09


Данный экскурс является отчасти компиляцией из нескольких аналитических очерков, отчасти - выводами составителя.


Итак, между расцветами прото-цивилизационного общества Чавин и раннецивилизационной державы Мочика в Центральных Андах существовало несколько замечательнейших народов, оставивших свой яркий след. Как же они соотносятся друг с другом?

Так, цитируемая нами несколько раз Галина Ершова уверена, что Чавин обладали широкой хронологией и обширным наследием: иными словами, культура Паракас черпала свою идеологию именно от них. Впоследствии же передала традицию народу Наска, обитавшему южнее и позднее Паракаса.
(впрочем, исследователь отмечает смену населения, а как следствие - и идеологии в регионе)

Западные специалисты ставят между Чавин и Паракас чёткую временную и этническую границу. Но при этом памятники Паракас и Наска для них были созданы единым народом. Которому, кстати, принадлежат и святилища в Кохуаче и Эстакорей.

На самом деле окончательного ответа нет до сих пор.
Но мнения высказываются самые разные. Вот, в частности, ещё одно:


Главные очаги цивилизации, известной ныне под названием Паракас, находятся к югу от современной перуанской столицы [Лима]. На ранних ступенях развития Паракаса особенно ощутимо сказывается культурное влияние Чавина, но и позже сохраняются мотивы: кошачьих (ягуара) и кондора в изобразительном искусстве Паракаса. Во все периоды своей истории данная цивилизация в отличие от Чавина никогда не занимала большой территории.


Археологи различают два основных периода в истории цивилизации Паракаса: более ранний «Паракас-пещеры» и более поздний «Паракас-Некрополь». Долгое время среди зарубежных ученых существовало мнение, что Паракас был лишь священным центром и местом захоронения. Однако исследования перуанского ученого Ф. Энгеля убедительно доказали, что Паракас во все периоды своего существования был также и населенным пунктом.

Культура Паракас достигла больших высот.
Особое восхищение вызывают ткани Паракаса. Ни в одной части Земного шара в столь ранний период искусство ткачества не достигло такого совершенства, как в Паракасе. Паракасские ткачи использовали самые разнообразные материалы и удивительную для той эпохи технику ткачества.
[...]
Паракасские ткани привлекают к себе внимание разнообразием своих узоров и сюже­тов.
[...]
На них можно обнаружить целые таинственные сцены с участием большого количества существ, трудно идентифицируемых с реальными представителями животного мира земли. Видимо, эти изобра­жения запечатлели переход от тотемических верований к «очеловеченным» культам.
Отсюда такие странные сочетания, как рыба с лицом человека.

Паракасцы, как и чавинцы, придерживались, по всей видимости, концепции если не единого, то по крайней мере всемогущего божества, повелителя судеб человека и всего сущего.
Что касается «содержания» самих сцен, то высказываются предположения, что они представляют собой разновидность пиктографического письма, т.е. содержат рисуночное «повествование» о каких-то событиях из жизни паракасского общества или же сюжеты из его мифологии.



знаменитый паракасский «канделябр» / «Мировое Древо»
Г.Ершова допускает что перед нами - дендроморфная генеалогическая схема:
«Судя по тому, что правая ветвь древа содержит удвоенное количество симметричных элементов по отношению к левой, можно предположить,
что весь символ отражает родовую структуру племени, основывавшуюся на принципе заключения брачных союзов по схеме 2 рода + 1 род.
Если говорить проще, то эта схема означала такие отношения, когда мужчины двух племен могли брать в жены
только девушек из третьего племени»

При всем многообразии объектов изображения (в том числе и чавиноидных) на паракасских тканях превалирует все же морская тематика: рыбы, часто змеевидные, иногда рыбовидные змеи, осьминоги, крабы. Эти отдельные элементы иногда сливаются (в полном соответствии с чавинскими традициями) в единую целостную фигуру какого-то божества, в чем, как указывалось выше, нетрудно распознать отражение процесса перехода от примитивного тотемизма к более абстрактным формам языческих верований.


[...]
Совершенно очевидно, что достижения паракасских ремесленников и ученых оказались возможны лишь при условии отделения ремесла от земледелия на основе значительного развития последнего. [...] Как и в чавинском обществе, мы видим в Паракасе наличие условий для появления прибавочного продукта, для раскола общества на классы и становления государства. Однако можно предположить, что в отличие от Чавина общественно-политическое устройство Паракаса было не деспотическим, а скорее всего олигархическим или даже демократическим.
Такое предположение отнюдь не носит категоричный характер, поскольку оно покоится на косвенных данных, например на ярко выраженном политеизме паракасцев, на большом разнообразии стилей и жанров их изобразительного искусства и т.д.


