Древние Анды - периодизация

Mar 23, 2014 23:03


Пора коснуться Андского нагорья.
Удивительные Перу и Боливия... Когда же там появились первые города и пирамиды?
Этот пост будет базовым, обзорно-хронологическим...

Теперь: Древние Анды - периодизация

Напомним, что Мезоамериканские древности принято датировать так:
Примерно с 2000 до н.э. - керамический период. Он же - эпоха земледелия.
Довольно резво местные индейцы начали переходить к монументальной архитектуре и сложным формам социальной организации - буквально с середины II тысячелетия до н.э.
Таким образом, 1500/1200 до н.э.- I век до н.э. = доклассический период;
с I века до н.э. (иногда с 200 н.э.) до 1000 г. = классический период;
и, наконец, 1000 - 1500-ые гг. н.э. = постклассический период.

Доколумбова хронология Перу и Андского региона в настоящее время основана на классификации, которую предложил Эдвард Лэннинг.
Альтернативную систему датировки предложил Луис Лумбрерас, который иначе датирует некоторые археологические находки.

Итак,
среди древнейших пост-палеолитических культур Южной Америки выделяют Окендо, Красную зону (центральное побережье Перу) и комплекс Амотапе (9500 - 7100 до н.э.). Всё ещё бродячие охотники, они уже перешли к собирательству сьестных кореньев в горах и собиранию моллюсков на побережье Тихого Океана...

Самые яркие следы ранних южноамериканских охотников хорошо иллюстрирует такой памятник, как пещеры Токепала.
Можно назвать также Чиватерос и Лаурикоча, охотников и собирателей, мигрирующих среди андских взгорий со времён отхода ледника.
Они датируются с десятого до пятого тысячелетия до н.э. и всё вышеперечисленное является Докерамическим периодом (Периоды II-IV по Лэннингу).
Опять же, о полноценном производящем хозяйстве в это время тоже речи нет.

Впрочем, не в полной мере.
Как пишется в этом обзоре, с середины VII тысячелетия (фазы Хайва и Пики) начался процесс освоения и доместикации растений и животных. Одновременно уменьшалась роль охоты в хозяйстве, а возделывание растений становилось его полноправной отраслью. К этому же времени относится изменение образа жизни, когда, по-видимому, появляются систематические сезонные перекочевки групп населения в пределах различных природных зон своего микрорайона.

Критическим моментом рассматриваемого процесса стала фаза Чиуа (конец V - начало III тыс.до н.э.), когда население уже обладало основным пищевым комплексом Нового Света (кукуруза, фасоль, тыква) и в экономическом балансе возделывание растений начало теснить охоту.
Изменился образ жизни - появились круглогодичные поселения, пока ещё наряду с сезонными стоянками.

К середине III тысячелетия процесс завершается, и в долине Аякучо уже существуют постоянные земледельческие поселения (фаза Качи). Их экономика базируется на возделывании широкого ассортимента культурных растений. Одновременно существует и чёткая специализация в рамках вертикальной зональности. Высокогорные зоны специализируются на разведении лам, являясь, по-видимому, основным поставщиком продуктов животноводства для поселений нижней части долины и потребителем их земледельческой продукции. Роль охоты в экономике значительно снижается, что подтверждает и резкое сокращение ассортимента каменных орудий, связанных с этой отраслью хозяйства.



воспроизведённая постройка неолитической культуры Котош

По новой датировке примерно к 4500-м гг. до н.э. относят знаменитые ирригационные каналы Долины Занья - первые в Новом Свете. Они спланированы и служат свидетельством инженерной стратегии, а само их возведение и обслуживание (чего стоит только обкладка стенок валунами от эрозии) задействовало большие массы людей под явным централизованным руководством (см. тематическую статью).

Впрочем, датировка угля по C14 (5700-3400 до н.э.) ещё не означает, что сами каналы настолько древние.
Так или иначе, но этот памятник - однозначно докерамического времени.

Но ещё более удивительны захоронения культуры Чинчорро - самые древние мумии ойкумены (в среднем относятся к промежутку VII-VI тыс. до н.э.)... Мотивы изготовления мумий пока что малопонятны, возможно, представители культуры чинчорро были кочевниками и переносили мумии с собой.
Как пишет Галина Ершова, «..была подмечена и одна любопытная закономерность. Как известно, у египтян мумифицировали сначала только умерших царей, и только со временем этот способ сохранения тел покойников превратился в обычную практику. Здесь, на песчаном Атакамском берегу, все происходило по-другому:
сначала, с VI тысячелетия до н.э., мумифицировали всех подряд, без каких бы то ни было социальных, половых или возрастных предпочтений. Различия начали проявляться лишь спустя несколько тысячелетий, в протогородских культурах Тихоокеанского побережья Перу - начиная с Паракаса (I тыс. до н.э. - I тыс. н.э.).
И только у инков в XV веке н.э. мумифицирование становится характерным признаком царских и элитарных захоронений».

