Цивилизационные процессы древних Анд

Mar 25, 2014 11:11


Итак, как уже говорилось в предыдущем обзоре, сведения о перуанской традиции Чавин в качестве культуртрегера и цивилизатора несколько устарели. Конечно, её традиционная датировка (900-200 до н.э.) уже тоже потихоньку удревняется, но в сравнении с памятниками каральского общества это несравнимо!

Норте-Чико, она же - Караль-Супе (XXXIII по XVIII вв. до н.э.) - поистине удивительная культура!
Судя по всему, это первые проявления цивилизации в Андах...
Задолго до культуры Чавин!



"Ancient city of Caral was inhabited from 2627 BC to 2020 BC"
Считается, что это уже было государство.

Нет, я пожалуй обозначу всё ещё раз: индейская протоцивилизация тридцатого века до нашей эры (!!!)

Это когда Европа ещё была в подштаниках, Египет ещё не объединился в единую страну, Троя была ещё в проекте, а ранние греко-армяно-фракийцы только-только делили с хетто-лувийцами юго-восточную Элладу... У них всех была ещё довольно примитивная металлургия, а внятной фортификацией могло похвастать разве что Междуречье. Про Китайскую же державность в это время вовсе речи нет.

В нынешнем столетии этот регион присоединился к пяти признанным мировым очагам цивилизации




И пусть развитое градостроительство приходится здесь уже к рубежу III-II тысячелетия до н.э.
Тем не менее, о каком "америндском отставании" от Старого Света может идти речь?

Сама культура Норте-Чико занимает центральное и северное побережье Перу.
Южнее расположеа достопамятная Лима. Караль впервые обнаружила археолог Рут Шейди Солис в 1997 г.
Каральская культурная традиция берёт начало именно с Побережья (Асперо), примерно с 3300-х/3500-х годов до н.э.

Что характерно, Норте-Чико - докерамическая культура (позднего архаичного периода).
Крамика здесь полностью отсутствует, количество произведений искусства чрезвычайно мало.

Наиболее впечатляющим достижением культуры Норте-Чико является её монументальная архитектура, включающая холмообразные платформы и круглые площади. Археологические данные позволяют предположить, что данная культура владела технологией изготовления тканей.

Допускают поклонение символам божеств, что характерно и для других андских доколумбовых культур. [я бы уточнил, что речь в то время шла скорее об обожествлении ПРЕДКА, культурного героя. Чуть ниже мы увидим его так сказать "в лицо"]




Предполагается, что для управления древней культурой Норте-Чико требовалась сложная система управления, и до сих пор остаются без ответа вопросы о том, как она функционировала.

Процитируем тематическую статью об этом:
Доказано, что за 3200 лет до новой эры в Норте Чико стала складываться уникальная культура, которая уже через двести лет достигла значительного расцвета.
Её существование растянулось на 1200 лет, примерно до 1800 г. до н.э.
Надо отметить, что прославленные перуанские цивилизации позднейших времен, такие, как культура Чавин (1000-300 гг. до н.э.), культура Паракас (700-200 гг. до н.э.) и культура Наска (100-500 гг.н.э.) оказались далеко не столь долгоживущими.



(детальнее о местных неводах и строительных сумках-«shicra» см. ниже)
За счет чего жили обитатели внутренних районов Норте Чико?
Они разводили и обрабатывали хлопчатник, который меняли у жителей прибрежных деревень на рыбу и моллюсков. Напомним, что побережье Перу чрезвычайно богато морскими ресурсами. Вылов всего лишь одной десятой части рыбных запасов этого района мог обеспечить высококачественным белком более миллиона человек. Хлопок в тех местах стали культивировать ещё в четвертом тысячелетии до н.э.- и прежде всего из-за того, что он служил превосходным материалом для плетения рыболовных сетей.

Жители Норте Чико также выращивали тыкву, бататы, фасоль и перец, а также авокадо, гуайяву и другие фрукты. В общем, их диета была вполне здоровой и достаточно обильной.

Жители Норте Чико освоили ирригацию и построили свыше двадцати «городских центров» со сложными культовыми сооружениями. По мнению доктора Хааса, численность обитателей Норте Чико в лучшие времена превышала двадцать тысяч человек. В каждом из «протогородов» Норте Чико (их площадь варьировалась от 10 до более чем 100 гектаров) были воздвигнуты ступенчатые пирамиды - от одной до семи. Их высота доходила до 26 метров, а размеры прямоугольных оснований - до 100 на 80 метров.
Объем крупнейших пирамид превышал 150 тысяч кубических метров.



