(Birka III, S. 58-67). Перевод: Ольга Яновская (engisdottir).
Редактура перевода: Юлия Колпакова (Сова).
Переведено местами реферативно, местами целиком.
Фрагменты шелковых тканей встречаются примерно в 45 захоронениях. Шелк использовался в небольших количествах, в виде узких полос и небольших лоскутов, нашитых в качестве отделки на другие ткани. Использовали, в основном, самит, реже и экономнее - тафту.
В одном-единственном случае найден кусок самита такого большого размера, что можно обоснованно предположить одежду из шелка. Фрагменты тонких узорных тканей S3 и S5 могли представлять собой целые предметы одежды, скорее всего шапки. На это указывает шов на фрагменте S3.
Шелковое волокно во всех исследованных случаях представляет собой культурный шелк, т.е. произведенный тутовым шелкопрядом. Оно обрабатывалось различными способами. В самой часто встречающейся разновидности тканей, самитах, шелк явно обесклеен, т.е. с него удален склеивающий волокна серицин. Таким способом получали шелк с наиболее сильным блеском. Так же были обработаны нитки в тканных на дощечках галунах.
В тонких тканях типа тафты и в ткани с флотирующими нитями (прим. ред. пер.: флотирующими называют нити, которые ни с чем не переплетаются и лежат длинными пролётами на ткани), S1, S2 и S3, был использован необесклеенный шелк (сырец). Шелк-сырец не так сильно блестит, как обесклеенный шелк, и поэтому ценился меньше. Но он очень прочен и идеально годится для изготовления тонких тканей. То, что шелковины не скручены, а только склеены между собой серицином, указ
ывает на то, что ткань была изготовлена в местах производства шелка, там же, где разматывали коконы: некрученый шелк вряд ли пережил бы транспортировку. Можно предположить, что ткани происходили с Дальнего Востока. Техника изготовления и узор ткани S3 подтверждают это предположение: их аналоги есть среди китайских шелков эпохи Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), найденных А. Стейном в Лоулани (Taf. 38:6-7) и П. Козловым в Ноин-уле. Шелка того же типа найдены в греческих захоронениях III в. до н.э. в Крыму (их можно отнести к самым ранним китайским импортам). Китайские ткани с крупным узором из Пальмиры (опубликованы Пфистером и датируются временем до 273 г. н.э.) представляют собой более продвинутую стадию развития того же технического принципа, но качество шелковых нитей в этих тканях такое же, как у нашего фрагмента (ткани S3).
Произведенные западнее самиты, в отличие от китайских тканей, состоят большей частью из утка, а их основа часто бывает скручена. Самиты составляют подавляющее большинство находок. Эта техника ткачества характерна для стран Средиземноморья и Персии. Так как рисунок на тканях не сохранился, места их производства определить невозможно. Возможно, систематическое исследование технических особенностей помогло бы прояснить этот вопрос. Одна техническая особенность - одинарная внутренняя основа вместо двойной - объединяет ткань S5 с шелковыми тканями из Осеберга. Двойная основа, характерная для тканей S4, встречается также в тканях, относящимся к реликвиям датских святых. Одна из этих тканей датируется XI веком, другая, скорее всего, значительно старше. (Схема на илл. 16 принадлежит красно-синему шелку с изображением орлов из раки св. Кнута в соборе в Оденсе, совпадающему по структуре с шелком из Бирки. Фрагменты из Бирки слишком плохо сохранились, чтобы точно исследовать переплетение). Единообразное качество тканей S4 указывает на то, что все они изготовлены в одном месте. Скорее всего, они произведены в Византии и привезены через Русь. (См. свидетельства ибн Фадлана и русско-византийские договоры). Кроме этого, шелк мог поступать в Бирку и западным путем через Каролингскую империю.
Типы тканей
S1а. Bj 824. Taf. 13:3. Тафта. Плотное и ровное полотняное переплетение. В основе и утке одинаковая плотность (28 нитей/см) и сорт нитей. Нить очень ровная и состоит из 150 шелковин, слабо скрученных между собой. Шелк не обесклеен (на волокнах остался серицин). Химический анализ позволяет предположить, что изначальный цвет был желтым (А.Гейер едва ли согласна с этим, так как по ее мнению цвет должен контрастировать с золотом). Описанный фрагмент тафты представляет собой окантовку вокруг 10-тисантиметрового куска золотного галуна (B22) шириной 2-3 мм. В погребениях 731 и 750 тафта применена таким же образом. Также она служит фоном для вышивок St 16 («золотой олень») и St 26.
