4. Женский костюм
Женский костюм состоял из рубашки (сорочки), платья, хангерка, кафтана, плаща (накидки) и головного убора. Следов обуви и одежды, надеваемой на ноги, которые, должно быть, тоже входили в костюм, в захоронениях Бирки не обнаружено.
Остатки льняной ткани, которые могут относиться к рубашке, найдены приблизительно в 60 захоронениях (Hägg 1974, 14-36). Рубашки были двух различных типов, важнейшее отличие которых друг от друга состоит в том, что в одном случае использовалось гладкое льняное полотно, а в другом оно было гофрированным. [Сноска внизу страницы: Имеется в виду ткань в мелкую складку, причем отдельные складки стоят рядом друг с другом и место сгиба не острое, «плоско заглаженное», а выглядит закругленным. Техника гофрировки в подробностях еще неизвестна. У Гейер (Birka III, c. 16 и сл.) описан поздний метод складывания, применяемый в Балтике. В этой связи нужно упомянуть найденные в Элизенхофе и Хедебю, северо-западная Германия, остатки креповой шерстяной ткани суконного переплетения (Hundt 1981, Taf. 21:2a-b и с. 149; Hägg 1984b, с. 34 и сл., 104 и сл. и илл. 19-21), где складки подобного вида сделаны уже в процессе ткачества.] Гладкая рубашка была обычно туникообразной, т. е. делалась из сложенного пополам длинного куска ткани с горловиной, вырезанной посередине на месте сгиба. Иногда на горловине был разрез, который застегивался маленькой круглой фибулой (см., например, Birka I, Taf. 70:1-15, 17-19), а в отдельных случаях кольцевой фибулой (Birka I, Taf. 50 вверху). Однако сохранившиеся остатки рубашки так малы, что позволяют сделать лишь некоторые заключения о покрое этого предмета одежды. Так как при немногих сохранившихся образцах полотна фрагменты от верха и низа рубашки одинаковы, можно предположить, что стан рубашки был цельнокроеным, а не делался из двух частей, как у составной рубашки [Стр. 61.], где детали верха и низа изготавливались из полотна разного качества. Автору кажется довольно вероятным, что длинная (этнографическая - прим. ред. пер.) рубашка из местности Вингокер (A.-M. Nylén 1947, илл. 9-10; Hägg 1974, илл. 16-17) восходит к гладким рубашкам типа тех. что использовались в Бирке.
Гофрированные рубашки встречаются в захоронениях Бирки почти так же часто, как и гладкие (см. табл. 4 и илл. 6), и как с фибулой, так и без нее. Эта одежда, легко узнаваемая по характерным складкам, впервые появилась в захоронениях периода, переходного между ранней и поздней фазой Бирки (т.е. примерно конца IX в. - прим. ред. пер.), но очевидно, что к тому времени это был уже полностью сформировавшийся тип рубашек, ближайшие параллели и вероятные прототипы которых можно найти на славянских, прежде всего, южнославянских территориях.(Hägg 1974, 31-35; 1982, 259; 1984а, 213).
Илл. 6. Диаграмма встречаемости находок различных предметов женской одежды в захоронениях ранней и поздней фазы Бирки. В процентах выражено отношение захоронений, содержащих данный предмет одежды, к общему числу женских захоронений соответствующего периода, в которых сохранился текстиль вообще (ср. табл. 4).
Мелкие складки, по мнению Гейер (Birka III, 16 и сл.), делались следующим образом: через ткань прокладывали строчки и стягивали нитки, так что образовывались сборки, затем ткань увлажняли, вытягивали и сушили. Получались закругленные стоячие складки 2-3 мм глубиной (см. сноску на предыдущей странице).
Нельзя с уверенностью сказать, была ли гофрированной вся рубашка или только часть ее. Фрагменты на внутренней стороне некоторых овальных фибул плотно гофрированы, так же как лен на звеньях цепочек, лежавших у талии женщины в камерном захоронении Bj 834 (илл. 4). На ножницах и ножах, которые находят ниже на теле, обнаружен лен со складками, но без гофрировки.