[...]

Первая половина I тысячелетия н.э. является периодом становления третьей древнейшей перуанской цивилизации - цивилизации Наска, распространившейся в том же самом районе, что и Паракас, но в значительно более широких границах.

Экономической основой этой цивилизации также являлись производство сельскохозяйственных культур (маис, арахис, фасоль, тыква) и широко развитое рыболовство.
Если становление государства у насканцев можно считать свершившимся фактом, то о конкретной форме их общественно-политического устройства сказать что-либо определенное нельзя. Можно только предполагать, что, не будучи деспотией, государство насканцев было либо теократическим, либо олигархическим, либо демократическим.



пирамида культового комплекса Кауачи
Серьезное изучение насканской культуры начато сравнительно недавно; многие объекты её исследованы совершенно недостаточно, в том числе такие, как город Кауачи, бывший, по мнению некоторых ученых, столицей насканского общества. В центре этого города на холме возвышался храм высотой более 80 м.
Храмы найдены и в других насканских пунктах - Эстакери, Уака-дель-Лоро, Трес-Палос. Все они исследованы поверхностно.




Жрецы Наска: древний астроном и мастер церемоний
(реконструкция с http://hiddentreasures.peru.travel/behind-the-scenes-wardrobe.html)

Будучи преемниками паракасской культуры, столь прославившейся своими тканями, насканцы сумели в значительной мере сохранить наследие своих предшественников. Они также применяли различную и довольно сложную технику для изготовления тканей и ковров.
Вышивки и рисунки на тканях изображают птиц, рыб, растения, божества с кошачьими чертами, крылатые антропоморфные фигуры. Гамма красок на отдельных тканях включает до 15 цветов и оттенков. И всё же изделия эти уступали замечательным шедеврам паракасских тканей.
Несколько вперед по сравнению с паракасцами продвинулись насканцы в обработке полотна.




Цветные ткани Наска


Насканский стиль в раннем Уари (VIII-IX вв.)


Главное достижение насканской культуры - замечательная полихромная керамика.

Формы и размеры насканской керамической посуды с течением времени меняются, но дело но в них, а в тех изображениях, которыми она украшается. Нанесенная на керамическую посуду роспись - настолько характерная и важная черта насканской цивилизации, что именно она берется многими учеными за основу её периодизации.

Различают несколько этапов в эволюции росписи сосудов.
Первые два этапа рождаются и протекают ещё в лоне культуры Паракас, представляя собой часто перенесение на сосуды сюжетов и фигур, изображенных па паракасских тканях.




Лишь начиная с третьего этапа (на стыке III и IV вв. н.э.) изображения на сосудах - роспись и довольно редко скульптура - свидетельствуют о том, что отпочкование культуры Наска от угасающей цивилизации Паракас стало свершившимся фактом.
Второй-четвертый этапы характерны строгостью и реалистичностью.
Начиная с пятого этапа (примерно со второй четверти VI в.) строгость и простота изображений постепенно сменяются затейливостью, вычурностью, отходом от реалистической линии.
Седьмой этап (начало второй трети' VII в.) открывает эпоху упадка насканского искусства росписи и скульптурной обработки керамики.
В конце же девятого этапа (IX в.) насканский стиль как бы растворяется в новом художественном стиле, который несет с собой культура Тиауанако.

Крайне многообразна тематика насканских росписей.
Из животного мира широко представлены птицы, очень часто морские. Затем идут морские животные: рыбы, китообразные. Нередко можно увидеть изображения змей, в том числе и двухголовых, знакомых еще по Чавину.
О Чавине нам напоминают и изображения кошачьих, встречающиеся наряду с такими новыми персонажами, как лисы, броненосцы. Весьма разнообразны изображения; людей, а также восходящих к Паракасу и Чавину фантастических существ - уже известных нам человеко-ягуаро-птиц, хотя и в повой манере письма. Многие сосуды украшены оригинальным и богатым многоцветным геометрическим орнаментом с использованием кривых линий, прямоугольников, кругов, овалов, дуг, точек.




Сосуды с изображением существа с кошачьими чертами [«Лунный кот» или «Зверь Рекуай»].
(Культура Наска. Музей изобразительных искусств. Лима)
...