Используемая культурой Чинчорро система мумификации была достаточно простой; с тела снимали кожу, мышечные ткани и внутренние органы, включая мозг. После этого тело залеплялось глиной и покрывалось кожей, при этом части кожи, потерянные в процессе приготовления мумии, заменялись кусками животной кожи. Среди элементов «оформления» следует отметить маску с отверстиями для рта и ноздрей, а также модели половых органов. На готовую мумию надевался парик из человеческих волос.
В захоронениях с мумиями, обнаруженных в Арике, в Киани, Морро, а также в новых местах раскопок, погребальной утвари не обнаружено. Этот факт, а также состояние, в котором были обнаружены тела, позволяют предположить, что представители культуры чинчорро не имели представления о жизни после смерти.


Равно как и примечательная «Обсерватория» Буэна Виста (расположена недалеко от Лимы, на островке в долине реки Чиллон)...
В 2004 команда археологов под руководством Роберта Бенфера обнаружила там так называемый Храм Лисицы (принадлежащий, как считается, «религиозной Традиции Котош»). Именно на созвездие Лисички указывает соответствующий камень в день Летнего Солнцестояния - в Южноамериканской этнографии это созвездие нередко ассоциируется у самых разных племён с водой и урожаем.
Комплекс датируют 2200-ыми гг. до н.э. Рядом расположены уплощённые пирамиды, церемониальные площадки и некоторые другие постройки, возведённые как до, так и после храма.

Докерамическое время здесь оканчивалось вместе с культурой Уака-Приета. По традиционной периодизации Лэннинга: 2500 BC - 1500/1800 BC.
Фактически, развитой неолит здесь должен был наступить синхронно с Мезоамерикой.

(Но сейчас очевидно, что ранняя керамика возникает тут на добрую тысячу лет раньше. Как и текстиль.)

Иными словами, во второй четверти второго тысячелетия до нашей эры в Андах начали развиваться культуры с керамикой и стационарными земледельческими поселениями в долинах: религиозная традиция Котош, Чирипа, Ториль...

У Лэннинга это Начальный период (1800/1500 - 900 BCE).

Культура Ториль, к слову, прославилась в своё время первым сооружением перуанских архитекторов. Вернее, как тогда считалось - первым. Речь идёт о знаменитом акведуке Кумбе-Майо (в 19 км к юго-западу от перуанского города Кахамарка на высоте около 3,3 км над уровнем моря).
По традиционной хронологии акведук (протяжённостью 8 км) был сооружён около 1000 г. до н.э. По современным калиброваным датам его возведение уже относят к середине II тысячелетия (1500 BCE).
Он собирал воды из Атлантического водораздела и перенаправлял их в сторону Тихого Океана.






Кумбе-Майо. Постройка его замысловата, и включает искусственно оформленные пещеры.
И на акведуке, и на окружающих пещерах обнаружены петроглифы.
Здесь же находится известный туристический памятник - «каменный лес» из вулканических камней, деформированных эрозией.
За свою форму это место также носит альтернативное название - «Каменные монахи».

Культуры в промежутке 900 до н.э.- 200 гг н.э. Лэннинг относит к так называемому Раннему горизонту. Это зарождение государственности и металлургии. Но даже в поздние времена основой для орудий производства металл так и не стал. В равной мере не было применено и колесо.

Итак, в эти даты укладываются поздняя Чирипа, и культура Параскас (800-100 до н.э.),




текстиль традиции Параскас

...Равно как и достопамятная культура Чавин (900-200 до н.э.), которую некогда считали основой цивилизационных процессов на территории Боливии и Перу.

Цитруем: Чавинцы одомашнили животных из семейства верблюжьих, например, лам, которых использовали в качестве вьючного скота.
Они заготавливали мясо лам, которое вялили и затем продавали в другие регионы, причём вяленое мясо было одним из основных товаров караванной торговли.
Кроме того, они успешно культивировали ряд растений, например, картофель, кукурузу и киноа.
Также они овладели искусством ирригации своих плантаций.

