Суракарта - замечательные «шашки» Индонезии

Dec 19, 2015 19:19


Данный пост, посвящённый настольной игре «суракарта» - комбинированный. Сперва мы приведём очередной (тематический) фрагмент из «Истории шашек» skyruk, после чего накидаем некоторое количество соответственного материала из сети.
Итак,

Индонезийская Суракарта




    Африканские и индийские модификаторы алькерка просто шли по пути меньшего сопротивления - дополняли игровую сетку, увеличивали количество фишек и т.п. Но были случаи, когда люди не ограничивались этим и пытались полностью изменить игровую механику, получая иногда в результате интересные, удивительные, а порой - просто невероятные шашечные системы. И прежде чем мы двинемся дальше, есть смысл рассмотреть некоторые из них более подробно.

СУРАКАРТА

Суракарта (Surakarta, также «Карусель») - ещё одна причудливая игровая система, на этот раз с острова Ява.
Наверное, Суракарта - первая в мире попытка создать игровое поле с другой, неевклидовой геометрией, а точнее - «замкнуть» его на себя.

Происхождение её неясно. Совершенно неизвестно, насколько эта игра стара и вообще, имеет хоть какое-то отношение к острову Ява и его столице, кроме названия (и запомните: не «сурИката», а «СурАкаРта» по типу «Джакарта»).



Утверждают, что изображение подобного поля было найдено в некоем храме на Калимантане, хотя более надёжные источники датируют её возникновение XVII веком. При этом она была совершенно неизвестна в англоговорящих странах вплоть до второй половины XX столетия, когда Роберт Белл описал её в своей книге со ссылкой на французские источники. Сегодня большинство исследователей сходятся во мнении, что в основе Суракарты тоже лежит модифицированный алькерк.
   Доска у Суракарты - просто кошмар Чебурашки.



В её основе сетка 6х6 перекрёстков со всеми диагоналями,
дополненная двойными петлями на каждом углу
   Эти обходные развязки замыкают ортогонали друг на друга, то есть, само понятие вертикалей и горизонталей в игре отсутствует: фишка одним ходом может обойти всё поле, формально при этом не меняя направления движения, будто доска тороидальная или даже сферическая. Не могу внятно объяснить этот феномен, лучше поискать ответ у Лобачевского или даже Римана.





Правила очень просты, хотя немного необычны:
  * Ход определяет жребий. У каждого игрока по 12 фишек.
Расстановка - в два ряда на двух первых и последних линиях.
  * Ходят фишки по очереди, на один соседний перекрёсток в любом направлении, в том числе по диагонали. Петли не используются.
 * Система взятия в Суракарте совершенно не похожа на все известные.
Рубка производится только в направлении ортогоналей, при этом можно двинуться на любое количество перекрёстков, но чтобы срубить фишку противника, надо «подъехать» к ней с тыла, то есть, фишка при взятии в обязательном порядке проходит угловую развязку и движется  по линии дальше вперёд до столкновения с фишкой противника - и только после этого рубит.
При обычном ходе без взятия задействовать петлю не разрешается.




   В Суракарте нет прыжка, взятие осуществляется по шахматному типу: рубящая фишка просто занимает поле, на котором стояла срубленная. Рубящая фишка при ударе может сделать несколько витков в двух-трёх углах доски, однако на её пути не должны стоять другие свои. Срубленная фишка удаляется с доски.
  * Серия взятий в Суракарте не разрешена.
  * Превращения фишки в игре нет.
  * Цель игры - срубить все фишки соперника.
 * Если фишек осталось мало и они свободны, но уже не могут поймать друг друга, победа присуждается игроку, у которого на доске осталось больше фишек, хотя обычно такого не происходит: фишка непременно окажется на линии удара.
При равном их количестве объявляется ничья.




   Тактика в игре очень непривычная, но сам процесс весьма забавляет.
При взгляде на такую систему движения в голову невольно закрадывается мысль прорезать на доске желоба и играть шариками, превратив игру в подобие бильярда. Некоторые так и делают, хотя при этом надо соблюдать некоторую осторожность, чтоб не превратить игру в «Чапаева» - шарик, пущенный слишком сильно, способен разметать всю позицию. Впрочем, при умеренном ударе шарик всё равно застрянет в перекрестье - там нередко специально делают лунки.

Однако игра прекрасно идёт и с простыми фишками (аборигены Калимантана вообще чертили поле на песке и играли камешками и раковинами каури).



Что любопытно, все притязания Калиматана на авторство игры как минимум сомнительны:
подобные поля были обнаружены на камнях совсем в другой стране, а именно в Корее [...].
©Дмитрий Скирюк






Красный камень на C4 может сбить чёрный камень на D6,
перемещаясь вправо через три пустые клетки,
а затем вдоль круговой линии в правом верхнем углу доски.









image Click to view



Также см.: http://www.iggamecenter.com/info/ru/surakarta.html
Возможность поиграть в суракарту онлайн: http://www.ludoteka.com/surakarta-en.html
и скачанную на компьютере: http://smallgames.ws/9258-surakarta.html
Распечатать: http://print-n-play.blogspot.com/2015/11/surakarta.html

http://habrahabr.ru/post/219989/

другие материалы «Истории шашек»:
* Введение: «История шашек» от Дмитрия Скирюка
* Петтейя и Латрункули - шашки античности
* Настольные игры древности : «Мельница»
* «шашки» Средиземноморской Африки: Сиджа и Алькуерк
* Замма, Харбага, Дабло, «Битва змеев» : шашечные версии традиционных общин
* «Военные» настольные игры Индии

межкультурная компаративистика, игры древности, visual

Previous post Next post
Up