Поступление в МГТУ им. Н.Э. Баумана

Feb 01, 2015 22:46


В 9-м классе обычной общеобразовательной школы с углублённым изучением английского языка у меня всё было хорошо и ничего не предвещало беды. Одевался я в рваные джинсы, футболку с Егором Летовым, джинсовку с 113-ю булавками, а на голове был ирокез. У нашей панк-рок группы "Перекрытая щель" всё тоже было хорошо, на магнитофон был записан первый альбом (пока что акустический), писались песни для следующего альбома, и вся жизнь, казалось, была расписана на много лет вперёд...

Основным элементом нестабильности, как водится, были родители, которые надоедали своими нотациями про то, что нужно куда-то поступать, а из этой школы ни в какое нормальное место, якобы, не поступить (хотя, в то время уже было достаточно говновузов, чтобы вместить всех желающих обзавестись корочкой). В итоге было решено отправить меня в школу №401, в которой имелись лицейские классы при МГТУ им. Н.Э. Баумана (нынче это лицей 1581). Мне, конечно же, перспектива тусить 10 и 11-й классы (самое весёлое время в жизни) с ботаниками не улыбалось, поэтому я решил, что должен выступить против родительского террора и всячески саботировать эту затею. Вариант запереться в комнате и рыдать до тех пор, пока от меня не отстанут, отпал сразу, тем более, был гораздо более простой вариант. Чтобы поступить в эту школу, нужно было сдать экзамены, которые, конечно же, можно было легко завалить. Ну а чтобы задача не была слишком простой, я даже согласился пойти на подготовительные курсы.



Первое время всё шло по плану, я ходил на курсы, приобрёл новых товарищей и весело проводил время. Конечно, приходилось делать какие-то задания, но меня утешало, что это всего лишь до конца 9-го класса, а там будет свобода.
Первые мысли о том, что неплохо было бы внести коррективы в мой план, начались, когда в моей прежней школе меня стала напрягать биологичка. После первых трёх двоек я решил, что нужно прекращать попытки искать истину, последовать заветам Иисуса и не противиться злу. Как ни странно, прогуливание уроков не помогло, ровно как и попытки игнорировать учительницу сидя в наушниках. Хамство и стёб перестали смешить после 5-й двойки подряд. Когда я попытался всё-таки выучить биологию, это уже тоже помогало слабо, и мои родители даже настаивали на созыве педсовета и исключении меня из школы. Но по другим предметам у меня не было даже троек, так что, оснований для развития подобного сценария не нашлось. В любом случае, я стал думать, что может быть идея с новой школой не так уж и плоха.
Но было поздно. Математику я сдал на три, а физику на два. Титаническими усилиями моей маме удалось уговорить дать мне пересдать физику. Её я пересдал на три, мама дала расписку, что заберёт меня из школы, если я не буду успевать и меня взяли в физмат класс (куда отчисляли неуспевающих лицеистов).


