РЕПОСТ очеркаКТО ОСНОВАЛ РЕЛИГИЮ «БОН»?
Б.И. Кузнецов
Центральная Азия и Тибет. Новосибирск: 1972. С. 132-134.
1. В «Истории буддизма» тибетского историка Таранатхи (XVI в.), который черпал свои сведения из индийских источников, перечисляются имена учителей, основателей «варварских», т.е. небуддийских, религий: Маматхар (по другим источникам Матхар или Матхур), Шоннуде (в переводе с тиб. «Юная община»), Ардо и Пайгамбар.
...
2. Таранатха без всяких оснований отождествил Матхура с Шоннуде, а Ардо с Пайгамбар, так что вместо четырёх учителей у него оказалось только два. Критика этого текста впервые была дана монгольским учёным Миньджул-хутухтой (ХIХ в.), который хотя и указал на эту ошибку Таранатхи, но всё же не смог правильно решить вопрос об учителе Матхуре по причине отсутствия каких бы то ни было данных.
3. Имена трёх учителей, а также факты об их жизни и деятельности, упоминаемые Таранатхой, дают возможность утверждать, что Пайгамбар (иран. «пророк») - это Мухаммед, Ардо (Зердушт) - это Заратуштра, а под «Юной общиной» имеется в виду Мани (III в. н.э.), основатель «Новой общины», т.е. манихейства.
4. Таранатха в том же источнике приводит отрывки из истории древнего Ирана и упоминает царей: Кира Великого (VI в. до н.э.), основателя династии Ахеменидов, Дария, Ксеркса и Артаксеркса. Кир был последователем одного из учителей, упомянутых выше, но какого именно - Таранатха не сообщает. Поскольку известно, что этот царь не был зороастрийцем, то остаётся допустить, что он был последователем Матхуры.
Религия, основанная этим учителем, согласно Таранатхе, была почти полностью уничтожена в самом Иране во времена Ксеркса (V в. до н.э.). Этот факт подтверждается древними иранскими документами, из которых известно, что было запрещено почитать древних иранских богов («дэвов»).
Согласно книге «Эсфирь» царь Ксеркс, ошибочно принятый переводчиками Библии за Артаксеркса (др. евр. Ахашверош от иран. Хшаярша, т.е. Ксеркс), пытался установить в своей империи исключительный культ «Небесного господа» Ахура Мазды (монотеизм).
5. В V в. до н.э. имело место массовое переселение иранцев из Северо-Восточного Ирана, из Согдианы, к северным границам Тибета. Одной из основных причин, вызвавших это переселение, была, вероятно, так называемая «религиозная реформа» Ксеркса.
Значительная часть этих иранцев, носителей древних традиций, в первые века нашей эры смешалась с тибетцами, которые, таким образом, получили иранскую религию (тиб. «бон»), арамейскую письменность, книги, сохранившиеся до наших дней, и прочее культурное наследство стран Ближнего и Среднего Востока.
Религия «бон» представляла собой традиционную иранскую религию (политеизм) с главными богами: Ахура Маздой, Митрой и Анахитой (Астартой), которые почитаются под своими иранскими именами до сих пор.
6. Основателем религии «бон» считается «Совершенный жрец» (тиб. Шенраб) родом из Ирана-Элама. Его подлинное иранское имя, которое мы находим в тибетских книгах по религии «бон» - Дмура, и оно близко к имени Матхура текста Таранатхи.
Если принять во внимание, что его имя даётся в переводе на тибетский как «корона, митра» (тиб. «гцуг-пхуд»), то реконструкцией от Матхура-Дмура будет самое распространенное в прошлом на Востоке и в Европе имя собственное Митра (возможное сокращение имени Митридат, т.е. «Данный Митрой»).
7. Согласно тибетской версии «Биографии Шенраба» учитель Митра (Митридат) был родом, как и Кир Великий (VI в.до н.э.), из Элама и современником завоевания иранцами Мидии и Вавилона, которое имело место в VI в. до н.э. Этот учитель, как мы думаем, неоднократно упоминается в «Ветхом завете», в связи с религиозной политикой Кира, как один из главных сановников Персидской империи. Сведения об учителе (пророке) Митре-Митридате сохранились также в древних и средневековых греческих источниках.
8. Мы предполагаем, основываясь на восточных и европейских источниках, что основателем давно забытой мировой религии «митраизма» был учитель Матхура (Митра) текста Таранатхи. Митраизм, распространившийся когда-то от Атлантического и почти до Тихого океана, в трансформированном виде сохранился в Тибете до наших дней под названием «бон». Особый для нас интерес представляют тибетские источники по религии «бон», некоторые из которых являются переводами бесследно исчезнувших древних иранских трактатов по истории и религии стран Ближнего и Среднего Востока.