И. Хэгг. Костюм Бирки. Часть 5.

Oct 19, 2011 00:06


5. Мужской костюм   
В мужских захоронениях сохранилось значительно меньше слоев одежды, чем в женских. Различные предметы одежды часто можно различить только при помощи планов захоронений и отличительных признаков самих фрагментов. С другой стороны, преимущество в том, что можно сравнить находки мужского костюма со сведениями современных письменных источников. Сообщения ибн Фадлана о русах на Волге (около 920 г.) и ибн Русте (сер. Х в.) сохранили много интересных подробностей как об одежде, так и об обряде погребения, что может особенно познавательным в отношении Бирки. Также есть много современных, более ранних и более поздних изображений, которые дополняют наши знания о костюме. Упомянем некоторые из важнейших скандинавских изображений людей: ковер из Осеберга, штампованные пластины на шлемах из Венделя и Вальсъерде, матрицы из Торслунда и другие образцы прикладного искусства, а также поминальные камни из Готланда (см. Hougen 1940; Stolpe & Arne 1912; Arwidsson 1954, 1977, 1983; Lindqvist 1941-43).
На эти материалы часто ссылаются в литературе о костюме, т.к. долгое время они были главными источниками для реконструкции мужского костюма. Остатки мужской одежды в захоронениях Бирки впервые были подвергнуты системному анализу по археологической методике только сейчас. Результаты анализа кратко изложены здесь. Положение дел, особенно в области мужского костюма, сильно изменилось благодаря находкам текстиля из Хедебю. [Сноска внизу страницы: Среди текстильных фрагментов из гавани Хедебю (X в.) были обнаружены значительных размеров остатки от 10 различных предметов мужской одежды: нижняя и верхняя рубахи, шаровары, длинные штаны, гетры/чулки (др.-исл. hosa), обмотки, кафтан или запашная куртка, куртка из грубошерстного сукна, маска и плащ (Hägg 1984 a-b). В поселении внутри полукруглого вала встречаются такие же фрагменты и, кроме того, различные головные уборы (Hägg, рукопись на стадии подготовки - прим. ред. пер.: в виду, скорее всего, имеется Die Textilfunde aus der Siedlung und aus den Gräbern, вышедшая в 1991 г.)] В какой мере эти новые результаты можно относить к Бирке, выяснится в результате дальнейшего подробного анализа.

Таблица 7. (На стр. 66.) Мужские захоронения с остатками текстиля от одежды. Положение фибул/булавок отмечено цифрами: 1 = на плече, 2 = на бедре, 3 = невозможно определить.
Захоро-нениеПлащКафтан/курткаРубахаГоловной уборПрочие фрагменты ткани и отделки одеждыТип тканиПоложе-ние фибулы/ булавкиТип тканиТекстильные элементы отделкиТекстильные пояса с украшенными концамиПуго-вицыКожаные поясаТип тканиТекстильные элементы отделкиТипТип ткани и текстильные элементы отделки58АW61S4?  sB  P960B3W43 от кафтана или плаща?73АW*3*грубая; тонкая шерсть (кафтан?); D71572пряжка
накладка*W39 от кафтана или плаща
*следы на остатках кожаного пояса4783пряжка
накладкашерсть с ворсом около фибулы; gB4953?S44  sB4961пряжкаАS44  sB
St29  sP510W43пряжка514S4  St9520W12?P10S4  P205242?S4  P16S4 St30-31AgP7  St25?P12  P14  P21-22542AgP5у головы «серебряное украшение и бусины»5532W35 от кафтана или плаща5612?P22CgB23 (лента)sB  gP17  P235811AS4  St22-23St12  P  sB  gB;
серебряный наконечник на шапке6241S4  St56282CgB (лента)W от кафтана или плаща6432P9?sB?gB236442?S4  gB23  St27AS4  gP4серебряный наконечник на шапке
бронзовое украшение703АS4  sB3-47102AS4  sP6  sB716W28накладкиS4  sB2C?gB (лента)7311    3?sgB22St1b (лента)  St19  P735A1WS1  S4  St8
 St 3  sB17-18  sB20gB23d  St? (золотая лента); St 17, реликварий (?)736W9?3AgP8  sB7502?пряжка??S4  gB22-23  St1  St23  St28; золотая лента7521sB1?