Таблица 4. Количество предметов одежды, обнаруженных в женских захоронениях ранней и поздней фазы Бирки (всего 19 и 63 захоронения соответственно). Проценты приблизительны, особенно для ранней фазы, и приведены здесь только как вспомогательные цифры для интерпретации абсолютных значений. Справа указано количество фрагментов одежды во всех женских захоронениях, включая недатированные.
Тип одеждыÄBSJBSНедатированныеВсегоРубашка (вообще)947%3657%1661Рубашка гладкая210,5%2438%228Рубашка гофрированная737%1219%1433Шерстяной хангерок842%1524%225Кафтан1158%2031%637Платье421%1930%225Плащ/накидка15%46%16Головной убор15%2031,7%324
По остаткам гофрированного льна на инструментах (ножах, ножницах, ключах и т.д., ср. Hägg 1974, 20), которые, согласно плану захоронения, должны были бы соприкасаться с руками умершей, можно судить, что рубашка могла иметь длинные рукава. Ткань рубашек, как гофрированных, так и гладких была белой или сурового цвета, некрашеной.
Гладкие рубашки доказаны в приблизительно тридцати захоронениях. Примерно в таком же количестве захоронений найдены гофрированные рубашки. Пожалуй, можно выявить тенденцию, что гладкие рубашки встречаются чаще в ранней фазе Бирки, чем в поздней; в любом случае, остатки гофрированных рубашек встречаются за некоторыми исключениями только в поздних захоронениях. Также в захоронениях поздней фазы появились рубашечные фибулы, причем они чаще встречались на гофрированных, чем на гладких рубашках. [Стр. 62.]
Илл. 7. Серебряная маленькая круглая фибула из женского камерного захоронения Bj 731. В серебряной петле на обратной стороне прикреплена тонкая лента из шелковой тафты. Диаметр фибулы 3,3 см. Фото Н. Лаергрен.
Хангерок носился в течение всего рассматриваемого здесь периода времени. На это указывают уже овальные фибулы, которые встречаются в большинстве женских погребений. Гейер, предлагая реконструкцию этого одеяния (Birka III, 139 и сл., илл. 49-50), исходила из материала петель в овальных фибулах и заключила, что льняным был весь хангерок. Но, как оказалось (Hägg 1974, 39-58), лен часто использовался только для петель и иногда подкладки верхнего края, в то время как сам хангерок был из шерсти. Остатки таких шерстяных хангерков найдены в приблизительно 25 захоронениях, см. таблицы 4-5. Самые крупные фрагменты хангерка обнаружены в захоронении Bj 597 (изображение см. Hägg 1974, 126). Они происходили от детали переда, изначально одним непрерывным куском покрывавшей всю грудь под фибулами и между ними. Из швов сохранилась только подрубка прямого верхнего края. Тем не менее, хангерок следует отнести к кроеной одежде (ср. Hägg 1974, 54ff; 1984b, 38ff, 168ff ). [Сноска внизу страницы: В гавани Хедебю сохранились детали хангерка из тонкой шерстяной ткани репсоподобного полотняного переплетения. Этот предмет одежды первоначально состоял из четырех несколько расклешенных частей, сшитых сбоку друг с другом и сверху заканчивавихся подрубленной кромкой ткани. К этой кромке, вероятно, раньше крепились лямки и фибулы. Боковые срезы отдельных деталей изогнуты так, что хангерок книзу сильно расклешен.]
Таблица 5. Совстречаемость предметов одежды, входивших в женский костюм. Цифры обозначают количество захоронений, в которых данная пара предметов одежды встречается вместе. Справа за ступенчатой линией - общее количество предметов одежды, указанных в колонке слева.