Чавинская цивилизация имела прогрессивные для своего времени достижения в таких сферах, как металлургия, пайка, температурный контроль и т. д. Чавинцы довольно рано начали использовать технологии создания великолепных ювелирных произведений из золота.
В то время они уже научились плавить металлы, и использовали золото в качестве припоя.



Monumento Arqueológico Chavín de Huántar
Наиболее известным археологическим памятником чавинской культуры являются развалины в Чавин-де-Уантар, расположенном высоко в Андских горах к северу от Лимы. Считается, что город был построен около 900 г. до н.э. и являлся религиозным центром чавинской цивилизации.
Существуют и другие крупные памятники данной культуры, например, крепость Кунтур-Уаси, храм Гарагай с полихромными рельефами и др.

Промежуток 200-600 н.э. являют собой Промежуточный горизонт Лэннинга.

Сюда попадают
* носители традиции Наска (с II в.до н.э. по VI в.н.э.)
[вероятные наследники культуры Паракас (750-100 гг. до н.э.)];
* соседняя с ними Лима (100-650 н.э.)[индейцы ичма];
* и любимые лично мною их северные соседи Моче/Мочика (чьи процессы государствообразования проходили с I по VIII век на побережье Перу).

Цитата о культуре Лима: Совокупность археологических данных - наличие городов, храмовых комплексов, имущественной дифференциации в погребениях и т.п. - позволяет предполагать, что к середине I тыс. н.э. население Центрального побережья уже достигло раннегосударственного уровня социально-экономического развития, хотя, и, не в такой степени, как мочика на севере побережья.

А о Мочика мы сделаем в дальнейшем целую серию постов...



mochica temple Huaca del Sol, Trujillo, Pérou

Тут же и достославная цивилизация Тиуанако (город жил в 125-869 гг. н.э.)...
Вообще-то, название это прижилось по традиции, и грамотным не является.
Ведь сам народ по имени известен: это было государство Пукина! А их центральный город они сами прозывали Тайпикала, то есть «центр мира». Но сейчас мы говорим о нём Тиуанако - это искажённое «центральный камень» на языке аймара (колья).

Датировка его тоже давно уже вылезла из "Лэнгового ложа".
Выделяют четыре периода цивилизации Тиуанако:

Формирование: 1600 до н.э. - 800 до н.э.
Догородской: 800 до н.э. - 45 н.э.
Классический: 45 - 700 н.э.
Имперский: 700-1180 н.э.

Последние даты попадают в Средний горизонт.

Вместе с археологическим комплексом Лас Анимас (ок. 800-1000 н.э.)
[наследники упомянутых чуть выше творцов комплекса El Molle и предшественники культуры Дьягуита)];
культурой Пьюра; и прославленным государством Уари (500-1000 н.э.)...





древности державы Уари
http://www.usatoday.com/story/tech/sciencefair/2013/06/27/wari-tomb-queens-peru/2464645/
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Wari_culture
Как говорится здесь,
Во 2-й половине I тысячелетия н.э. Центральные Анды вступают в новую эпоху. На смену монокультурным и, вероятно, моноэтничным предгосударственным и государственным образованиям предшествующего периода приходит империя Уари с центром в долине Аякучо. Она подчинила себе огромную территорию от Кахамарки до Сикуани и оказала большое влияние на культуры перуанского побережья.

Хорошо сохранившийся город царства Уари - Серро-Патапо - был обнаружен в северной части Перу в декабре 2008 г.(до этого времени считалось, что царство Уари занимало лишь южную прибрежную часть). В древнем городе обнаружены следы человеческих жертвоприношений.

А в 2013-м исследователи Уари (Милош Гьерш и Роберто Нита) откопали знаменательное захоронение, известное как El Castillo de Huarmey: пирамидообразный коллективный мавзолей (60 погребений), в котором сохранились нетронутыми около 1200 артефактов погребального назначения (золотые серьги, медные украшения, бронзовые топоры и серебряные котлы).



Piquillacta Archaeological site (street) (Wari culture)
(см.: http://en.wikipedia.org/wiki/Wari_Empire)
Культура Уари играла важную роль для своего времени.

С ранних времён царство Уари включало в себя важный культовый центр Пачакамак, хотя тот и сохранял определённую автономию. Позднее Уари поглотила большинство земель Моче (прежней культуры Мочика), а позднее - Чимор (культуры Чиму) и ряда небольших культур (Рекуай и др.).