S1b. Bj 731. Маленькая «ленточка» из тонкой светло-коричневой тафты, пришитая к месту для крепления цепочек на обратной стороне круглой серебряной филигранной фибулы шведской работы. Ткань сложена в несколько раз и прошита мелкими стежками шелковой ниткой, такие же нитки использованы для прикрепления ленточки к фибуле.
Хотя обычно необесклеенный шелк (шелк-сырец) ценился невысоко, в Бирке он, похоже, считался редкостью и ценностью: он встречается редко (всего 5-6 раз), его сочетали с дорогим инвентарем и изделиями из золотой проволоки и использовали исключительно экономно.
S2. Bj 660. Taf. 13:2. Тонкая, относительно редкая двухремизная ткань. В одной системе нитей плотность составляет 19 нитей/см, в другой, неравномерной, 26-28 н/см. Которая из них является основой - неясно, предположительно - та, которая ровнее и реже. Нить лишена блеска и при обычном рассмотрении под лупой не похожа на шелк. Фрагменты мелкие, тонкие, плоские и очень ломкие; на вид напоминают скорее шелковую бумагу, чем ткань. Химический анализ, впрочем, показал, что материя сделана из необесклеенного шелка. Каждая нить в ткани состоит из разного числа шелковин, склеенных, но не скрученных между собой. Своеобразного вида ткани химический анализ не смог объяснить, однако можно предположить, что ткань подверглась некой аппретуре или иной обработке, результат которой удивительным образом не пропал за столетия в мокрой земле. Вышеописанные фрагменты были найдены вместе с полосами шелка S4, часть из них лежала сложенной в несколько раз.
S3. Bj 944. Taf. 13:4, Abb. 17. Тонкая шелковая ткань с узором, образованным разными переплетениями. Раппорт узора нигде не сохранился целиком, но может быть с большой вероятностью реконструирован, как показано на илл. 17: маленькие квадраты чередуются с более крупными ступенчатыми четырехугольниками, заполненными маленькими точками или звездочками. Фон образован довольно равномерным полотняным переплетением. Узор создается длинными перекрытиями (основными на одной стороне, уточными на другой) по 3, 5 или 7 нитей и состоит из диагональных линий. Эффект основан на контрасте между матовой поверхностью полотняного переплетения и блеском флотирующих нитей; особенно он заметен у тканей высокой плотности. Подобное переплетение можно считать переходной ступенью к камке. См. Taf. 38:6-7 (приведена выше. Прим. пер.).
Кроме этого, флотирующие нити стремятся сбиться в группы, между которыми образуются пустые места, и узор по сравнению с фоном выглядит ажурным.
У ткани нет выраженной изнанки, хотя узор мог в зависимости от соотношения плотности основы и утка быть более четким с одной стороны. Плотность ткани: 46 нитей/см в одной системе нитей и 54 нитей/см в другой. Которая из них является основой, невозможно установить, но вероятнее всего та, что менее густая. Более густой уток флотирует на той стороне, которая, судя по шву и расположению серебряного позумента, считалась лицевой. Узор на этой стороне четче.
Микрохимический анализ показал, что ткань сделана из необескленного шелка. Кроме этого, при большом увеличении был выявлен слабый голубой оттенок одной системы нитей (вероятно, утка). Можно предположить, что он происходит от окраски индиго, и ткань, таким образом, была двухцветной. Впрочем, синий оттенок может происходить и от меди, входящей в состав серебряного сплава. Сейчас ткань имеет темно-коричневый цвет, невооруженным глазом разница оттенков не видна.
Фрагменты сохранились благодаря окислам нашитой на них серебряной отделки, и это обусловило их форму. Остались отверстия от швов. Когда позумент спороли, под ним оказался аккуратный запошивочный шов с подогнутыми и простроченными с двух сторон припусками. Соединенные этим швом края деталей изогнуты, один больше, другой меньше. С той стороны, где позумент становится уже и, вероятно, оканчивается, ткань обрезана по нитке, а выше - по косой. Ткань была обернута вокруг узкого конца позумента, вероятно, он был обшит ею. Все вместе, возможно, могло представлять собой некую шапку со швом поперек макушки и складками около ушей.
Под лупой на ткани заметны маленькие пятна золотой краски. Золотая пыль лежит на поверхности ткани и, должно быть, была нанесена с помощью кисти или штампа и какого-то связующего вещества. Фрагменты краски слишком малы для химического анализа, который мог бы установить метод нанесения на ткань.
S4 a-d.