Pirámides en Caral, Valle de Supe, Region Lima, Peru



Другим ключевым элементом архитектуры «городов» Норте Чико были круглые площади диаметром от 20 до 40 метров, углубленные в землю на один-два метра. Возведение этих сооружений, которые явно выполняли церемониальные и, возможно, религиозные функции, требовало значительных коллективных усилий - тем более, что их часто перестраивали.
Это позволяет предположить,
что общины обитателей Норте Чико уже в третьем тысячелетии до новой эры обладали весьма сложной социальной и политической организацией, не имевшей во всем Новом Свете ни предшественников, ни современных аналогов.


При всем этом они пользовались самыми примитивными каменными инструментами, не выплавляли и не обрабатывали металлов, не знали письменности, не умели производить изделий из глины и практически не выращивали зерновых культур. Культура Норте Чико отличалась от более развитых цивилизаций Старого Света того времени прежде всего отсутствием керамики и злаков.
К тому же после неё не осталось и произведений искусства, хотя бы примитивного - во всяком случае, они пока не найдены.


Джонатан Хаас датировал радиокарбонным способом следы человеческой деятельности в регионе.

Именно с 3200-х годов до н.э. по его мнению можно смело говорить о городских постройках и густонаселённых центрах. Ярчайшим примером чего является протогородское формирование Уариканга в долине Форталеза. Помимо прочего там был обнаружен храм, выполненный в традициях Мито; радиоуглеродная датировка относит его возведение к 2560 г.до н.э.

Прибрежное население (Асперо) жило рыбой, в то время как глубинные земли (Супе) имеют следы выращивания хлопка - утверждают, что местные рыболовные сети плелись именно из него (вид: Gossypium barbadense).
Измерения показали приблизительную синхронность береговых и глубинных селений, что дополнительно свидетельствует о налаженной системе коммуникации местного населения.

В период расцвета - между 2500 и 2000 гг. до н.э. прибрежное население вдруг массово, без видимых причин отступает в глубинные территории. Густота населения Караль сваязана именно с этим. С этим же связана и характерная ориентация этого уже совсем не приморского населения на рыбный промысел с побережья.
Доктор Шейди указывает на достаточно близкие калиброванные даты: 2627-1977 до н.э..

После 1800 г. до н.э. долины Форталесы, Пативилки и Супе внезапно опустели - причины этого пока не выяснены. Скорее всего, их жители переселились на север и на юг, а также во внутренние районы Перу.
Авторы статьи в «Nature» полагают, что эта миграция как раз и привела к распространению на обширные районы Южной и Центральной Америки основ социальной организации и технологических навыков, впервые созданных культурой Норте Чико.

По мнению Манна, это общество ближе всего к формации «теократический чифдом» (разумеется, с оговорками). Он допускает, что каменные площадки города Караль-Супе могли использоваться на пышных пиршествах, где могла иметь место и музыка (найдено несколько десятков рожков и флейт из кости возрастом 2170±90 BC), и в том числе алкоголь.
Сами сооружения свидетельствуют о способности местной элиты собирать население и направлять на массовые работы. По мнению учёного, два найденных в Упаке так называемых амбара - на самом деле, явно обиталища таких вот старейшин, контролирующих распределение хлопка.

Чарльз Манн восхищается тем, что здесь не тот случай, что бы иерархия была привнесена откуда-то извне.
Она была здесь изобретена.
В Старом Свете этим может похвастать разве только Междуречье.

В целом он выделяет три типа развития властной иерархии в древних обществах
* на экономической основе
* на культово-религиозной основе
* на военно-силовой основе
И первые два типа чётко фиксируются памятниками Караль-Супе.


Так, по находкам красителей с Андского высокогорья, раковин с побережья Эквадора и табачных подношений с Амазонии можно смело говорить о разветвлённой комплексной торговой системе.

Идеологический фактор также нагляден:
в долине реки Пативилька обнаружен типичный для поздних Андских культур образ центрового «Бога с посохами» [Staff God] (датирован 2250 до н.э.). На сохранившемся куске тыквы угадываются не только посохи, но также когти и кошачьи уши, отсылая к известному «Кошачьему Богу» держав Чавин и Мочика. Теперь же виден исток обеих иконографий, их первоисточник, удревняющий для исследователей религиозную систему Южноамериканских обществ на тысячу лет.

И напротив, не обнаружено ни фортификационных сооружений, ни предметов вооружения, ни даже следов агрессивных столкновений, что пока что исключает военный фатор в регионе для того времени.