Держава Уари сосуществовала со своим южным соседом - державой Пукина (Тиауанако).
Однако подробности политических взамоотношений держав и их династий неизвестны (по времени правителям Уари соответствуют цари 2-й династии Пукина (правили в Тиуанако в 367-869 гг.)...)

Вообще, с культурой Тиуанако Уари объединяло некоторое сходство в культурном стиле.
Историки до сих пор спорят об отношениях между этими двумя культурами, и по мнению ряда из них, сходство стилей можно проследить вплоть до более раннего Пукарского стиля.



руины Тиауанако

Хорошо развитое при Уари террасное земледелие и сеть дорог сыграли в дальнейшем важную роль и в государстве Инков, унаследовавшем территорию Уари.

Культура Уари начала приходить в упадок около 800 г.
В конце IX века держава Уари распалась на мелкие владения, а многие её города были покинуты жителями. Хотя здесь уже длительное время господствующим языком являлся кечуа, сравнительно-исторические исследования показывают, что языком Уари был, скорее всего, диалект языка аймара.

Следуем дальше.

Чилийская культура Лас Анимас впоследствии сменилась носителями традиции Дьягуита, которых и застали в шестнадцатом веке испанцы.
После падения государства Пукин на его месте возникла культура Мольо с её погребальными башнями "чульпа".
Приблизительно в 1180 году государство Пукина было разгромлено племенами колья (аймара). Аймара заселили часть земель пукина и основали царство Колья.

Собственно, возникновение империи инков и произошло, когда инкская знать (пукинцы Мольо) нанесли ответное поражение-реванш аймарцам (Колья).

Это - "Поздний промежуточный этап" по Лэннингу (1000 CE - 1476 CE), после которого наступает эпоха владычества инков.

К нему же относят культуру Ичма (у югу от Лимы) (1100-1440 н.э.); культуру Чирибайя (900-1350 н.э.); культуру Сикан (750-1375 н.э.); Чанкайскую культуру (1200-1470 н.э.) и культуру Чинча (прим. XIV-XVI вв.).

Сюда же - держава Чачапойя (900-1470 н.э.) - эти «Воины Облаков», как они себя прозывали, сотворили немало памятников монументальной архитектуры, а также большое количество саркофагов и мавзолеев в труднодоступных местах;



Чачапойя. крепость Куэлап (http://commons.wikimedia.org/wiki/Kuélap?uselang=ru)


крепость Куэлап. вид изнутри
1.
2.

1. Саркофаг Караджья; 2. чачапойский текстиль (Pajaten Culture, 900-1400 AD)

Наконец, цивилизация Чиму (890-1470) с её царством Чимор - наследники великих Мочика...

Несмотря на то, что солнце играло большую роль в культуре чиму, главным их божеством была всё-таки Луна, потому что она была способна затмевать солнце. Поэтому солнечные затмения были поводом для больших празднеств. Созревание урожаев и времена года чиму приписывали лунному божеству.
Отцом камней и скал, у которых по верованию чиму были магические силы, было Солнце.

Лучшие металлурги Южной Америки, знакомые с мореплаванием, Чимор достигли небывалих высот в XV веке и единственные могли соперничать с растущей сверхдержавой инков. Инки понимали это и не допустили конкуренции...



Tapestry Shirt, Chimú (Peru), 1400-1540 CE, Camelid fiber and cotton, PC.B.503



керамика Чиму (между 1100 и 1400 AD)

Большинство хронологических границ между периодами связаны либо с окончанием сильной засухи, либо с началом новой, результатом чего было перемещение сельскохозяйственного производства в горы или его возвращение на равнину, а следовательно, и смена между культурами с разными образами жизни...

Увы, но привеённая - отнюдь небезукоризненная - схема устарела ещё в минувшем столетии.
Тем не менее, многие труды, возникшие на рубеже 2000-х, упорно на неё ссылаются. Хотя уже давно известно, что та же Уака-Приета датируется не 2500-1500, а 3100-1800 до н.э. (калиброваная хронология); а упомянутая религиозная традиция Котош - в 2300-1200 BCE.