Из некоторых немногочисленных захоронений известны даже льняные фрагменты с пришитой петлей. Однако, эти фрагменты мало говорят о материале остальных деталей хангерка, т.к. лямки шерстяных хангерков были, очевидно, пришиты к подкладке, а не к основной ткани, как можно было бы ожидать. В одном случае (Bj 974, см. фотографию в Birka III, Taf. 5:7 и 6:6) хангерок состоял из ломанной ромбами саржи, а подкладка и лямки были из шерстяного репса. Кроме того, верхний край хангерка часто был отделан шерстяным шнуром (например, в захоронениях Bj 511, 564, 954, 973 и 1084) или узкой шелковой бейкой (Bj 464, 834, 835, 1090).
Два фрагмента из захоронения Bj 563 (на илл. 3) - единственное сохранившееся подтверждение полностью льняного хангерка. Здесь найдены даже два хангерка: верхний, темно-синий с красным шерстяным шнуром по верхнему краю, и нижний, из некрашеного полотна. Этот образец выглядит исключением; но так как лен разрушается легче, чем шерсть, количество льняных хангерков может ввести в заблуждение. Само собой, не может быть речи о льноткачестве в больших объемах в Скандинавии раньше [Стр. 63.] конца эпохи викингов (Hägg 1984b, 209 и сл). Льняная ткань была роскошью, которую можно ассоциировать только с высшими слоями общества. Т.к. в Бирке могли быть распространены не только льняные рубахи, но и льняные хангерки, можно полагать, что богатые захоронения, в которых сохранился текстиль, представляют высший слой населения.
Исследования хронологического распределения одежды показали, что процент шерстяных хангерков выше в захоронениях ранней фазы (см. табл. 4-5 и илл. 6) и что они реже встречаются вместе с такими предметами одежды, как гофрированная рубашка и платье, которые как мы знаем, употребительнее всего в захоронениях 10 века. Итак, можно допустить, что популярность шерсти в качестве традиционного материала для хангерка в Бирке все больше снижается в пользу льна. Такая тенденция объясняет отсутствие остатков хангерков (кроме петель в овальных фибулах) во многих захоронениях 10 века и, возможно, указывает на возрастающую популярность льна в переходный к средневековью период.
Долго предполагалось, что плащ/накидка был той верхней одеждой в женском костюме, к которой относится «третья» фибула - равноплечная, трилистная, (большая) круглая и т.д. Как уже говорилось вначале, найти хоть какие-либо подтверждения существования накидки в женских захоронениях Бирки оказалось трудно (Hägg 1974, 59 и сл.). Между тем нельзя окончательно считать, что этот предмет одежды исчез из женского костюма. Нужно учитывать, что тело в захоронении могло быть им покрыто или завернуто в него. К такому плащу-савану могли относиться дополнительные застежки в виде больших кольцевидных фибул в захоронениях Bj 480, 843В, 845, 860А, 946 и 1062. В захоронении Bj 543 над умершей и под ней найдена узорная ткань. Она, возможно, скреплялась дополнительной застежкой - железной скобчатой фибулой (Bogenspange), найденной в этом захоронении вместе с обычным комплектом одежных фибул.
В захоронениях Bj 483 и 1014 найдены остатки шерстяной ткани на обратной стороне равноплечной фибулы. В обоих случаях иглы прокалывали саму ткань, довольно тонкую, но не самого лучшего качества (изображение см. в Hägg 1971, рис. 5 и Birka III, Taf. 8:4). Игла трилистной фибулы в захоронении Bj 843, похоже, также была продета непосредственно сквозь шерстяную репсовую ткань (W32) среднего качества. В этих трех случаях фибулы входят в обычный комплект фибул и, возможно, скрепляли шаль или накидку. В захоронении Bj 838 женщина была предположительно завернута в узорную ткань. Петля из этой же ткани осталась на отдельно лежавшей железной игле, которую И. Янссон (устное сообщение) отнес к «привеске» из того же захоронения (Birka I, Taf. 95:4), использовавшейся, соответственно, как фибула. Возможно, и здесь речь идет о плаще. С другой стороны, во многих случаях оказывалось, что третью фибулу правильно относить к другому предмету одежды, а именно к кафтану. В случаях с кафтанами игла фибулы, похоже, продевалась не через саму ткань одежды, а через пришитые к краям переднего разреза маленькие тканевые петли.