мех?10пряжка798W1WP10B?W  P1-2sB832W1    3WS4  P10-11S1  St26  P9BP10  P12?P18  St16; St 18,
реликварий(?)834W?1842W?S4  sBS4  sSt8552WS4 sB9W от кафтана или плаща8862WS4  St6BP3P8-9903FH?sB39041W2FH  со складочками от штанов?905W1штаны FН; гетры? W34; следы серебра918W?1пряжкаFH от  нижней или верхней рубашки?9443FH4S4  P11  St2S4  P15  P137FHS4  sB6-7BS3  S5  P119492?пряжкаW45 от кафтана? W10 от рубахи?956W1?2пряжкаsB9572?W?S4  sB6-7BP10W от кафтана или плаща9582S4  sBW1 от кафтана или плаща; Р9762В?S4  B7  P10?  BrP249772sB5  sB8B?98524W от кафтана или плаща?10741W3418пряжка
накладкисукноостатки меха?10762пряжкаsB101125BsBP19  бронзовая пуговица1151S4  P?P  St10?sBsB
Текстиль от одежды сохранился приблизительно в пятидесяти мужских захоронениях, см. табл. 7 (трупосожжения здесь не рассматриваются, т.к. в них невозможно определить расположение элементов одежды). Можно выделить следующие элементы костюма: плащ, куртка (нем. Leibrock) или кафтан, нижняя рубаха, штаны, гетры, различные головные уборы, кожаные или текстильные пояса. Обувь не сохранилась. [Сноска внизу страницы: Название Leibrock взято у Гейер и относится к предмету одежды, который был «примерно до колена длиной», носился «с ремнем или без него» и в некоторых случаях мог быть и накладной одеждой (Birka III, c. 142 и сл.). Итак, Гейер не делает различия между накладной рубахой с одной стороны и распашной курткой с другой стороны. Однако, глухую накладную рубаху стоит рассматривать в качестве самостоятельного предмета одежды. Мы здесь будем называть курткой распашную одежду, которая носилась поверх нижней рубахи.  Происходит она, предположительно, от восточного кафтана или запашной куртки (см. Hägg 1984b, c. 188 и сл.). Возможно, куртка тождественна одежде, называемой в сагах kápa (Falk 1919, c. 185 и сл).]
Плащ был шерстяной. Ни один из сохранившихся фрагментов (ср. табл. 7) не относится к тонким камвольным тканям (II или III группы тканей по Гейер, см. Birka III, 22 и сл., 34 и сл.), к которым принадлежат почти все шерстяные ткани женского костюма. Немногочисленные шерстяные ткани более грубого качества, обнаруженные в женских захоронениях, обычно также считают остатками плащей (см. с. 63). Мужские плащи могли изготавливаться из сравнительно грубой шерстяной ткани (ткани I группы по Гейер, W 1-9) или из похожей на сукно материи [Стр. 68.] (группа IV, W 34-45; Birka III, 20 и сл., 37 и сл.). К последней группе относятся шерстяные ткани, хотя зачастую и тонкие, но значительно более сбитые, более «пушистые», чем камвольные, вне зависимости от того, подвергались они валке или другой обработке или нет. Таким образом, материал для плаща (что логично) подбирается в первую очередь так, чтобы было тепло.
Во многих случаях плащ был предположительно синего цвета, судя по некоторым фрагментам тканей группы IV. Больше ничего о внешнем виде этой одежды точно сказать нельзя, так как остатки ткани очень малы.
Плащ скреплялся подковообразной фибулой, булавкой или кольцевой фибулой с длинной иглой. Эти застежки иногда лежали в захоронениях на значительном расстоянии от тела. На основании этого Гейер предположила, что в некоторых захоронениях плащ клали отдельно (Birka III, 141). Часто следы скелета совершенно отсутствуют, так что тяжело точно определить, где на костюме располагалась фибула. В некоторых случаях покойника располагали сидя (Gräslund 1980, 37 и сл.), из-за чего реконструкция первоначального положения фибулы очень сложна или даже невозможна. Кольцевые фибулы и булавки, однако, в основном могли находиться в двух положениях: или на правом плече, или у правого бедра (ср. табл. 7). Расположение плащевой фибулы на плече традиционно, в то время как размещение на бедре не имеет аналогов. Конечно, можно полагать, что так низко фибулу закалывали только при погребении, чтобы была видна одежда, которую обычно носили под плащом и которая во многих захоронениях была наиболее богато украшена: кафтан и рубаха. Следующим шагом в этом направлении стало то, что плащ начали класть в могилу отдельно, как, например, в захоронении Bj 944, в котором к тому же обнаружены остатки самого роскошного костюма из найденных в захоронениях Бирки. Можно установить (хотя речь, очевидно, не идет об абсолютной закономерности), что в захоронениях с богато украшенными куртками фибулы встречаются на бедре вдвое чаще, чем на плече. Именно этот факт дает нам другое, вероятно более правильное объяснение положения данных фибул: возможно, они относятся вовсе не к плащу, а к куртке (ср. Hägg 1984b, 189).
