ПЕИР 22.07.1935 Е.И.Рерих В.А.Дукшта-Дукшинской
...Так, я не боюсь никакой анафемы, и вряд ли кто из истинно преданных
Учению и эволюции духа может бояться ее. Так, никогда не буду отрицать
моих взглядов, что я верю в Неизреченный Божественный Источник, равно
пребывающий в каждом человеческом существе, и в рождение Христа в
человеке на его пути к совершенствованию. Тем более что каждый
образованный человек знает, что термины "Крестос" или "Кристос"
(Христос) заимствованы были из языческого словаря.
Словом "Крестос"
обозначался ученик-неофит, находившийся на испытании, кандидат на
Иерофанта. И после того как ученик прошел все испытания и через ряд
страданий, он был "помазан" при последнем ритуале посвящения и
становился на языке мистерий Христом, то есть "очищенным", и это
означало, что его преходящая личность слилась с нерушимою
индивидуальностью его и стала Бессмертным Эго. Ведь именно у первых
христиан Крестос, или Христос, был синонимом нашего Высшего "Я". И в
этом смысле надо понимать, что Христос является искупителем грехов.
Искупления за личные грехи совершаются душою-проводником, или
носительницей Христа, непрестанно, в целом ряде земных жизней нашего
индивидуального Эго. Распятый Христос каждого человека, при достижении
известной точки эволюции, должен спуститься в Ад и извлечь оттуда и
поднять к высшим или нормальным условиям душу, которая была ввергнута
туда в силу беззаконных деяний своего низшего "я". Другими словами,
Божественная Любовь должна достичь сердца человека, победить и возродить
человека, прежде чем он сможет осознать чудовищность своих прегрешений
против Божественного Закона простить самому себе за грехи, содеянные
против самого себя; и прощение это может быть достигнуто лишь при полном
слиянии и единении с Высшим "Я", или Божественным Законом Любви.
Так, в христианстве я придерживаюсь веры первых Отцов христианства. И
особенно люблю Великого Оригена и Св. Великого Антония. Моя мечта - о
Новом Вселенском Соборе, который вернулся бы к чистым истокам первых
веков христианства. В замечательных книгах "Добротолюбия", которые я так
люблю читать, можно найти много прекрасных мест. Там даже воздается
хвала врагам, ибо не кто другой, как именно враги вызывают наружу все
наши скрытые свойства и качества, причем их называют "Христовыми
прижигателями", ибо в старину многие болезни излечивались прижиганием. "
ПЕИР Ф.А.Буцену. 25.03.1935
"...Как я писала Александру Ивановичу, термины «Крестос» и «Кристос»
(«Христос») заимствованы из словаря языческих мистерий. Крестос, или
неофит, прошедший через все страдания и выдержавший все испытания, во
время последнего ритуала Посвящения при помазании становился Христом,
«очищенным», ибо его преходящая личность сливалась с его нерушимой
индивидуальностью, и он становился бессмертным Эго. Тождественность
этого понятия Христа можно найти и в Послании к Галатам, гл. 4, ст. 19, и
в Первом Послании к Коринфянам, гл. 3, ст. 16, и в Евангелии от Иоанна,
гл. 15, ст. 4, от Луки гл. 17, ст. 21. Книги «Добротолюбия» присланы
мне с Афона, но, несомненно, они имеются даже у некоторых староверов.
Некоторые страницы там изумительны и так схожи по духу со всеми
Восточными Учениями и Учением Великого Владыки. Замечательно там
утверждение Великого Антония о Царственном Пути, или Пути Равновесия,
Пути Среднем, который был завещан и всеми Гигантами Духа. Как прекрасен
труд освещения и очищения Учения Христа в духе Нового Учения и первых
Подвижников Христовых. Полезно было бы просмотреть также и историю, и
все постановления Церковных Соборов. Можно будет убедиться, как, с
веками прогрессируя в невежестве своем, отцы Церкви удалялись от Истины.
Также можно было бы воспользоваться и «Эзотерическим Христианством» А.
Безант, но, конечно, без ее ереси о предоставлении Иисусом своего тела
Духу Христа. Великий Иисус был полным Христом и не нуждался в участии
другого Духа для проявления. Но, конечно, так важно было бы иметь
сочинение Оригена «О Началах», там столько объяснений всем неясным
местам в Евангелиях и Библии. Труд очищения Учения Христа, доказывающий
жизненность его и единство со всеми великими Учениями Востока, явился бы
ценнейшим вкладом в нашу или убогую, или малодоступную духовную
литературу. Можно совершенно одуреть, читая труды современных
Богословов, и не только христианских, но и всех существующих религий.
Лишь идя к Первоистокам, можно открыть всю Красоту и все Единство
Великих Откровений..".
Т.Д. Том 2, стр. 525
" ...Дионисий един с Озирисом, Кришною и Буддою, небесным Мудрецом и с
идущим (десятым) Аватаром, Прославленным Духовным Христом (Christos),
который освободит страдающего Крестос (Chrestos) - человечество или
Прометея от его страданий. Это, как говорят браминские и буддийские
легенды, отзвучащие и в учении Зороастра и ныне в христианстве (в
последнем лишь иногда), произойдет в конце Кали Юги. И только после
появления Калки Аватара или Сошиох'а человек будет рождаться от женщин
без греха. ..."
ПЕИР . В.А.Дукшта-Дукшинской. 24.05.1936
" ... нет ничего кощунственнее ограничения человеческим сознанием
Несказуемого Величия Божественного Начала, разлитого во всей Вселенной.
Именно лишь от чудовищного невежественного умаления произошли все
недостойные понятия о Боге. Человек в самомнении своем стремится все
снизить до своего уровня и подобия. Впрочем, об этом достаточно сказано в
книгах Учения. Также грустно слышать об умалении Иисуса Христа.
Истинно, если начать перечислять таких Высочайших Духов, то пальцев на
одной руке окажется слишком много! Также напрасно унижать и матерь
Иисуса, ибо лишь чистое может дать рождение чистому. Также и непорочное
зачатие не есть выдумка, но, как и все, понимать нужно духовно. Истина
этого беспорочного зачатия принадлежит к другому, высшему плану. Все
Великие Учителя человечества родились от беспорочного зачатия, и это
есть великая мистерия жизни. Если получу разрешение, когда-нибудь поясню
эту великую красоту и тайну Бытия.
Вы правильно указываете, что книги Учения полны понятия о Божественном
Начале, или Боге, о Духе и Духовности и Духе Христа. Приведенное Вами
место - «дух Христа веет через пустыни жизни...» - есть все тот же
величественный Пантеизм, выше которого не может подняться человеческая
мысль.
Бог в нас есть единая реальность, все же остальное, как это прекрасно и
поэтично выразил Восток, есть лишь «игра Великой Матери Мира»!
Да, Вы вполне правы, что ни в одной книге Живой Этики нет упразднения
Великой Основы Бытия, так же как нет и умаления понятия Христа
(«Крестос») и Иисуса, принесшего и пострадавшего за то, что давно было
известно миру, но снова и снова забывалось людьми.
Так было, так есть,
но будем надеяться, что так не будет."