Кто основал религию «бон»?

Feb 25, 2016 20:44


РЕПОСТ очерка
КТО ОСНОВАЛ РЕЛИГИЮ «БОН»?

Б.И. Кузнецов Центральная Азия и Тибет. Новосибирск: 1972. С. 132-134.




1. В «Истории буддизма» тибетского историка Таранатхи (XVI в.), который черпал свои сведения из индийских источников, перечис­ляются имена учителей, основателей «варварских», т.е. небуд­дийских, религий: Маматхар (по другим источникам Матхар или Матхур), Шоннуде (в переводе с тиб. «Юная община»), Ардо и Пай­гамбар.

...


2. Таранатха без всяких оснований отождествил Матхура с Шоннуде, а Ардо с Пайгамбар, так что вместо четырёх учителей у него оказалось только два. Критика этого текста впервые была дана монгольским учёным Миньджул-хутухтой (ХIХ в.), кото­рый хотя и указал на эту ошибку Таранатхи, но всё же не смог правильно решить вопрос об учителе Матхуре по причине отсут­ствия каких бы то ни было данных.




3. Имена трёх учителей, а также факты об их жизни и дея­тельности, упоминаемые Таранатхой, дают возможность утверждать, что Пайгамбар (иран. «пророк») - это Мухаммед, Ардо (Зердушт) - это Заратуштра, а под «Юной общиной» имеется в виду Мани (III в. н.э.), основатель «Новой общины», т.е. манихейства.




4. Таранатха в том же источнике приводит отрывки из исто­рии древнего Ирана и упоминает царей: Кира Великого (VI в. до н.э.), основателя династии Ахеменидов, Дария, Ксеркса и Артаксеркса. Кир был последователем одного из учителей, упо­мянутых выше, но какого именно - Таранатха не сообщает. Пос­кольку известно, что этот царь не был зороастрийцем, то ос­таётся допустить, что он был последователем Матхуры.
Религия, основанная этим учителем, согласно Таранатхе, была почти пол­ностью уничтожена в самом Иране во времена Ксеркса (V в. до н.э.). Этот факт подтверждается древними иранскими докумен­тами, из которых известно, что было запрещено почитать дре­вних иранских богов («дэвов»).
Согласно книге «Эсфирь» царь Ксеркс, ошибочно принятый переводчиками Библии за Артаксеркса (др. евр. Ахашверош от иран. Хшаярша, т.е. Ксеркс), пытался ус­тановить в своей империи исключительный культ «Небесного гос­пода» Ахура Мазды (монотеизм).




5. В V в. до н.э. имело место массовое переселение иран­цев из Северо-Восточного Ирана, из Согдианы, к северным гра­ницам Тибета. Одной из основных причин, вызвавших это переселение, была, вероятно, так называемая «религиозная реформа» Ксеркса.
Значительная часть этих иранцев, носителей древних традиций, в первые века нашей эры смешалась с тибетцами, ко­торые, таким образом, получили иранскую религию (тиб. «бон»), арамейскую письменность, книги, сохранившиеся до наших дней, и прочее культурное наследство стран Ближнего и Среднего Востока.
Религия «бон» представляла собой традиционную иранскую религию (политеизм) с главными богами: Ахура Маздой, Митрой и Анахитой (Астартой), которые почитаются под своими ирански­ми именами до сих пор.




6. Основателем религии «бон» считается «Совершенный жрец» (тиб. Шенраб) родом из Ирана-Элама. Его подлинное иранское имя, которое мы находим в тибетских книгах по религии «бон» - Дмура, и оно близко к имени Матхура текста Таранатхи.
Если принять во внимание, что его имя даётся в переводе на тибетс­кий как «корона, митра» (тиб. «гцуг-пхуд»), то реконструкцией от Матхура-Дмура будет самое распространенное в прошлом на Вос­токе и в Европе имя собственное Митра (возможное сокращение имени Митридат, т.е. «Данный Митрой»).




7. Согласно тибетской версии «Биографии Шенраба» учитель Митра (Митридат) был родом, как и Кир Великий (VI в.до н.э.), из Элама и современником завоевания иранцами Мидии и Вавилона, которое имело место в VI в. до н.э. Этот учитель, как мы ду­маем, неоднократно упоминается в «Ветхом завете», в связи с религиозной политикой Кира, как один из главных сановников Персидской империи. Сведения об учителе (пророке) Митре-Митри­дате сохранились также в древних и средневековых греческих источниках.




8. Мы предполагаем, основываясь на восточных и европейских источниках, что основателем давно забытой мировой религии «митраизма» был учитель Матхура (Митра) текста Таранатхи. Мит­раизм, распространившийся когда-то от Атлантического и почти до Тихого океана, в трансформированном виде сохранился в Ти­бете до наших дней под названием «бон». Особый для нас интерес представляют тибетские источники по религии «бон», некоторые из которых являются переводами бесследно исчезнувших древних иранских трактатов по истории и религии стран Ближнего и Сред­него Востока.



иранский мир, Ближний_Восток, идеология, Тибет, парадоксы истории, развенчивание, культовые практики

Previous post Next post
Up