В захоронении Bj 510 сохранилось несколько фрагментов шерстяной ткани  (W 43) от предмета одежды - куртки или рубахи, - не имевшего отделки, подобной описанной ниже. Четкие отпечатки кожаного ремня и пряжки говорят о том, что этот предмет одежды носили с поясом. Остатки подобной шерстяной одежды есть в другом захоронении, Bj 73А, в котором обнаружен также фрагмент более грубой шерсти от плаща.
Уникальной находкой являются бронзовые крючки из погребения Bj 905 (Birka I, Taf. 91:6), которые согласно плану погребения лежали на икре, прямо под коленной чашечкой. На обратной стороне крючков находились остатки грубой шерстяной диагональной саржи (W 34), вероятно от пары гетр (Birka III, 145). Крючки на обеих ногах были направлены вверх и зацеплены за железные кольца, пришитые к нижнему краю штанов длиной до колена. На железных кольцах обнаружены остатки льняной ткани, которые указывают на то, что штаны были полотняные или, возможно, шерстяные с льняной обтачкой.
Застегивающийся спереди на пуговицы кафтан или куртка встречается в пяти мужских захоронениях из тех, где найден текстиль, см. табл. 7: Bj 716, 752, 944, 985 и 1074. Пуговицы бронзовые (в Bj 985 свинцовые), круглой формы, гладкие или с простой насечкой (Birka I, Taf. 93:1-9 и 19). Такие пуговицы встречаются иногда по одной или в небольшом количестве в совершенно другой функции - как украшение на различных сумках (Birka I, Taf. 128:2; ср. главу «Кошельки и сумки» (Gräslund, Birka II:1)). Во всех пяти захоронениях ряд пуговиц шел от шеи и заканчивался у талии. В трех захоронениях (Bj 716, 752 и 1074), кроме того, был кожаный пояс с пряжкой и накладками, подробно обсуждавшийся у И. Янссона (1978, 383 и сл.) и здесь (т.е. в Birka II:2 - прим. ред. пер.) в главе 10.
В самом богатом захоронении из этих пяти, Bj 944, кафтан сделан из полотна, на которое была нашита шелковая кайма и другая отделка (Р11, St 2; Birka III, Taf. 29:1-2 и 30:2). С этим кафтаном не найдено кожаного пояса, зато в захоронении обнаружен позумент из серебряной канители (Р13 и 15 (?); Birka III Taf. 28:3 вверху и 35:2), которым, вероятно, были украшены свисающие концы шелкового пояса.
В пятом захоронении с остатками кафтана с пуговицами (Bj 985) кожаный пояс также отсутствовал. Вероятно, здесь пояс тоже был текстильным.
Отделка найдена также в некоторых других захоронениях, в которых нет ряда пуговиц, но в которых все же может быть распашная одежда типа кафтана. В камерном захоронении Bj 832 найдена позументная кайма, Р10 и Р11, а под ней шелк и плотная серо-голубая шерстяная ткань. К этому предмету одежды, [Стр. 69.] вероятно, относится пояс с изображенным в Birka III, Taf. 34:6 наконечником из шелка (S 1). Он был украшен вышивкой из серебряной проволоки (St 26) и каймой из позументных узелков (Р 9). Подобные кафтаны, возможно, были также в захоронениях Bj 520, 524, 561, 624, 643, 644, 798, 886 и 949, где встречается такое же сочетание отделки (см. табл. 7).
Итак, куртки и кафтаны изготавливались как изо льна, так и из шерсти. В качестве отделки встречается прежде всего позументная и плетенная из серебряной канители кайма, а также вышивка золотой и серебряной проволокой. Тесьма с золотым утком в двух случаях использовалась, возможно, как отделка лацкана: уложенная углом золотая тесьма (gB 23) в захоронении Bj 644, которая обрамляла две нашивки в виде звезды из серебряной проволоки и золотого листа, и так же уложенная уголком золотая тесьма (gB 23) в захоронении Bj 524, которая среди прочего обрамляла две нашивки в виде звезды из золотой проволоки (Р 16). Функции многих золотых галунов из богатого захоронения Bj 750 нельзя определить более точно. План захоронения показывает, что некоторые ленты лежали углом, поэтому их можно отнести к лацкану кафтана или рубахи или к головному убору.