Вскользь мы уже упоминали замечательные пирамидальные конструкции Кауачи и Эстакорее.
Пару слов стоит сказать и об этих внушительных памятниках из кирпича.




Прилагаем небольшой очерк:


Вслед за Паракасом, очевидно в середине II в. до н.э., на сцену перуанской истории вступают индейцы культуры Наска. В отличие от своих предшественников они жили не на берегу моря, а в нескольких южноперуанских долинах.

Главным центром этой цивилизации были долины рек Ика, Писко и Наска, примерно в 60-80 км от побережья Тихого океана, т.е. южнее «полуострова мумий».
[...]
Каменных строений культуры Наска почти не сохранилось.
[...] Для цивилизации Наска характерны большие пирамиды из адобов.
В главном городе Наска - Кауачи, на среднем течении реки Наска, обнаружены ступенчатые платформы до 20 м высоты, на вершинах которых были возведены комплексы из прямоугольных помещений.
[...]
Города в долине реки Ика возникли вскоре после появления культуры Наска. Все они расположены по преимуществу в долинах рек, пересекающих прибрежную полосу пустынь. В долине реки Акари они были построены в период завоевания этой территории насканцами.
Но ни долина реки Ика, ни долина реки Акари не были местонахождением столицы насканского общества. Сейчас уже не приходится сомневаться, что ею был большой город, воздвигнутый, по-видимому, в раннем периоде в долине реки Наска.

Речь идёт о прославленном ныне центре Кауачи
[...]
...Здесь обнаружены шесть пирамидальных холмов - другими словами, к естественным холмам были пристроены террасы, а все сооружение выложено каменными глыбами. К этим пирамидам примыкали дворы и постройки.
[...]


руины Кауачи


и их примерная реконструкция в 3D
Вокруг располагались площади, дворы, строения с низкими стенами из кирпича-сырца и захоронения. В пределах этого церемониального центра было обнаружено множество великолепных глиняных сосудов, многие из которых были изготовлены в Кауачи.
Вместе с тем стало неожиданностью и множество изделий неместного происхождения.
По всей видимости, их приносили с собой паломники, стекавшиеся из самых удаленных уголков в этот важный церемониальный центр.

Наряду с жилыми постройками здесь были обнаружены и здания административного типа, а также строения, связанные с религиозным культом. В центре поселения возвышается Большой храм в виде пирамиды высотой 22 м с несколькими ступенями. На вершине храма была расположена маленькая деревянная часовенка.
Сохранились в Кауачи и остатки Большого дворца, очевидно резиденции «главы» этого южноперуанского государства.
Впрочем, столица цивилизации Наска все еще ожидает более тщательного археологического исследования. Но уже и сейчас расчищенные жилые кварталы свидетельствуют о том, что это был красивый город, где проживало несколько тысяч человек.






древний город Кауачи

Археологи, раскопавшие Кауачи, назвали его столицей цивилизации Наска во времена её наиболее пышного расцвета. Пожалуй, они верно оценили значимость этого древнего города, занимавшего площадь в 24 км2 и просуществовавшего целых шесть столетий (300 г. до н.э. - 300 г. н.э.).

Кроме того, вскоре рядом был обнаружен более поздний комплекс, немало удививший археологов.
На низкой платформе из каменных глыб были установлены ряды столбов из стволов рожкового дерева.
Эту прямоугольную конструкцию шутливо назвали деревянным Стоунхенджем, хотя сходство с настоящим Стоунхенджем заключается лишь в церемониальном назначении этих двух памятников.
К западу и югу уже цепочками тянулись столбы поменьше.
Складывалось впечатление, что этими цепочками разгораживались какие-то постройки.

Были и другие конструкции, назначение которых до сих пор не выяснено.
Находки следовали одна за другой.




перуанский «Стоунхендж» Эстакерия

Вскоре было обнаружено поселение, названное Уака-дель-Лоро - Святилище попугая - и относившееся к самому концу культуры Наска. Своё название место получило благодаря живописной мумии попугая ара, обнаруженной в центральном круглом здании.
К этому зданию - предположительно святилищу - с севера и юга примыкали комнаты.
Стены были сложены из камней и гальки, обмазаны глиной и выкрашены в красный цвет.
[...]