Схема Лумбрераса в этом плане более подвижна.
Так, он выделяет

Докерамический этап:
* Каменный (литический) период = 15000 до н.э. - 4000 до н.э.
* Архаичный период = 4000 до н.э. - 1200/1800 до н.э.
Керамический этап:
* Формационный период = 900 до н.э. - 200 н.э. = Чавин, Викус
* Региональные культуры = 100 н.э. - 800 н.э. = Моче, Наска, Лима, Тиуанаку, Рекуай, Гальинасо
* Империя Уари = 800 н. э. - 1200 н.э. = Уари, Тиуанаку
* Региональные государства = 1200 н.э. - 1470 н.э. = Уари, Чиму, Чинча, Куско, Чанка (конфедерация в Перу)
* Империя Тауантинсуйю = 1430 н.э. - 1532 н.э. = Инки

Классическую Чирипу на озере Титикака теперь датируют 1400-850 B.C.

Наконец, уже ивестно, что ещё до культуры Чавин на тихоокеанском побережье Перу уже существовала самобытная протоцивилизация Куписнике (Cupisnique) (1500-1000 до н.э.) (хотя её поныне то считают частью Чавин, то предками Мочика, датируя 1000-200 годами до н.э....)



храм Кунтур-Уаси



древности культуры Куписнике


В 2008 г. в долине Ламбайеке был обнаружен глинобитный храм культуры Куписнике (ок. 1500-1000 до н.э.), который получил условное название Кольюд (Collud). В храме имеется изображение бога-паука, предположительно отвечавшего за дожди, охоту и войну. У бога - шея и голова паука, рот крупного кота и клюв птицы. Условно постройку обозвали «Храм Бога Паука».

Ещё один расписанный фресками глинобитный храм в Ламбайеке, построенный опять же, как опредилили, в 2000-х годах до н.э., именован учёными Ventarrón (он расположен всего в 12 км от Лимы)...
(см. http://www.foxnews.com/story/2007/11/13/ancient-peruvian-temple-hints-at-lost-civilization/)
Обнаружена лестница, ведущая к алтарю с очагом (благодаря чему постройку временами именуют «Храм Огня»). К слову, раскопки вёл тот самый Уолтер Альва, которого не столь давно прославила находка захоронения Сипанского правителя.
Когда в храме отпала необходимость, его засыпали землёй, что и позволило ему сохраниться до наших дней.

Но одна из самых замечательных находок, сделавшая истинную революцию среди исследователей доколумбовых цивилизаций, и переворачивающая вверх дном всю периодизацию, это конечно, культура Караль, она же - Норте-Чико (Период VI по Лэннингу).


О ней мы побеседуем в следующем посте...

см.:
* http://ru.wikipedia.org/wiki/Доколумбова_хронология_Перу
* http://en.wikipedia.org/wiki/Ancient_Peruvian_cultures
* Bryan Alan L. The Original Peopling of Latin America (Chapter 2)
* Башилов В.А. Аякучо и Хунин - два микроочага производящего хозяйства в Перуанских Андах
* "The Chinchorro Mummies; Interview with Bernardo Arriaza". Artlives. 2007
* http://query.nytimes.com/gst/fullpage.html?res=9F07E6DF1130F930A35752C0A9609C8B63&pagewanted=print
* Preceramic irrigation canals in the Peruvian Andes
* Caral and the Earliest Peruvian Civilization: Expanded Site Data // Athena Review, Vol. 4, No. 2
* Bolen Anna. "The New World's Oldest Calendar: Research at a 4,200-year-old temple in Peru yields clues to an ancient people who may have clocked the heavens"// Smithsonian Magazine, May 2007
* Maugh Thomas H.II Celestial Find at Ancient Andes Site // Los Angeles Times. May 14 2006.
* Heam Kelly. Oldest Temple, Mural in the Americas Found in Peru // National Geographic News.- November 12, 2007
* Orozco José «'Spider God' Temple Found in Peru» // National Geographic News, October 29, 2008
* Махов А. Чавин-де-Уантар
* "Викунья" § 5. Драконы Чавин-де-Уантара // ПОСЛАНИЕ ВРАТ СОЛНЦА [любопытнейшее онлайн-исследование]
* Скляров А. Загадки Чавин-де-Унтара // Перу и Боливия задолго до инков [версия о пра-цивилизации высоких технологий]
* http://mithology.ru/art/antichnoe-iskusstvo/iskusstvo-chavin-peru
* http://www.inca.nm.ru/Chavin.htm
* Pringle Heather First Unlooted Royal Tomb of Its Kind Unearthed in Peru [Wari culture, ca 800 AD]
* Ethnography and archaeology of Chachapoya

ракурс событий, межкультурная компаративистика, история, Доколумбова Америка, наука

Previous post Next post
Up