- Быть умным в нашей стране по-прежнему не модно. Слова «ботан» или «зубрила» используются как дразнилки, а фраза «ты чо, самый умный» звучит оскорбительно, - рассказывает со сцены молодой и симпатичный парень. И в этих словах между строк слышится многолетняя обида того самого «ботана», которого всю жизнь дразнили одноклассники. Он давно вырос и прекрасно понимает, насколько это круто, быть умным, заниматься наукой, знать больше, чем 90% людей на Земле, но… дразнилок вокруг меньше не стало.
- Это должны делать мы и сейчас. Объяснять детям, что наука - это здорово. Именно в наших силах сломать привычнее стереотипы, чтобы у следующих поколений «быть умным» считалось модным и крутым.
Родители в зале кивают головами. Именно за этим они привели своих детей в проект
«УМНАЯ МОСКВА».
«УМНАЯ МОСКВА» - потрясающий пример того, какой шикарный проект можно создать при почти полном отсутствии бюджета, если ты настоящий фанат своего дела.
Буквально на коленках, за картонными перегородками и шторками в КЦ «ЗИЛ» с его старомодным мрамором и пошарпанным паркетом, на сдвинутых столиках и разномастных стульчиках развернулся настоящий научный мир для детей.
АУ, ИНВЕСТОРЫ! Вы где? Вот в кого надо вкладываться!!! Вот кому надо выделять гранты, оказывать всестороннюю поддержку на всех уровнях и финансировать, финансировать, финансировать! Они сумели из ничего собрать огромный идеально работающий проект по приобщению наших детей к науке и популяризации УМА!!! Они пробуждают в молодом поколении страсть к познанию, желание учиться, развиваться, узнавать. Здесь и знания, и эксперименты, и игры, и понимание того, зачем вообще нужна наука, почему она так важна и какую роль играет в нашей жизни!
А если им выделить площадь в каком-нибудь модном ТЦ, отстроить на ней какой-нибудь блестяще глянцевый детский городок, но не профессий, а наук… Дать достойную рекламу, чтобы все узнали об этом проекте - это ведь будет настоящая БОМБА! Он заткнет за пояс все Кидбурги и Кидзанию, я в этом уверена абсолютно! Уже вижу в нём аллею Менделеева и переулок Эйнштейна, стилизованные фасады ведущих мировых университетов и прячущиеся за ними лаборатории по физике, химии, биологи, и т.д. и т.п. И еще обязательно фонтан в виде атома на главной площади! Волонтёры бы в этом городке назывались профессорами, в качестве документов детям выдавали бы студенческую зачётку, вместо денег им ставили бы баллы в зачетку, которые конечно можно было бы обменять на наборы для домашних экспериментов в местном магазине!
Ох, мы были бы завсегдатаями в таком центре!!!
Я очень хочу, чтобы так было. Очень верю, что так и будет. Может быть без фонтана или студенческой зачетки, но очень хочется, чтобы проект не стоял на месте, развивался, осваивал новые форматы и заражал своей страстью к науке всё больше и больше детей!
А пока всё еще только в процессе, мы будем ходить на занятия
«УМНОЙ МОСКВЫ» в КЦ «ЗИЛ», не обращая внимания на его старомодный мрамор, пошарпанный паркет и картонные перегородки! Потому что в принципе это всё это мишура, и к сути происходящего не имеет никакого отношения.
Суть же заключается в том, что всё происходящее за этими перегородками, происходит ПО-НАСТОЯЩЕМУ! Если дети собирают компьютер - значит он на самом деле должен заработать. Если ищут противоядие, то из настоящих трав. Если делают фейерверк… Ну вы поняли. Когда они начали на самом деле поджигать непонятные реактивы в чашечках, я слегка струхнула. Но виду, надеюсь, не подала…
Но ведь это как раз то, как оно должно быть!!! Никакой имитации! Все по-честному! Это так подкупает!
Разумеется, все эксперименты проходят под чутким руководством взрослых… И всё совершенно безопасно. И любой эксперимент начинается исключительно с обсуждения техники безопасности!!!
Но всё же родителям дико страшно на это всё смотреть. И именно поэтому, родителей изолируют от детей, развлекая научно-познавательными лекциями, пока их дети экспериментируют! Кажется, это единственный проект, в котором создатели всерьез озадачились тем, куда девать родителей, чтобы они не мешались и не скучали на заднем плане… Очень грамотно! И кстати очень интересно. Я стремилась поснимать детей, но когда заглянула ради пары кадров во взрослый лекторий, зависла до самого конца!
Вообще организация заслуживает отдельного восхищения. Буквально от входа вас подхватывает поток и несет по своей четко продуманной логике прямо к началу представления. Регистрация - распределение по командам с учетом возраста, получение бэйджа; мини-квест, чтобы не скучать и не беситься в холле, получение лабораторного халата (а как же без него); изюминка - просмотр старых мультфильмов в зале (чтобы не ерзила на стуле в ожидании "третьего звонка"! Блестяще! Вопросов не возникает. Куда идти, где садиться, что делать. Всё очевидно, понятно и работает четко, как часы!
Небольшая вводная - и команды уходят в маршрут!
И каждый, КАЖДЫЙ ребенок обязательно будет пробовать, поджигать, подключать и далее по сюжету! Обязательно... За этим следят. И даже если он застесняется, испугается или протупит, ему помогут, поддержут, подскажут и напрявят руку!!!
Наша программа называлась «Научный Новый год». Но к Новому году она имела очень отдаленное отношение. Скорее это был просто повод, предлог, чтобы пофантазировать, придумать что-нибудь… (Ну и надеть на ведущих красный колпачки!)
И придумали легенду о сломанной машине подарков и фотографиях Менделеева и Эйнштейна в телефоне Деда Мороза. «А может быть, Эйнштейн и есть Дед Мороз?» предположил ведущий? И детей повели командами через комнаты с экспериментами, где они найдут и соберут недостающие части от сломанной машины. Это цель… И легенда, и цель очень важны!
А в конце всех ждали подарки! Нет, не конфеты… Конечно же эксперименты! Набор для домашних экспериментов. И это очень круто, потому что на нормальных «ёлках» подарки исключительно сладкие и их либо продают, либо раздают по заранее приобретенным купонам. А здесь их получают все без исключения и по умолчанию!
Легенда связывает логикой эксперименты, эксперименты дают «артефакты», артефакты способствуют получению подарков. В процессе получаются знания и зарождаются идеи! Всё это делает проект цельным, законченным. И пусть я ни черта не смыслю в детской психологии, но мне кажется, что детские мероприятия должны выглядеть именно вот так и никак иначе!!!
Да, я далека от науки, увы… Но мне очень хочется, чтобы заниматься наукой было модно! Чтобы мой маленький очкарик и без пяти минут «ботан» не стеснялся того, что передачи NAT GEO для него интереснее мультиков про Ниндзяго (или как там их). Наверное, кто-то скажет, что я «хочу реализовать свои собственные амбиции через своего ребенка» … Ну может и так. Пока ребенку это всё нравится, я присматриваюсь к очередной программе проекта "УМНАЯ МОСКВА", благо выбор там есть, и одно интереснее другого. А когда он захочет бросить университет и стать рок музыкантом, я найду в себе силы его поддержать! =)