Напротив, галун с серебряным утком, похоже, не использовали на кафтанах. Зато этот вид отделки оказывается особенно характерным для рубах, потому что, как и в женском костюме, отделка кафтанов и рубах (у женщин, соответственно, платьев), как правило, различна. Украшенная галуном рубаха встречается в нескольких мужских захоронениях (см. табл. 7). Судя по сохранившимся фрагментам, рубахи тоже делались изо льна или шерсти с отделкой из шелка и галуна по краю. Иногда встречается также вышивка, например, на мужской рубахе из камерного захоронения Bj 735. Эта рубаха изготовлена из серо-голубой шерстяной ткани с шелковой отделкой и галуном (sB 17, 18 и 20). Отделка крепилась на основной материал швами и маленькими штифтами. Талия обозначена вышивкой серебряной проволокой в форме меандра (St 8, Birka III, Taf. 36:5). Рубашка украшена похожей вышивкой шелковыми нитками (St 3, Birka III, Taf. 21:3). Рукава были длиной до запястья либо «три четверти» и украшены идущей вдоль и поперек тесьмой.
В богатом захоронении Bj 944 под кафтаном была полотняная рубаха. От плеча до икр она отделана шелком и тесьмой с серебряным утком (см. В 6-7). Рукава были длинные и украшены тесьмой вдоль руки и вокруг запястья (Birka III, Taf. 28:3 внизу).
Рубаху могли носить без кожаного пояса, по крайней мере богато украшенную шелком и галунами. Видимо, шелковые пояса с широкими наконечниками тоже не относились к этому предмету одежды (ср. табл. 7). Очевидно, и женские аналогичные платья носились без подобного роскошного пояса. На то, что пояса с широкими наконечниками из мужских захоронений Бирки на самом деле относятся к кафтану, указывает отделка позументами, которая встречается именно на кафтане/куртке, а не на рубахе.
Как и в женском костюме, украшавшие мужскую рубаху галуны во всех сохранившихся случаях сотканы из волоченой проволоки. Плоская бить не обнаружена ни разу. От основной ткани кафтанов и рубах в мужских захоронениях осталось крайне мало, лишь то, что было законсервировано в оксидах и земле вокруг галунов и позументов. Остатки шерсти, которые все-таки сохранились, имеют плотную структуру и выглядят свалянными. В захоронении Bj 855 найден фрагмент рубахи из очень плотной саржи (ломанной ромбами?) с приблизительно 40 нитями основы (?) на 1 см. (Вопросительные знаки автора. Прим. ред. пер.) Пряжа в одной системе нитей (вероятно, в основе) Z-крутки, в другой S-крутки. В этом отношении ткань отличается от обычных тонких камвольных тканей, у которых почти всегда уток Z-крутки. (ср. Hägg 1984b, 195 и сл.).
Фрагменты льняного полотна еще малочисленнее и часто почти полностью истлели, но они явно не отличаются от материала женских льняных платьев.
Место и функции в костюме множества найденных в мужских захоронениях вышивок золотой и серебряной проволокой, галунов и позументов остаются неясными (ср. табл. 7). Многое может относиться к аксессуарам костюма, например, сумкам и кошелькам. Сюда относятся, наверное, часто изображаемые шелковые сумки со смотрящими назад оленями из камерных захоронений Bj 735 (St 17) и Bj 832 (St 16; Birka III, Taf. 36). На вышивке St 17 сохранились остатки шелковой сумки (реликвария), на которой была выполнена вышивка. [Сноска внизу страницы: См. Hägg 1984a, 213 и сл. Здесь автор обращается к подготовленной в 1979-1980 гг., но еще не опубликованной рукописи (Hägg 1980).]
Идентификация усложняется прежде всего тем, что мы не знаем точного местоположения фрагментов. Часто бывает тяжело, а то и невозможно определить, где точно в захоронении лежала сохранившаяся кайма и отделка, какая тесьма [Стр. 70.] соответствует обозначению на плане и т.д., так как на плане почти никогда не отображены все найденные в могиле украшения. Кроме того, как уже говорилось, костяк в погребении часто совершенно истлевает, и изобразить его на плане невозможно.