Не могу сказать, что я был особенно рад этому, особенно, когда первого сентября я осознал, что теперь буду ездить в школу на метро каждый день и тратить на это в сумме по два часа (это после 5 минут пешком до старой школы). Впрочем, из этого тоже вскоре удалось выносить определённую пользу. В частности, в метро можно было делать уроки, а освободившееся время дома тратить на более полезные вещи. Например, на игру Ил-2 Штурмовик, в которой мне удавалось добиться гораздо больших успехов, чем в физике или математике. В частности, за два года ежедневных полётов мне удалось дослужиться в одной из виртуальных эскадрилий до звания штабсфельдфебеля и стать заместителем командира штаффеля, а потом и инструктором в Школе пилотов.
Так или иначе, в учёбе я тоже стал добиваться первых успехов. По физике у учителя Громова я стал получать первые двойки, чем очень гордился. Первое время выше кола подняться было тяжеловато. К 11-му классу дошло даже до того, что учитель похвалил меня на родительском собрании, сравнив меня с атомом, который может обрасти электронами.
По математике я усвоил, что если в метро почеркать в тетрадке строчки примеров, а на уроке сказать, что я пытался сделать домашнее задание, но никак не получилось, то жить вполне себе можно. Хотя, геометрия, мне действительно понравилась и однажды мне даже удалось решить 7-ю задачу из вступительных билетов МГТУ (самую высоко оцениваемую). Я получил пятёрку, буквально через пару минут понял, что всё-таки решил её неправильно, но беспокоить учительницу своими домыслами не стал.
Основная же моя деятельность не стояла на месте и мы с нашей группой записали второй альбом (на этот раз с настоящими электрогитарами), а ирокез позволил мне выиграть в школьном конкурсе причёсок почётную бумажную медаль.
В 11-м классе я решил предпринять первые самостоятельные попытки избежать величайшей ошибки в своей жизни (поступления в МГТУ им. Н.Э. Баумана, где каждый второй студент вешается от невыносимых условий) и пошёл на курсы в МАДИ. Мой дедушка - кандидат технических наук, почётный строитель России, поэтому я решил, что можно без особого напряга учиться там строить мосты и транспортные тоннели.
На курсах в МАДИ с одной стороны всё было легко и просто, но с другой стороны - как-то скучновато. Задачи, которые там решались мне были не очень интересны, а задачи из моей школьной программы никто мне не мог помочь решить. В итоге у меня стало появляться стойкое впечатление, что я зря провожу тут время, и что если так всё дальше и пойдёт, я так же зря проведу и следующие 5 лет. Так впервые ко мне в голову стала вкрадываться мысль о том, что может быть и идея с МГТУ - не такая уж и плохая...
Когда я стоял в школьном коридоре у кабинета директора и смотрел на список специальностей, конечно же, единственная специальность, которая меня могла привлечь - "Информационная безопасность", где обучали на программистов. Логика была простая - единственное, что мне интересно в жизни - это компьютерные игры, значит нужно учиться на программиста. Благо, так думало подавляющее большинство моих сверстников, поэтому проходной балл на эту специальность стремился к 10 баллам из 10 возможных, а значит с этой специальностью я гарантированно пролетал.
С другой стороны, думал я, можно сконцентрироваться на моём увлечении авиацией. В итоге я настолько на нём сконцентрировался, что даже всерьёз захотел поступать в лётное училище. Но выяснилось, что ближайшее находится где-то под Оренбургом и эта идея как-то отпала. Следующий вариант напрашивался сам собой - поступать в МАИ. Но во-первых, у меня совсем не было уверенности в том, что я хочу работать потом за копейки в авиационном КБ, а во-вторых, про МАИ в то время ходили не самые лучшие слухи.
С выбором я окончательно определился благодаря своему однокласснику, у которого папа был лётчик, а потому он был для меня в определённой степени авторитетом. Он агитировал меня поступать на кафедру гидравлики в МГТУ им. Н.Э. Баумана, аргументируя это тем, что во всех самолётах есть гидравлика. Куда в самолёте можно воткнуть водопровод и зачем он там - я не имел ни малейшего понятия, но поверил однокласснику на слово. Самым весомым аргументом в пользу этой кафедры было то, что на неё традиционно был один из самых низких проходных баллов в МГТУ, а значит этот вариант был для меня. Потом мы сходили на эту кафедру и уже там я узнал, что гидравлика есть не только в самолётах, но и в тракторах, экскаваторах, автомобилях, станках, да и вообще - легче перечислить где её нет. Это значительно увеличивало шансы работать после университета, если не в авиации, то хотя бы по специальности в любой другой отрасли.
Дело было за малым - набрать минимальный проходной балл на весенней олимпиаде. В школе нам советовали записываться на самые конец весны, т.к. там, по слухам, были самые лёгкие задания и самые лояльные проверяющие. Мы с другом об этом забыли и благополучно записались на самое начало, аргументируя это тем, что в конце весны нужно гулять, а не писать олимпиады. Дело чуть не закончилось фейлом в самом начале пути - на экзамене по русскому языку. Нужно было написать мини-сочинение про моё отношение к отечественным бардам, я зачем-то стал писать смс своему товарищу (как-будто он мог в одной смс уместить всё сочинение) и меня выгнали с экзамена (к слову, списывать я так и не научился до самого конца обучения в МГТУ). Но потом мне повезло дважды: во-первых, мне разрешили сдать работу, а во-вторых, как я потом узнал, сочинение и не нужно было писать, т.к. на нём обычно все уходили в минус по баллам. В итоге, свой зачёт я получил.
Математику я написал по заранее отработанной тактике - решил задания, в которых уверен, понаписал какой-то ерунды в номерах, которые не знал как решать и в итоге набрал заветные 4 балла из 5.
С физикой всё обстояло гораздо хуже. Я пришёл на экзамен, понял, что не знаю решение ни одной из задач, положил голову на стол и заснул. Минут через 20 я проснулся, посмотрел что к тому времени успели написать мои соседи, позаимствовал пару неплохих идей и стал писать... Я был уверен в решении лишь одной задачи (по оптике), но, как выяснилось на апелляции, она оказалась решена неправильно. Меня спасло, что при подсчёте баллов не важно было наличие т.н. "полных плюсов", поэтому я получил 3,5 балла без единой правильно решённой задачи.
Но это был уже неплохой результат. В сумме у меня было 7,5 баллов, а проходной на кафедру из года в год варьировался от 7,5 до 8,0 баллов. При том, даже в случае проходного в 8,0 баллов, оставался неплохой шанс пройти по результатам собеседования по полупроходному баллу.
Родители мой энтузиазм к тому моменту не особо разделяли, т.к. уже было ясно, что даже если я чудом поступлю в МГТУ, меня вышвырнут оттуда после первой же сессии. Поэтому мне пришлось написать вступительный экзамен не только в МАДИ (где по математике я набрал что-то около 94 баллов из 100 и гарантированно проходил на свою специальность), но и в МАМИ (где нужно было сдавать только математику). Но я решил, что буду поступать в МГТУ со своим товарищем (у которого было столько же баллов) на кафедру гидравлики.
Как и сейчас, 10 лет назад, проходной балл определялся не столько "престижностью" или "перспективностью" специальности, сколько спекулятивным поведением абитуриентов, которые могли в последний день, испугавшись большого количества мёртвых душ с копиями документов, забрать свои документы, убежать на другой факультет, или вообще в другой ВУЗ. Я не особо владел навыками экстрасенса, поэтому просто сидел и ждал своей участи. Так, за 15 минут до закрытия приёмной комиссии мне позвонил мой товарищ и сообщил, что на нашей кафедре ситуация - полный швах, и он перебрасывает документы на другой факультет. Хорошо, что мне дёргаться уже было бессмысленно, т.к. меня от универа разделял час езды, так что, я лишь серьёзнее задумался о том, что мне сказать на собеседовании полупроходников...
На деле всё оказалось значительно проще. Вместе с моим товарищем документы с моей кафедры перебросило ещё достаточное количество человек, чтобы проходной балл оказался ровно 7,5.
Таким образом я и оказался на первом курсе кафедры "Гидромеханика, гидромашины и гидропневмоавтоматика" МГТУ им. Н.Э. Баумана. О том как мне удалось проучиться тут 6 лет, затем защитить диссертацию и устроиться на работу ассистентом - читайте в следующих выпусках.

МГТУ им. Н.Э. Баумана, поступление, Моя история

Previous post Next post
Up