Кроме предметов одежды, идентифицированных Гейер (Birka III, 138 и сл.): рубашки, хангерка и плаща - в женский костюм Бирки входили еще два одеяния (Hägg 1974, 59 и сл., 92 и сл.). Одно из них - платье - это скроенная и сшитая по фигуре одежда, которая надевалась непосредственно под хангерок. Другое, кафтан, носили наподобие пальто поверх рубашки, платья и хангерка. То, что речь идет не об открытом плаще типа покрывала, можно понять прежде всего по текстильным фрагментам. Оба эти одеяния имеют непосредственные параллели в мужском костюме и фрагментах одежды из Хедебю (Hägg 1984b, 42-63, 171-180), а также, что интересно, в традиционном франкском придворном костюме, который имел основополагающее значение для формирования костюма знатных скандинавских женщин. [Стр. 65.] В этот костюм - подвергшийся в свою очередь сильному византийскому влиянию - входили льняная рубашка, платье и распашная одежда с застежкой спереди. Женские кафтаны из Бирки, которые, очевидно, могли быть и шерстяными, и полотняными (см. табл. 7), застегивались спереди не на пуговицы, а с помощью фибулы, подобно распашной одежде франкской королевы Арнегунды (Fleury & France-Lanord 1979). Между полами кафтана могло оставаться довольно большое расстояние, чтобы были видны овальные фибулы, бусы и другие нагрудные украшения.
Платье, как и кафтан, было изо льна или шерсти. Но в отличие от него оно было спереди глухим; это видно по планам некоторых захоронений, где отделка галуном идет через всю грудь непрерывной линией (см. илл. 8).
Илл. 8. (На стр. 64.) Галун из серебряных и шелковых нитей на платье из женского захоронения Bj 965 (похоже, B6-7 - прим. ред. пер.). Тесьма, с пришитыми по краям полосками тонкого шелка-самита, первоначально была приклепана к более плотной ткани маленькими штифтами. На обоих галунах видны отчетливые следы овальных фибул (различная окраска окиси серебра). Длина отрезков разного цвета, которые особенно четко видны на тесьме А (здесь она приведена в двух частях), составляет: a = 72 мм, b (под фибулой 1) = 80 мм, c (между фибулами) = 112 мм, d (под фибулой 2) = 83 мм, e = 76 мм. Фото О. Линдман.
Для кафтанов и платьев в Бирке особенно характерна богатая отделка шелком, серебряной вышивкой и галуном, а также позументами из золотой и серебряной проволоки. Как в мужском, так и в женском костюме кайма часто нашивалась по краю одежды и швам, на горловине, манжетах и, возможно, также на подоле. В первую очередь украшался перед одежды. Это явствует, прежде всего, из последовательности слоев в женских захоронениях: отделка никогда не встречается на фрагментах спинки.
В некоторых немногочисленных захоронениях без (сохранившейся?) отделки вышеописанного облика последовательность слоев указывает на наличие шерстяного платья: камвольный репс (W 25-27) из захоронений Bj 987 и 1004, шерстяная ткань (более точно не определяемая) из захоронения 564, сукно (W 41) из Bj 620 и др. возможно относятся к подобным простым платьям.
Итак, платья без шелка или галуна делались в большинстве случаев из более простой ткани, а богато украшенные платья, напротив, изготавливались из льняного полотна или тонкой шерстяной ломанной ромбами саржи.
Таблица 6. Женские захоронения с остатками кафтанов и платьев. В таблице приведены только те захоронения, где сохранился материал как одежды (льняные одежды отмечены звездочкой (*), прочие шерстяные), так и отделки.
