Данный пост, посвящённый настольной игре «суракарта» - комбинированный. Сперва мы приведём
очередной (тематический) фрагмент из «Истории шашек»
skyruk, после чего накидаем некоторое количество соответственного материала из сети.
Итак,
Индонезийская Суракарта
Африканские и индийские модификаторы алькерка просто шли по пути меньшего сопротивления - дополняли игровую сетку, увеличивали количество фишек и т.п. Но были случаи, когда люди не ограничивались этим и пытались полностью изменить игровую механику, получая иногда в результате интересные, удивительные, а порой - просто невероятные шашечные системы. И прежде чем мы двинемся дальше, есть смысл рассмотреть некоторые из них более подробно.
СУРАКАРТА
Суракарта (Surakarta, также «Карусель») - ещё одна причудливая игровая система, на этот раз с острова Ява.
Наверное, Суракарта - первая в мире попытка создать игровое поле с другой, неевклидовой геометрией, а точнее - «замкнуть» его на себя.
Происхождение её неясно. Совершенно неизвестно, насколько эта игра стара и вообще, имеет хоть какое-то отношение к острову Ява и его столице, кроме названия (и запомните: не «сурИката», а «СурАкаРта» по типу «Джакарта»).
Утверждают, что изображение подобного поля было найдено в некоем храме на Калимантане, хотя более надёжные источники датируют её возникновение XVII веком. При этом она была совершенно неизвестна в англоговорящих странах вплоть до второй половины XX столетия, когда Роберт Белл описал её в своей книге со ссылкой на французские источники. Сегодня большинство исследователей сходятся во мнении, что в основе Суракарты тоже лежит модифицированный алькерк.
Доска у Суракарты - просто кошмар Чебурашки.
В её основе сетка 6х6 перекрёстков со всеми диагоналями,
дополненная двойными петлями на каждом углу
Эти обходные развязки замыкают ортогонали друг на друга, то есть, само понятие вертикалей и горизонталей в игре отсутствует: фишка одним ходом может обойти всё поле, формально при этом не меняя направления движения, будто доска тороидальная или даже сферическая. Не могу внятно объяснить этот феномен, лучше поискать ответ у Лобачевского или даже Римана.
Правила очень просты, хотя немного необычны:
* Ход определяет жребий. У каждого игрока по 12 фишек.
Расстановка - в два ряда на двух первых и последних линиях.
* Ходят фишки по очереди, на один соседний перекрёсток в любом направлении, в том числе по диагонали. Петли не используются.
* Система взятия в Суракарте совершенно не похожа на все известные.
Рубка производится только в направлении ортогоналей, при этом можно двинуться на любое количество перекрёстков, но чтобы срубить фишку противника, надо «подъехать» к ней с тыла, то есть, фишка при взятии в обязательном порядке проходит угловую развязку и движется по линии дальше вперёд до столкновения с фишкой противника - и только после этого рубит.
При обычном ходе без взятия задействовать петлю не разрешается.
В Суракарте нет прыжка, взятие осуществляется по шахматному типу: рубящая фишка просто занимает поле, на котором стояла срубленная. Рубящая фишка при ударе может сделать несколько витков в двух-трёх углах доски, однако на её пути не должны стоять другие свои. Срубленная фишка удаляется с доски.
* Серия взятий в Суракарте не разрешена.
* Превращения фишки в игре нет.
* Цель игры - срубить все фишки соперника.
* Если фишек осталось мало и они свободны, но уже не могут поймать друг друга, победа присуждается игроку, у которого на доске осталось больше фишек, хотя обычно такого не происходит: фишка непременно окажется на линии удара.
При равном их количестве объявляется ничья.
Тактика в игре очень непривычная, но сам процесс весьма забавляет.
При взгляде на такую систему движения в голову невольно закрадывается мысль прорезать на доске желоба и играть шариками, превратив игру в подобие бильярда. Некоторые так и делают, хотя при этом надо соблюдать некоторую осторожность, чтоб не превратить игру в «Чапаева» - шарик, пущенный слишком сильно, способен разметать всю позицию. Впрочем, при умеренном ударе шарик всё равно застрянет в перекрестье - там нередко специально делают лунки.
Однако игра прекрасно идёт и с простыми фишками (аборигены Калимантана вообще чертили поле на песке и играли камешками и раковинами каури).
Что любопытно, все притязания Калиматана на авторство игры как минимум сомнительны:
подобные поля были обнаружены на камнях совсем в другой стране, а именно в Корее [...].
©Дмитрий Скирюк
Красный камень на C4 может сбить чёрный камень на D6,
перемещаясь вправо через три пустые клетки,
а затем вдоль круговой линии в правом верхнем углу доски.
Click to view
Также см.:
http://www.iggamecenter.com/info/ru/surakarta.htmlВозможность поиграть в суракарту онлайн:
http://www.ludoteka.com/surakarta-en.htmlи скачанную на компьютере:
http://smallgames.ws/9258-surakarta.htmlРаспечатать:
http://print-n-play.blogspot.com/2015/11/surakarta.html http://habrahabr.ru/post/219989/ другие материалы «Истории шашек»:
* Введение:
«История шашек» от Дмитрия Скирюка*
Петтейя и Латрункули - шашки античности*
Настольные игры древности : «Мельница»*
«шашки» Средиземноморской Африки: Сиджа и Алькуерк*
Замма, Харбага, Дабло, «Битва змеев» : шашечные версии традиционных общин*
«Военные» настольные игры Индии