Многие из спорных украшений, однако, несомненно относятся к головным уборам, остатки которых имеются примерно в двадцати мужских погребениях. В двух захоронениях, Bj 581 и 644, на планах четко видно, что на голове была островерхая шапка, обозначаемая далее как шапка типа А. Кончик шапки в обоих этих захоронениях украшен конусообразным серебряным наконечником (Birka I, Taf. 94; ср. Birka III, 146 и сл.). Остатки шелка на внутренней стороне наконечника показывают, что шапка была сделана полностью или частично из шелка. Под наконечником на плане захоронения изображены четыре подвески из серебряной проволоки в виде бубенчиков - St 22-23 (Birka I, Taf. 94), которые были прикреплены к шапке на затылке. Возможно, первоначально они висели на узкой шелковой ленте в ряд друг под другом. На другой шапке из захоронения Bj 644 не было таких привесок, но зато был позумент из золотой проволоки, Р 4, который шел ото лба к кончику шапки и, очевидно, был пришит к лицевой стороне шапки. Подобный позумент из волоченой золотой проволоки (не пряденой нити) - Р 8 в Bj 736 и Р 7 в Bj 524, а также сужающийся к одному концу позумент Р 5 в Bj 542 и Р 6 в Bj 710 (Birka III, Taf. 27:1-5) могут относиться к шапке этого типа. Подвеска St 25 (Birka III, Taf. 31:12), сделанная из серебряной проволоки и позолоченной кожи, украшала, возможно, кончик шапки в захоронении Bj 524. На шапке в Bj 496 было девять подвесок (St 29; Birka III, Taf. 35:8), также с позолоченной кожей внутри, а вдоль линии пробора шел серебряный галун.
Другой вид головного убора - тип В - не был остроконечным, по крайней мере, не имел затылочных украшений (наконечника и подвесок), часто встречавшихся у  вышеописанной группы. Остатки шапок типа B найдены в следующих захоронениях: Bj 832, 886, 944, 957, возможно также в Bj 798 и 976.
Отделка шапок этой группы состоит из позументов из волоченой проволоки и канители (gesponnenes Silberdraht), а не только из проволоки, как в предыдущей группе. Золото в большинстве случаев не встречается. В двух захоронениях, Bj 798 и 886, плетеная кайма (Р 1-3, Birka III, Taf. 26:1-2) изображена на плане вокруг головы, вроде очелья или каймы шапочки, а не вдоль пробора, как у типа А. Анализ фрагментов шапки из захоронения Bj 798 показывает, что кайма крепилась на основную ткань из шерсти. Позументная кайма  Р 11 в Bj 944, Р10 в Bj 957 (и Р 10 в Bj 976?) могла располагаться таким же образом, но череп в этом захоронении полностью истлел. Кайма в Bj 944 была прикреплена на позолоченный шелк (S 3, тонкая шелковая камка китайского происхождения; вместе с Р 11 и S 3 лежали, должно быть, фрагменты S 5; см. Birka III, 170. От того же головного убора?).
Наконец, выделяют маленькую группу захоронений (Bj 561, 628 и 716) в которой обнаружена тесьма с утком из золотой бити, навитой на шелковый сердечник. Ее относят к головным уборам в виде диадемы (тип С). Золотая или серебряная бить, навитая вокруг шелкового сердечника, в качестве утка в галунах из захоронений Бирки встречается редко, а на кафтанах или рубахах вообще не обнаружена. Этот вид металлической нити, видимо, использовался скорее для головных уборов, сумок и кошельков.
Необычно то, что во многих известных нам случаях украшения мужских головных уборов подбирали к кафтану/куртке. Кайма из золотой проволоки на шапке в богатом камерном захоронении Bj 524 подходит к золотому крестику P16 на кафтане (Birka III, Taf. 28:7); немного более простая кайма из золотых крестов Р 4 в таком же очень богатом камерном захоронении Bj 644 (Birka III, Taf. 27:4) вероятно подходит к нашивкам в виде звезд на кафтане, St 27. Еще отчетливее прослеживается эта тенденция в некоторых захоронениях второй группы (шапки типа В), где для головного убора и кафтана используется узелковая кайма одного и того же типа (например, Bj 832, 944).
В мужских захоронениях с украшенной галунами рубахой, но (вероятно) без кафтана, следы головных уборов присутствуют редко. Bj 703А (?), 735А, 842, 855, 903, 958, 977, 1076 и 1125 (?), видимо, подтверждают это правило. Исключение составляет Bj 957, где обнаружена позументная кайма (Р10) от головного убора. Не исключено, пожалуй, что в этом захоронении также был кафтан/куртка, который сегодня бесследно исчез.
В некоторых захоронениях (Bj 495, 496, 832) вместе с отделкой головных уборов найдены монеты и бусины. Они, возможно, лежали в текстильном кошельке или чем-то подобном, которые также иногда украшали изделиями из металлической проволоки.

Хэгг, Бирка, переводы

Previous post Next post
Up