Это примечательно, потому что по выводам цитируемых исследователей, для третьего тысячелетия до н.э. долины области Норте Чико были самым плотнонаселённым регионом Древнего Мира (за исключением, разве что, Китая).
Архитектурная застройка одной лишь центральной зоны Караля занимает площадь в 65 Га.
Найдены остатки особых травяных строительных сумок-«shicra», которые и использовались для переноски и укладки строительных кирпичей. А формой оплаты рабочим, по мнению Манна, служили порции вялено-сушёной рыбы-анчоуса (Engraulidae).

Вообще, взаимосвязь рациона этих людей и их хозяйственно-культурного типа разительно отличается от цивилизаций Старого Света. Ведь иерархия и монументальные постройки возникли здесь без керамики и зерновых культур! Обитатели Норте Чико выращивали перец, бобы, авокадо и картофель и жарили всё это (равно как и рыбу), вовсе обходясь без процесса варки (и соответственных ёмкостей).




До упомянутого изображения "кошачьего божества с посохами" учёные не видели здесь никаких форм изобразительного искусства: ни рельефов, ни росписей, ни жанровых сцен. Орнаментов и то на стенах не оставлено. Искусственные холмы и текстиль - вот и всё их наследие.


Причём и ткачество здесь тоже примечательно!
Обнаруженные остатки ткани несут в сибе причудливую несимметричную систему узлов, весьма напоминающую инкское узелковое письмо кипу.
В связи с этим Чарльз Манн всерьёз допускает наличие у каральцев протописьменной системы узелкового типа. Но пока что обоснований этому не достаточно.

И хотя многих элементов, характерных для принятых ныне критериев цивилизации здесь явно недостаёт, каральскую культуру необходимо вписать именно в цивилизационный контекст мирового значения. И напротив - все последующие государства и цивилизации Анд в той или иной степени развивают начинания Норте Чико.

Это был шаблон и рычаг цивилизационных процессов Южной Америки.



см. :
* Bryan Alan L. «The Original Peopling of Latin America» (Chapter 2)
* Haas Jonathan, Creamer Winifred & Ruis Alvaro: «Dating the Late Archaic occupation of the Norte Chico region in Peru» // Nature.- vol.432 (23 December 2004).- p. 1020-1024
= перевод: Левин А. «Первые архитекторы Америки»
* Haas Jonathan, Creamer Winifred & Ruis Alvaro: «Power and the Emergence of Complex Polities in the Peruvian Preceramic» // Archeological Papers of the American Anthropological Association.- vol.14 (1), 2004.- pp. 37-52.
* «Caral and the Earliest Peruvian Civilization: Expanded Site Data» // Athena Review.- Vol. 4, No. 2
* BBC: «Oldest city in the Americas»
* Mann Charles, «Archaeology. Oldest civilization in the Americas revealed» // Science.- Vol. 307 no. 5706 (7 January 2005).- pp.34-35
* Parisi Tom «Archaeologists shed new light on Americas’ earliest known civilization» // Nature
* Ross John «First City in the New World?» // Smithsonian Museum. Retrieved 30 November 2012
* Belsie Laurent «Civilization lost?» (SUPE VALLEY, PERU) // Christian Science Monitor, 2002 (+ part 2)

* Moseley Michael E. «The Maritime Foundations of Andean Civilization: An Evolving Hypothesis» 2004
* http://www.peruforless.com/blog/caral-ruins-explore-pre-inca-civilization/
* http://en.wikipedia.org/wiki/Caral

* «Scientists Find America’s Oldest Image Of A Deity; Icon Pushes Back Origin Of Religion In America 1,000 Years» // Field Museum, 2003
= перевод: «В Перу нашли древний символ местной религии»
* BBC: «Старейшее изображение бога в Америке»
* Haas Jonathan, Creamer Winifred & Ruis Alvaro: «Gourd Lord» // Archaeology.- Volume 56, Number 3 (May/June 2003)
+ NB!
* Orozco José «'Spider God' Temple Found in Peru» // National Geographic News.- October 29, 2008
Рецензии на монографию Манна: * Coe Michael The Old New World
* Ramsey Bruce "1491": Discovering what Americas were like before Columbus
* D'Ambrosio Mary The myth of an empty frontier / Explorers' diseases wiped out native populations long before settlers arrived.

мнения, межкультурная компаративистика, Доколумбова Америка, цивилизационные процессы, находки, наука

Previous post Next post
Up