упадок Наска: Уака-дель-Лоро - Святилище попугая

Каналы Наска позволяли доставлять воду из горных рек на поля в периоды засухи.
Их уникальность состоит не только в инженерном решении прокладки.
Эти акведуки были крытыми - во избежание большого испарения воды в зоне пустыни.
[...]
Гидросооружения древних насканцев свидетельствуют о том, какое большое значение в их жизни имела вода. Борьба за нее, возможно, была главной причиной войн и завоеваний Насканской империи.
[...]







акведуки и гидро-инженерия народа Наска


В поздние периоды истории культуры Наска со следами её цивилизации можно встретиться на уже большей территории, чем прежде. Археологические находки свидетельствуют, к примеру, что насканские воины позднего периода захватили большую часть территории южноперуанской долины реки Акари.

В этой долине, на самой окраине нынешнего города, носящего то же название, профессор археологии Джон Хоуленд нашел развалины городища в километр длиной и полкилометра шириной, обнесенного каменными стенами. В верховьях реки Акари были обнаружены развалины других крепостей - Човаченто, Амато и Уарато.
Открытие развалин нескольких городищ имеет большое значение, поскольку долгое время о поселениях насканцев известно вообще ничего не было.

Также:
http://nash-pamyatnik.ru/kauachi.html
В Кауачи найдено множество гробниц (...). Этот интереснейший памятник культуры изучала в своё время Элен Сильверман, написавшая о нём монографию. В древности население Кауачи было весьма небольшим, хотя для местных жителей сооружение было достаточно важным и крупным церемониальным центром.

Связав направления линий в пустыне Наска с постройками Кауачи, а также с некоторыми другими изображениями в регионе, учёные пришли к выводу, что это был своеобразный центр паломничества для совершения разнообразных культовых церемоний.

Прилагаем ещё одну цитату о насканских сооружениях:

...Помимо Кауачи известно еще несколько крупных строительных комплексов культуры Наска.
Наиболее загадочный из них - так называемый «мертвый лес» Эстакерия, который исследователи образно называют «деревянным Стоунхенджем». Это 240 столбов высотой около 2 м с развилкой наверху, стоящие на низкой платформе. К западу и югу от платформы установлены меньшие столбы, причем уже не рядами, а цепочками.
Рядом с «мертвым лесом» высится ступенчатый холм с двумя рядами террас.
На территории Эстакерии, как и по всей области распространения культуры Наска, обнаружено много могил. [...]



культовые символы Наска
Сегодня знают, что в последние поколения своего существования творцы открытых святилищ пустыни Наска и храмовых комплексов Кауачи пережили катастрофическую засуху и волну землетрясений. Найдены следы массовых внезапных жертвоприношений. Общество раскололось и покинуло насиженные места.
Спустя время, изрядно деградировав, эти люди попытались начать заново в северных предгорьях. Но тут к ним спустились завоеватели - гвардейцы империи Уари. Потомки Паракас-Наска были поглощены...

А вот как бы итог от Ю.Зубрицкого:
Хронологические границы цивилизации Наска почти полностью совпадают со временем существования ещё одной древнейшей перуанской цивилизации - цивилизации Мочика (или Мучик), самой северной по своему географическому положению. Центром её была долина Чикама.

В конечном счете, это также одна из «на­следниц» великого Чавина, но, подобно насканской, мочикская цивилизация не является прямой наследницей «матери перуанской культуры». Между Мочика и Чавином лежит значительный, примерно тысячелетний период, в течение которого на севере Перу существовали культуры Салинар и Куписнике.
Через них, особенно через последнюю, Мочика и связана генетически с Чавином.


* Также см.:
* Культура наска
* Nazca culture + Cahuachi
* Рисунки в пустыне Наска, пирамиды Кауачи и некрополь Чаучилья
* Чертежи пустыни Наска - У истоков древней цивилизации
* Города цивилизаций Лимы и Наска
* Виртуальная экскурсия: ПИРАМИДЫ КАУАЧИ / Cahuachi Pyramid
* Фотогид в Кауачи
* Пирамиды Кауачи
* http://terraeantiqvae.blogia.com/2004/122601-cahuachi-la-ciudad-de-barro-mas-grande-del-mundo.php
Криптология: Главы из книги «Тайны острова Пасхи и Нового Света»:
* Наска. Тайны пустыни Наска
* Культура Наска - наследница культуры Паракас

архаическое искусство, символика, находки, культовые практики, технологии, архео, Доколумбова Америка, цивилизационные процессы

Previous post Next post
Up