Отделка только шелкомОтделка шелком и галуномКафтанПлатьеКафтанПлатье465523507660466577711В735В*480731В*839824511Ausgr. 1934968825513984834В*517?844535856534943557950*594*965*619*791800838845954
Рассмотрев находки отделки, можно увидеть, что на платьях чаще встречается шелк вместе с галунами, чем только шелк, см. табл. 6. Можно подумать, что такое впечатление создается из-за того, что тесьма с металлическим утком лучше сохраняется. Однако на кафтанах соотношение обратное: только пять женских кафтанов были отделаны как шелком, так и галуном, в то время как большинство (шестнадцать) кафтанов были отделаны только шелком. В одном из захоронений, Bj 507, на кафтане были шелк и беличий мех. Полосы шелка прикреплялись к полам кафтана маленькими металлическими штифтами; мех служил в качестве опушки. Меховая опушка, похоже, имелась также на кафтанах в захоронениях Bj 539, 543 (бобёр), 557 (куница), 619 (бобёр).
Фрагменты, вероятно относящиеся к кафтану, обнаружены в 37 погребениях - более чем в четверти женских захоронений, в которых вообще сохранился текстиль. Это самая часто встречающаяся после рубашки одежда (см. табл. 4). Платье встречается вовсе не так часто. В то время как кафтан имелся более чем в половине захоронений IX века и только в трети захоронений поздней фазы, платье, напротив, все чаще встречается в поздних захоронениях (см. илл. 6).
Как минимум в двадцати захоронениях имеются остатки головных уборов с тесьмой из золота и серебра (см. Birka III, 145 и сл.). Судя по плану парного захоронения Bj 750, у похороненной там женщины была вокруг головы серебряная лента с двумя свисающими концами. Там, где концы ленты встречались на затылке, был позументный узел, тоже из серебра (Р16). Подобный головной убор, возможно, был и в захоронении Bj 967. В остальных захоронениях свисающие концы тесьмы не выявлены. На некоторых немногочисленных планах (Bj 707, 823, 845 и 967) изображена in situ тесьма или ее фрагменты, плотно охватывавшие лоб и затылок, как очелье. В некоторых случаях (Bj 823 и 845) сохранились также остатки шелка, на который тесьма была нашита, что говорит о том, что здесь может идти речь о головном уборе другого вида. На плане захоронения Bj 946 тесьма лежит так, как она располагалась бы на шапке, покрывающей макушку (см. Birka III, 171). Кроме этого, есть также захоронения, в которых сохранились фрагменты ткани от головного убора, в большинстве случаев шелковой (Bj 660, 838, 943), но встречается и шерстяная (Bj 946). В захоронении Bj 963 найдена тканая лента с основой из шерсти и красного шелка и утком из серебряной бити (B1, см. Birka III, стр. 75-76 - прим. ред. пер.). Лента найдена вместе с фрагментами шелка, на который она могла быть нашита.
Сохранившиеся фрагменты указывают на то, что с большой вероятностью существовали головные уборы в виде шапки. Также на это указывают планы некоторых захоронений: Bj 573 (единственный случай каймы из серебряной [Стр. 67.] канители, St 7, найденной в женском захоронении), Bj 660 и Bj 731, в которых декоративная кайма не охватывала плотно голову, а лежала дугой над ней или около нее.
В некоторых женских захоронениях найдены украшения, которые не рассматривались ранее в связи с костюмом, а именно ожерелья из бусин и подвесок. Самые лучшие примеры представлены в захоронениях Bj 632 и Bj 791 (Birka I, илл. 170-171 и Taf. 119; илл. 235). На планах этих захоронений изображены лежащие на груди женщин круги из сердоликовых, стеклянных, пастовых и др. бус, а также серебряных монет и переделанных в привески накладок. Подобные, но менее богатые украшения есть и в некоторых других захоронениях, например, в Bj 642, 847, 860В, 980 и 1084. По всем этим ожерельям можно определить, что они могли быть изготовлены на месте, а их составляющие могли быть совершенно разного происхождения. Их композиция и общий вид напоминают богато украшенные бусами и подвесками воротники из захоронений франкских женщин в центральной Европе, где они были надеты вокруг шеи погребенных. Эти украшения воротников рассматриваются как результат непосредственного влияния византийской моды на богатый франкский женский костюм (Schulze 1976, 149 и сл; Vierck 1978).