Taf. 12, 16. Шелковая саржа с двумя утками (т.е. самит, Гейер этим термином не пользуется и везде пишет Doppelköper - прим. пер.). Переплетение ясно из схемы. У ткани две основы: связующая и внутренняя. Связующая основа переплетается с утками в 3-ремизной уточной сарже. Один уток виден с лица, второй спрятан на изнанке. Внутренняя основа разделяет и организует их внутри ткани. При смене цвета утки как бы меняются местами. В месте смены цвета две нити одного цвета прижаты друг к другу, что указывает на то, что ткач сразу прокидывал первый челнок обратно, прежде чем браться за второй. В гладких тканях порядок прокидки утков был, разумеется, таким же, хотя на схеме слева утки изображены чередующимися через один.
Только по перебоям в фактуре (в том месте, где происходит смена цвета, на ткани получается нерегулярность переплетения или бороздка) и иногда по оттенкам коричневого цвета можно понять, что ткани были когда-то многоцветными, тогда как сейчас они полностью утратили цвет.
Материалом для самита служит обесклеенный шелк тутового шелкопряда. Во всех образцах S4 внутренняя основа сдвоена: каждая нить связующей основы чередуется с двумя нитями внутренней. Нити во всех тканях довольно одинаковы. Основа состоит из тонких и крепких нитей, не слишком сильно скрученных влево. Нити утка всегда более толстые и скручены настолько слабо, что направления крутки не видно. Толщина уточных нитей в одной ткани может сильно варьироваться. Уток гуще основы; плотность видимого утка, как правило, превышает плотность основы примерно вдвое. Так как половина уточных нитей всегда закрывает другую, реальное количество уточных нитей в 1 см вдвое больше, чем плотность видимого утка.
Самит в находках вст
речается различной толщины и качества. Можно выделить четыре сорта:
S4a. Bj 735. Taf. 15. Самый крупный кусок шелка, найденный в Бирке - размеры прим. 19х12 см. Сбои фактуры в некоторых местах указывают на то, что ткань была узорной. И нити, и сама ткань грубые и неровные. Плотность основы 10-12, местами 14 нитей/см. Плотность видимого утка 30 нитей/см (всего 60 уточных нитей/см).
S4b. Bj 944. Уток очень неровный, встречаются утолщения. Неясные следы узора. Плотность связующей основы 12-14 нитей/см.
S4c. Bj 524. Ровная ткань среднего качества. Основа равномерная, 15 нитей связующей основы на см. Уток не такой густой, как обычно - плотность видимого утка 23-24 нити/см. Есть сбои фактуры, возможно, указывающие на смену цвета, но разницы оттенков не видно. Анализ показал, что ткань сделана из обесклеенного шелка, и позволил предположить, что она была желтого цвета, но Гейер сомневается в этом.
S4d. Bj 944. Ткань лучшего качества с явно выраженными местами смены цвета. Плотность связующей основы 16-17 нитей/см, плотность видимого утка - 42 нити/см. Соткано очень ровно, шелк блестит. Наличие двух оттенков коричневого цвета указывает на то, что ткань была узорной. Фрагмент слишком мал, чтобы определить характер узора.
S5. Bj 944. Taf. 13:1. Тонкий полосатый самит с отчетливым узором. Переплетение такое же, как и у вышеописанных фрагментов, но внутренняя основа одиночная, а не сдвоенная. И основа, и уток - более редкие. Основа состоит из тонких, сильно скрученных нитей, плотность 32 нити/см (связующей основы - 16 нитей/см). Уток грубый (особенно в полосе с узором) и почти не скручен. Плотность по утку сильно варьируется. На самой широкой части фрагмента различима полоса шириной 13 мм, на которой выделяются две одинаковые фигуры. Она окаймлена узкими полосами с очень тонким и менее блестящим утком. За ними следует полоса с толстым и блестящим утком, на которой не видно никакого узора. После нее еще одна узкая тонкая полоса и более толстый участок с темными пятнами (узором, возможно).
Фрагмент состоит из неровного, косо отрезанного куска размерами около 3х10 см, с одного конца подрубленного (ширина подворота 5 мм), с остальных - обтрепанного. Впечатление, будто фрагмент был сильно смят. Кроме этого, имеется маленький кусок длиной ок. 3 см, большею частью состоящий из подрубленного края, с очень узким подворотом, подшитым довольно грубой шелковой ниткой. Фрагменты явно составляли самостоятельный предмет одежды - они не были, как большинство найденных тут остатков шелка, нашиты на другую ткань в качестве отделки.